Единые требования к речи учащихся.
материал по литературе по теме
Единые требования к устной и письменной речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinyy_rechevoy_rezhim_v_shkole.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Единый речевой режим в школе
I. Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определённую тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ одноклассника и т.д.) следует оценивать, учитывая:
• содержание высказывания;
• логическое построение;
• речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
• говорить и писать на тему, соблюдая её границы;
• отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
• излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
• правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
• строить высказывания в определённом стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);
• отвечать достаточно громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;
• оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и учащихся, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.
2. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С этой целью учителя всех школьных дисциплин должны:
• При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т.п.); писать разборчивым почерком.
• Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий. Выбирать соответствующий тон речи (спокойный, доброжелательный, но не резкий, раздражительный ...), темп речи, делать акцент на самых главных по значению словах, логические паузы, следить за жестами, мимикой.
• Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова чётко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.
• На уроке проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебной информации, учебного текста. Чаще предлагать задания по составлению плана; составлению вопросов.
• Уделять внимание формированию умений: анализировать, сравнивать, сопоставлять; при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
• Шире использовать выразительное чтение вслух как один из приёмов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста. Усилить внимание к интонационной, произносительной культуре речи учащихся.
• Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т. д.
• Активно использовать современные информационные технологии (компьютерные энциклопедии, тренинга, Интернет и т.д.).
• Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
• Исправлять допущенные ошибки не только в тетрадях по всем предметам, но и в дневниках учащихся.
• Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт; бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений как на уроке, так и вне урока.
• Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты семинары, КВН и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.
• Тщательно проверять грамотность стенных школьных газет, объявлений, стендов.
• Предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единые требования к устной и письменной речи
Модернизация образования, новые государственные стандарты поставили перед школой задачи обеспечения нового, более высокого качества образования выпускников. Формирование же речевой компетентности школ...
Работа учителя математики по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.
В наше время, в связи с компьютеризацией, большим объемом информации, часто письменными ответами на вопросы, снижается речевая культура учащихся, а также качество оформления письменных работ....
Единые требования к устной и письменной речи учащихся.
Требования к речи учащихся общеобразовательных школ в условиях ФГОС...
Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края
. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года, Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...
Единые требования к речи учащихся.
Единые требования к устной и письменной речи учащихся....
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....
Положение о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся
Данное Положение разработано в соответствие с едиными требованиями к устной и письменной речи учащихся и призвано регулировать вопросы, связанные с качеством проверки тетрадей...