Выступления на методических мероприятиях.
статья
Выступления на методических мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ результативности программ воспитания и социализации | 53 КБ |
Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей. | 44.5 КБ |
Профессиональная ориентация обучающихся | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Программы воспитания и социализации обучающихся разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Программы воспитания и социализации реализуют классные руководители, они разработаны на основе Программы духовно-нравственного развития, Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни АООП.
Цель - духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Содержание программ воспитания и социализации реализуется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Основные воспитательные мероприятия: тематические уроки и линейки, профориентационные мероприятия, экскурсии, Дни здоровья, образовательные события в соответствии с Календарем образовательных событий РФ, мероприятия в соответствии с План мероприятий, посвященных Году памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, выставки творческих работ и участие в конкурсах (Первый Всероссийский конкурс рисунков для детей с ОВЗ "Я могу! Я рисую!», конкурс творческих работ «Я и мир вокруг меня», конкурс рисунков «Слава Армии Российской, самой мирной на земле!», конкурс «Северное сияние», Городской фестиваль «Здесь сердце тихое Югры», посвященный Дню инвалидов), Чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», квесты, социально-полезные акции, экологические акции, Важной составляющей эффективной работы с обучающимися является выстроенная система традиционных мероприятий и коллективно-творческих дел («Новогодние хлопоты», «Весенняя капель», «Подарок ветерану», «Вахта памяти»), спортивные соревнования (фестиваль, посвященный Международному дню инвалидов «Преодоление, Специальная спартакиада Югры среди детей и подростков).
При реализации программы обеспечивается взаимодействие с МУБ «Детская городская библиотека», МУК «Детская школа искусств», ЦФКиС «Жемчужина Югры», кукольный театр «Волшебная флейта», БУ ХМАО - Югры «Центр адаптивного спорта Югры» и др.
Формы взаимодействия: участие организаций в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы: экскурсии, мастер - классы, соревнования и др, проведение совместных мероприятий по направлениям программы.
Классными руководителями для реализации программ составлена дорожная карта., реализация программ осуществляется в тесном взаимодействии с родителя ( законными представителями ) обучающихся.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития предусмотрены е воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.
Положительно необходимо отметить, что классные руководители в системе ведут диагностическую деятельность, профилактическую деятельность по предупреждению вредных привычек, негативного отношения к учебной и познавательной деятельности. Также положительно необходимо отметить высокий уровень взаимодействия классных руководителей с родительской общественностью, что подтверждается результатами участия родителей в общешкольных мероприятиях
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы (родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание, диспут, родительский лекторий, вебинар, тренинг и т.п)
Достижения обучающихся во внеурочной деятнльности:
-Специальная спартакиада Югры среди детей и подростков (прыжки в длину, толкание ядра, бег, теннис, плавание, бочче) - 1 место - 2 чел., 2 место - 4 чел., 3 место - 1 чел., г. Ханты- Мансийск;
-Академии развития творчества «АРТ-талант». Всероссийский конкурс детского творчества «Зимние пейзажи». Номинация «Фотография», 1место , г. Москва;
-Городской конкурс рисунков «Слава Армии Российской, самой мирной на земле!» -победители -2, участники 25 человек;
-Конкурс агитационного рисунка и плаката «Родная армия», Муниципальное автономное учреждение «Центр молодёжных инициатив» г.Нефтеюганск, - диплом 3 степени;
-Городской фестиваль «Здесь сердце тихое Югры», посвященный Дню инвалидов. Категория: «Вокал», «Хореография», «Художественное чтение», 3 место, 1 место;
-Викторина «Моя Югра», посвященная 89-летию со дня образования ХМАО-Югры, МБУК «Культурно-досуговый комплекс», г. Нефтеюганск, 6 обучающихся победители, 25 -участники);
-Всероссийский конкурс детского творчества «Зимние пейзажи», номинация «Фотография»;
- Конкурс декоративно – прикладного искусства «Я и мир вокруг меня» в рамках XI городского фестиваля детского и юношеского творчества «Созвездие юных талантов Нефтеюганска». Номинация «Бумажная фантазия», 2 место;
-Конкурс «Северное сияние», номинация «Новогодний калейдоскоп», 2 место.
Выводы:
Положительное в работе:
Внесены изменения в программу социализации и воспитания обучающихся в рамках современных требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Классными руководителями используются современные формы и методы работы: социально-полезные дела, акции, квесты, флешмобы.
Предложения:
Разработать:
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.
Критерии эффективности реализации программ воспитания и социализации обучающихся.
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете «Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей" |
Моржанаевой И.Н., учителя-дефектолога |
Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы коррекционно-развивающего процесса. Учитель-дефектолог помогает ребенку адаптироваться и социализироваться к окружающему миру. Ведь если вовремя начать коррекцию дефицитарности или функциональной незрелости, то последствия можно минимизировать. Для успешного и результативного развития необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. Это подразумевает под собой сотрудничество, определенный характер взаимодействия родителя и специалиста, партнерство. Процесс этот является трудоемким и длительным. Часто найти взаимопонимание с родителями гораздо сложнее, чем с детьми, ведь не все родители готовы принять тот факт, что в их семье растёт «особенный ребенок». Они упорствуют и пытаются справиться с проблемами в одиночку, или «вообще не видят» существующих проблем развития у своего ребенка. Зачастую у родителей возникают проблемы в понимании особенностей психического и социального развития ребенка дошкольного возраста. Возможно, это говорит о недостаточной педагогической информированности родителей или невозможности грамотно использовать психолого-педагогические знания при воспитании собственного ребенка. Такое положение вещей усложняет работу учителя-дефектолога. Ведь именно в семье раскрываются индивидуальные способности, создаются предпосылки для их формирования и актуализации. Вера родителей в возможности своего ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в коррекционно-воспитательной работе, начинать общение с ними необходимо с объяснения им положительных особенностей их ребенка, его сильных сторон, на которых могут базироваться его успехи в дальнейшей жизни. Для этого педагогу надо быть грамотным психологом. Учителю-дефектологу нужно вместе с родителями найти эти сильные стороны и основывать на них коррекционную работу. Данная тактика общения с родителями позволяет сломать барьер непринятия родителями своего «особенного» ребенка», а иногда и помогает наладить взаимоотношения в семье и между родственниками. Это позволяет родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, и дает возможность помогать ему развиваться и адаптироваться в современном обществе. В ходе общения с учителем-дефектологом родители получают необходимую информацию о нарушении у ребенка с точки зрения специалиста, а также эмоциональную поддержку, Этим педагог располагает родителей к себе, а родители в свою очередь учатся необходимым приёмам обучения и общения со своим ребёнком. Если семья настроена на сотрудничество с педагогом, то и ребенку легче заниматься, он позитивнее воспринимает задания и чувствует себя увереннее и успешнее. Ещё немаловажный компонент успешности коррекционной работы — это обратная связь. Родитель всегда может обратиться за помощью к специалисту в случае сомнений или затруднений. Регулярное выполнение заданий учителя-дефектолога не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении познавательного материала лежит в основе всей коррекционной работы и создает базу для формирования азов учебной деятельности. Коррекционная работа учителя-дефектолога проходит в игровой форме и в ходе этих занятий дети развиваются, познают новое и учатся играть. Слыша от ребенка, что он играет с учителем-дефектологом, а не учится, родители очень настороженно и с опаской начинают относится к работе учителя-дефектолога. Но как известно, в дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Именно в игре происходит развитие ребенка и более эффективное усвоение познавательного материала. Именно в игре происходит развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков и расширение кругозора. Тем самым повышается мотивация ребенка к занятиям с учителем-дефектологом, так как во время игры создается психологически комфортная обстановка для ребенка. Чтобы показать эффективность данной работы, проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми в присутствии родителей. В ходе таких занятий создаются условия для объективной оценки родителем успехов своего ребенка. Происходит наглядное обучение родителей методам и формам работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, позволяют адекватно оценить реальные возможности своего ребенка. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся более объективно и позитивно относится к своему ребенку. Они видят, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху. Так же для достижения положительного результата в коррекционной работе с детьми ЗПР можно использовать метод проектной деятельности. Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на адаптацию ребенка-дошкольника к социальной жизни. Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — это деятельность, направленная на активизацию компенсаторных ресурсов ребенка. Это позволяет создавать соответствующее коррекционно-развивающее пространство, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к собственному ребенку. Хороших результатов при таком сотрудничестве можно добиться лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, находясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая его в сложных периодах. В грамотно организованном сотрудничестве всегда можно добиться большего!
Литература:
Взаимодействие с родителями в детском саду. Г. А. Прохорова Практическое пособие. М.: АЙРИС-ПРЕС, 2009. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 2010.
Борутто, Е. А. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) / Е. А. Борутто. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56179/ (дата обращения: 12.02.2022).
Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 2008. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии. А. А. Сагдуллаев. — Дефектология. 1996. № 5 Педагогические знания — родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. — № 1. Психокоррекционнная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. В. В. Ткачева. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. — № 6. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. А. И. Баркан. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Сост. З. П. Антонова, У. В. Косарёва, Н. Н. Матвеева; Под ред. Е. Я. Когана, В. А. Прудниковой. — Самара: ООО «Офорт», 2008.
Предварительный просмотр:
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ предусмотрена адаптированная основная общеобразовательная программа, где для обучающихся с умеренной умственной отсталостью значительно сужен академический компонент и обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и т.д.).
Современное общество в настоящее время уделяет большое внимание социализации, в частности трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выбор профессии трудный и долгий процесс и особенно сложно он дается данной категории людей. Эта тема весьма актуальна и для науки. Проблемой профориентации людей с ОВЗ в разное время занимались такие ученые, как В.В. Коркунов, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шипицына и др.
Профессиональная ориентация обучающихся с умеренной умственной отсталостью – это обоснованный выбор их трудового пути, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Она требует комплексного медико-психолого-педагогического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля.
Можно выявить следующие проблемы, возникающие у обучающихся:
- не знают своих возможностей и ограничений, завышенная самооценка;
- неструктурированное восприятие социального мира;
- не сформированы необходимые социальные навыки;
- затрудняются применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
- не сформирована готовность к труду и трудовая
установка, инфантильны и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу.
Профориентация представляет собой комплекс мероприятий, который включает несколько этапов.
На первом этапе – предварительном – решаются следующие задачи:
- Формирование установок на труд и позитивного отношения к труду.
- Развитие общетрудовых качеств и навыков.
- Формирование базовых ценностей, норм и правил поведения.
- Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня
притязаний и самооценки.
Данный этап заканчивается в подростковом, то есть когда у ребенка завешается процесс развития рефлексии. Следующий этап включает в себя задачи по выявлению индивидуальных особенностей, возможностей детей к освоению тех или иных видов трудовой деятельности. Результатом данного этапа должен быть выбор доступной обучающемуся профессии.
На третьем этапе происходит:
- Развитие установок и мотиваций на показанные виды трудовой
деятельности. - Развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в
показных видах трудовой деятельности. - Сглаживание и ликвидация неадекватных установок по отношению к
показанным видам трудовой деятельности. - Содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.
Здесь важно поднимать их уровень мотивации к
показанным видам деятельности.
Профориентационная работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью должна включать в себе кроме традиционных мероприятий, таких как:
- профессиональное просвещение детей и родителей;
- проведение деловых игр социально-средовой и профориентационной
направленности; - коррекцию мотивов выбора профессии;
- знакомство с судьбами людей с ОВЗ, успешно работающих по избранной специальности;
- составление профессиограмм;
- активное включение в профориентационную деятельность родителей
детей; - организацию экскурсий на некоторые предприятия города,
использующие труд людей с ОВЗ; - мероприятия по повышению самостоятельности, самодисциплине и
самоорганизации в учебной деятельности
в большей степени практические методы и приемы, такие как:
- закрепление трудовых умений и навыков в домашних условиях (мытье полов, протирка пыли, уход за мебелью, уход за комнатными растениями),
- уборка территории (подметание дорожек, сбор мусора, очистка территории от снега и т.д.);
- сюжетно-ролевые играм в профессии;
- трудовые пробы (занятость на молодежной бирже труда с 14 лет на базе образовательной организации);
- социальные акции (помощь ветеранам, пожилым людям в комплексном центре социального обслуживания населения «Защита».
Проводимая работа с данной категорией детей должна осуществляться в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями) ребенка. Родители должны быть активными участниками процесса
профориентации. Подготовка к профессиональному труду начинается с элементарных заданий ученикам по оказанию помощи взрослому:
принести – унести,
открыть – закрыть,
сложить, убрать в шкаф и т.д.
Помощь становится со временем более сложной и продолжительной и может осуществляться при следующих действиях: – уходе за растениями; – приготовлении пищи на кухне; – уборке помещений и т.д. Для подготовки к настоящей работе используются все возможности: – школьные мастерские; – рабочие места родителей, которые могут договориться с работодателем о сотрудничестве со школой; – учреждения по организации досуга, где требуется уборка после проведения мероприятий и т.д
Таким образом можно сделать вывод, что профориентация обучающихся с умеренной умственной отсталостью сложный процесс, требует комплексного взаимодействия всех специалистов, родителей (законных представителей) в выборе оптимального пути профессионального самоопределения ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на внеклассном мероприятии «Народы мира встречают Новый год» (разработка для 7 класса «Коренные жители Северной Америки-индейцы»).
Эта разработка может быть использованна каквыступление класса на школьном мероприятии...
Уроки, презентации, внеклассные мероприятия, выступления, доклады
Здесь вы можете найти уроки по классам, презентации, внеклассные мероприятия, выступления по различным темам, доклады....
Выступление на мероприятии "Москва встречает друзей"
Выступление на мероприятии "Москва встречает друзей"...
Выступление на конференции "Из опыта реализации мероприятий по программе выявления и поддержки одарённых детей «Радуга творчества» МБОУ ДОД ЦДТ «Гном»
В данном материале представлен опыт работы Центра "Гном" с одарёнными учащимися...
Выступление к мероприятию, посвящённому произведениям М.Ю. Лермонтова
Выступление обучающихся объединения "Театр кукол" на мероприятии, посвящённом произведениям М.Ю. Лермонтова....
Выступление к мероприятию "Будем знакомы! Будем дружить!"
Выступление обучающихся объединения "Малая Родина "к мероприятию "Будем знакомы! Будем дружить!"...
Выступления на мероприятиях. Экспертная деятельность.
Сканы справок-подтвержений...
- Мне нравится (1)