Требования к речи первоклассника.
материал

Родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_pervoklassnika.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к речи первоклассника

Адаптация к школьным условиям - довольно сложный период в жизни каждого ребенка. Одной из причин школьной дезадаптации может стать недостаточная речевая готовность к обучению в школе.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  1. Умение слушать и слышать других.
  2. Звуковая сторона речи:
  • правильно произносить все звуки речи;
  • четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой структуры слова: аквариум, сковорода; Регулировщик регулирует движение.
  • говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
  • изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
  1. Функции языкового анализа:
  • делить предложения на слова, слова на слоги;
  • уметь выделять все звуки в словах; определять количество и последовательность звуков в слове, позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  1. Лексическая сторона речи (Словарный запас):
  • точно подбирать слова;
  • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  • дифференцировать обозначения предметов: легковой автомобиль, грузовой автомобиль; наземный, воздушный, подземный, водный транспорт;
  • употреблять сложные слова: водопад, пылесос;
  • пользоваться эпитетами: чарующая, чудная весна; волшебница – зима;
  • подбирать метафоры: Снег – белое одеяло. Солнце – золотой шар;
  • использовать слова и фразы с переносным значением: шепчет листва, ударил мороз; плачет дождь;
  • подбирать синонимы: радость – веселье, говорить – беседовать;

5. Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоизменения

  • изменять существительные по падежам и числам:

Игра «Один – много»

Один мальчик – много…(мальчиков).

Одна девочка – много…(девочек).

Одна вишня – много…(вишен).

  • употреблять различные предлоги;
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже: большой помидор, зеленое ведро, красная роза;
  • согласовывать существительные с числительными: одна вишня, четыре вишни, восемь вишен;
  • правильно употреблять глаголы: идет, идут; бежит, бегут;

          б) Навыки словообразования

  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов:

Игра «Назови ласково» (стул – стульчик, трава – травка, лист – листик)

  • образовывать глаголы с помощью приставок: шёл – ушёл, пошёл, зашёл, дошёл, прошёл;
  • образовывать название детенышей животных:

Игра «Назови детенышей животных»

У волка – волчонок, волчата.

У медведя – медвежонок, медвежата.

У зайца – зайчонок, зайчата.

  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных:

   Игра «Какое варенье?» (сливовое, яблочное, клубничное)

   Игра «Чей хвост?» (заячий, лисий, волчий)

  1. Речевая коммуникация:
  • должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми, строить общение с учетом ситуации,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.
  1. Связная речь:
  • должен последовательно, точно пересказывать содержание сказки, рассказа;
  • правильно описывать окружающие предметы, некоторые явления окружающей действительности.
  • Составлять рассказы по картинкам, по серии сюжетных картинок.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе. Основная задача взрослых —обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы вовремя начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единые требования к речи учащихся.

Единые требования к устной и письменной  речи учащихся....

Единые требования к речи учащихся.

Единые требования к устной и письменной  речи учащихся....

Карта обследования устной речи первоклассника

Обследование устной речи по карте поможет выявить уровень готовности ребенка к школьному обучению...

Требования к устной речи будущего первоклассника

Знания и умения, необходимые для успешного обучения в школе...

Консультация для родителей "Как сформировать правильную речь первоклассника"

Перед поступлением ребёнка в первый класс очень важно, чтобы устная речь была сформирована правильно. А в этом ребёнку могут помочь родители....

Требования к речи педагога

В презентации представлены характеристики речи,особенности,определения....

Требования к речи современного учителя

Речь учителя. Какой же она должна быть? Данная статья помежет вам  ответить на эти вопросы....