Консультация для родителей "Особенности речевого развития ребенка 5-6 лет"
консультация

Консультация для родителей

Особенности развития речи детей 6 года жизни

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться писать и читать, усваивать школьную грамоту.

Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.

Фонетика: произношение звуков

Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.

К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии.

Для формирования правильного звукопроизношения родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

Фонематический слух

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.

Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

«ЧУДО-ЗВУКИ»

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков — шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем — сходных по звучанию.

— Какие звуки похожи? Чем звуки различаются? Где их можно услышать? Какие из них кажутся знакомыми?

Слушайте звуки на на прогулке. Зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте — это опоры вашего малыша в жизни.

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

«ЧТО СЛЫШНО»

Привлечь внимание ребенка то к двери, то к окну, предложить послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

 «ПОВТОРИ»

Произвести серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

«ХЛОПАЙ-ТОПАЙ»

Ребенок топает и хлопает на заданный взрослым звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

—  [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш]

«ПОЙМАЙ СЛОГ»

Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги.

— Поймай слог ЧУ. ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее.

«ЛОВИ СЛОВО»

— Лови слово «щука». Шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее.

Словарный запас дошкольников

Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.

Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.

Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.

Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.

Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.

Развить словарь у старшего дошкольника помогут игры:

«ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ВОКРУГ?»

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

— Перед тобой две девочки. Они обе в красных платьях с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

— Что значит слово... мяч, кукла, ручка?

— У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку)? (Ею пишут.) А что обозначает слово ручка здесь (педагог показывает на дверную ручку)? (Ею открывают и закрывают дверь.)

«НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Ты знаешь, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополни другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный... еще какой? Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная)».

— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).

— Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворений Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай... (конец).

 

Грамматический строй речи\

В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.

Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).

Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).

Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.

«ОДИН-МНОГО»

— Это... стол, а это... (столы). Здесь много.... (столов). Какие столы? (Деревянные, письменные, обеденные).

— Это… ромашка, а это... (ромашки). В букете много.... (ромашек). Какие они? (Белые, с желтой серединкой.) Что еще бывает белым? Желтым?

— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сонный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

«БРАТ - БРАТЕЦ - БРАТИК»

— Послушай слова, которые я назову, и скажи, чем они отличаются: мама — мамочка — мамуля; брат — братец — братик; дерево — деревце; заяц —- заинька — зайчишка — зайчище; дом — домик — домище. (Многие слова звучат ласково.)

«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

— Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука...

«ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»

— Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

Связность речи

Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

— Закончи начатые мною предложения: Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... (отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки: Они забежали за дом. Их долго не находили, и они... (выбежали).

— Придумай предложения со словами: шел — перешел — пошел — подошел — вошел — вышел - отошел.

— Замени словосочетание другими словами: ползет муравей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень медленно; плывет человек —плавает; плывет лодка — движется по воде; плывет облако — движется по небу; сложить дрова — уложить их; сложить песню — написать; бить посуду — разбить что-то; свет бьете глаза — ярко светит.

Норма развития речи у ребенка 6 лет

В этом возрасте характерны следующие особенности:

 1 Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;

 2 Дети выговаривают все звуки;

 3 Артикуляционный аппарат полностью сформирован;

 4 Словотворчество «отмирает»;

 5 Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;

 6 Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него;

 7 Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);

 8 Развитие связной речи 5 – 6 лет.

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Симптомы нарушения развития речи у детей 5 – 6 лет

По каким критериям можно предположить, что у дошкольника имеются нарушения развития речи?

 • Скудный словарный запас: менее 2500 слов;

 • Не может составить рассказ по картинке или пересказать историю;

 • Не может выделить главное в рассказе;

 • Недостаточное развитие связной речи 5 – 6 лет;

 • Не выговаривает звуки;

 • Голос невнятный, нечеткий, монотонный, «глотаются» окончания;

 • Не может оценить действия героя, сравнить героев сказки, фильма, мультика.

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Если имеются нарушения развития речи у детей 5 – 6 лет, обратитесь к логопеду. Не ждите, пока ваш малыш выговорится сам — этого не произойдет. Поэтому скорее консультируйтесь с логопедом и приступайте к коррекции. Ведь при нарушениях развития речи деткам намного тяжелее дается школьная программа, им сложно социализироваться, заводить друзей, со временем снижается самооценка.

image

 

image

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

image

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_lkd_5-6.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Особенности развития речи детей 6 года жизни

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться писать и читать, усваивать школьную грамоту.

Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.

Фонетика: произношение звуков

Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.

К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии.

Для формирования правильного звукопроизношения родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

Фонематический слух

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.

Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

«ЧУДО-ЗВУКИ»

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков — шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем — сходных по звучанию.

— Какие звуки похожи? Чем звуки различаются? Где их можно услышать? Какие из них кажутся знакомыми?

Слушайте звуки на на прогулке. Зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте — это опоры вашего малыша в жизни.

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

«ЧТО СЛЫШНО»

Привлечь внимание ребенка то к двери, то к окну, предложить послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

 «ПОВТОРИ»

Произвести серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

«ХЛОПАЙ-ТОПАЙ»

Ребенок топает и хлопает на заданный взрослым звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

—  [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш]

«ПОЙМАЙ СЛОГ»

Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги.

— Поймай слог ЧУ. ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее.

«ЛОВИ СЛОВО»

— Лови слово «щука». Шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее.

Словарный запас дошкольников

Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.

Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.

Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.

Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.

Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.

Развить словарь у старшего дошкольника помогут игры:

«ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ВОКРУГ?»

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

— Перед тобой две девочки. Они обе в красных платьях с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

— Что значит слово... мяч, кукла, ручка?

— У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку)? (Ею пишут.) А что обозначает слово ручка здесь (педагог показывает на дверную ручку)? (Ею открывают и закрывают дверь.)

«НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Ты знаешь, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополни другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный... еще какой? Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная)».

— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).

— Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворений Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай... (конец).

Грамматический строй речи\

В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.

Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).

Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).

Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.

«ОДИН-МНОГО»

— Это... стол, а это... (столы). Здесь много.... (столов). Какие столы? (Деревянные, письменные, обеденные).

— Это… ромашка, а это... (ромашки). В букете много.... (ромашек). Какие они? (Белые, с желтой серединкой.) Что еще бывает белым? Желтым?

— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сонный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

«БРАТ - БРАТЕЦ - БРАТИК»

— Послушай слова, которые я назову, и скажи, чем они отличаются: мама — мамочка — мамуля; брат — братец — братик; дерево — деревце; заяц —- заинька — зайчишка — зайчище; дом — домик — домище. (Многие слова звучат ласково.)

«ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

— Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука...

«ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»

— Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

Связность речи

Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

— Закончи начатые мною предложения: Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... (отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки: Они забежали за дом. Их долго не находили, и они... (выбежали).

— Придумай предложения со словами: шел — перешел — пошел — подошел — вошел — вышел - отошел.

— Замени словосочетание другими словами: ползет муравей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень медленно; плывет человек —плавает; плывет лодка — движется по воде; плывет облако — движется по небу; сложить дрова — уложить их; сложить песню — написать; бить посуду — разбить что-то; свет бьете глаза — ярко светит.

Норма развития речи у ребенка 6 лет

В этом возрасте характерны следующие особенности:

 1 Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;

 2 Дети выговаривают все звуки;

 3 Артикуляционный аппарат полностью сформирован;

 4 Словотворчество «отмирает»;

 5 Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;

 6 Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него;

 7 Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);

 8 Развитие связной речи 5 – 6 лет.

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Симптомы нарушения развития речи у детей 5 – 6 лет

По каким критериям можно предположить, что у дошкольника имеются нарушения развития речи?

 • Скудный словарный запас: менее 2500 слов;

 • Не может составить рассказ по картинке или пересказать историю;

 • Не может выделить главное в рассказе;

 • Недостаточное развитие связной речи 5 – 6 лет;

 • Не выговаривает звуки;

 • Голос невнятный, нечеткий, монотонный, «глотаются» окончания;

 • Не может оценить действия героя, сравнить героев сказки, фильма, мультика.

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Если имеются нарушения развития речи у детей 5 – 6 лет, обратитесь к логопеду. Не ждите, пока ваш малыш выговорится сам — этого не произойдет. Поэтому скорее консультируйтесь с логопедом и приступайте к коррекции. Ведь при нарушениях развития речи деткам намного тяжелее дается школьная программа, им сложно социализироваться, заводить друзей, со временем снижается самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности речевого развития ребенка пятого года жизни"

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью....

Консультация для родителей "Роль детской книги в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль детской книги в речевом развитии ребенка"...

Консультация для родителей "Значение проектно-исследовательской деятельности для речевого развития ребенка"

quot;Значение проектно-исследовательской деятельности для речевого развития ребенка"...

Консультация для родителей "Нормы речевого развития ребенка"

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, ж...