Требования к речи первоклассника.
материал
Предварительный просмотр:
Требования к речи первоклассника
Адаптация к школьным условиям - довольно сложный период в жизни каждого ребенка. Одной из причин школьной дезадаптации может стать недостаточная речевая готовность к обучению в школе.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:
- Умение слушать и слышать других.
- Звуковая сторона речи:
- правильно произносить все звуки речи;
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой структуры слова: аквариум, сковорода; Регулировщик регулирует движение.
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
- Функции языкового анализа:
- делить предложения на слова, слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах; определять количество и последовательность звуков в слове, позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- Лексическая сторона речи (Словарный запас):
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов: легковой автомобиль, грузовой автомобиль; наземный, воздушный, подземный, водный транспорт;
- употреблять сложные слова: водопад, пылесос;
- пользоваться эпитетами: чарующая, чудная весна; волшебница – зима;
- подбирать метафоры: Снег – белое одеяло. Солнце – золотой шар;
- использовать слова и фразы с переносным значением: шепчет листва, ударил мороз; плачет дождь;
- подбирать синонимы: радость – веселье, говорить – беседовать;
5. Грамматическая сторона речи:
а) Навыки словоизменения
- изменять существительные по падежам и числам:
Игра «Один – много»
Один мальчик – много…(мальчиков).
Одна девочка – много…(девочек).
Одна вишня – много…(вишен).
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже: большой помидор, зеленое ведро, красная роза;
- согласовывать существительные с числительными: одна вишня, четыре вишни, восемь вишен;
- правильно употреблять глаголы: идет, идут; бежит, бегут;
б) Навыки словообразования
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов:
Игра «Назови ласково» (стул – стульчик, трава – травка, лист – листик)
- образовывать глаголы с помощью приставок: шёл – ушёл, пошёл, зашёл, дошёл, прошёл;
- образовывать название детенышей животных:
Игра «Назови детенышей животных»
У волка – волчонок, волчата.
У медведя – медвежонок, медвежата.
У зайца – зайчонок, зайчата.
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных:
Игра «Какое варенье?» (сливовое, яблочное, клубничное)
Игра «Чей хвост?» (заячий, лисий, волчий)
- Речевая коммуникация:
- должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми, строить общение с учетом ситуации,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
- Связная речь:
- должен последовательно, точно пересказывать содержание сказки, рассказа;
- правильно описывать окружающие предметы, некоторые явления окружающей действительности.
- Составлять рассказы по картинкам, по серии сюжетных картинок.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе. Основная задача взрослых —обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы вовремя начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единые требования к речи учащихся.
Единые требования к устной и письменной речи учащихся....
Единые требования к речи учащихся.
Единые требования к устной и письменной речи учащихся....
Карта обследования устной речи первоклассника
Обследование устной речи по карте поможет выявить уровень готовности ребенка к школьному обучению...
Требования к устной речи будущего первоклассника
Знания и умения, необходимые для успешного обучения в школе...
Консультация для родителей "Как сформировать правильную речь первоклассника"
Перед поступлением ребёнка в первый класс очень важно, чтобы устная речь была сформирована правильно. А в этом ребёнку могут помочь родители....
Требования к речи педагога
В презентации представлены характеристики речи,особенности,определения....
Требования к речи современного учителя
Речь учителя. Какой же она должна быть? Данная статья помежет вам ответить на эти вопросы....