ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯММИ ОБУЧАЮЩИХЯ НА 2018/2022 УЧЕБНЫЕ ГОД
рабочая программа
Цель:
- Организовать сотрудничество родителей и центра в совместной воспитывающей деятельности и взаимодействие с центром в воспитательном процессе.
- Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями.
Задачи:
- Включение родителей в совместную с центром воспитывающую деятельность с детьми.
- Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
- Совместная с центром организация социальной защиты детей.
- Организация здорового образа жизни в семье и школе.
- Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_roditelyami_brodyagina_s.yu_.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Сургутского района
«Центр детского творчества»
Программа
«Работа с родителями»
Разработала: педагог дополнительного образования С. Ю. Бродягина
П.Федоровский
ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯММИ ОБУЧАЮЩИХЯНА 2018/2022 УЧЕБНЫЕ ГОД
Пояснительная записка
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.
Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.
Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.
Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.
Цель и задачи
Цель:
- Организовать сотрудничество родителей и центра в совместной воспитывающей деятельности и взаимодействие с центром в воспитательном процессе.
- Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями.
Задачи:
- Включение родителей в совместную с центром воспитывающую деятельность с детьми.
- Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
- Совместная с центром организация социальной защиты детей.
- Организация здорового образа жизни в семье и школе.
- Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.
В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.
Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических родительских собраний; психолого-педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей, изменению восприятия собственного ребёнка, его более глубокому пониманию); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (для этого проводятся открытые занятия для родителей, дни открытых дверей).
Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.
Основные направления деятельности:
-диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;
-приобщение родителей к педагогическому процессу;
-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;
-практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации;
-привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.
Педагогический коллектив осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.
Ожидаемые результаты
Активные формы работы с родителями дадут возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать согласованному принятию совместных решений.
Социально-педагогические результаты работы с родителями
На уровне детей и родителей:
- разрешение личностных проблем детей и родителей;
-повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.
На уровне учреждения:
- повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.
Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Деятельность МАУДО «ЦДТ» и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Методическое обеспечение
Методы взаимодействия с родителями
-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
-методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;
Формы взаимодействия с родителями
Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.
Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности МБОУ ДОД СЮТ. Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение.
Консультация для родителей – проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.
Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.
День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.
Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.
Выставка – форма представления творческих работ воспитанников МБОУ ДОД СЮТ. Может быть совместной с родителями, бабушками, дедушками. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.
Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к выставкам, соревнованиям.
Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.
2. Содержание работы
- Повышение психолого - педагогических знаний родителей.
- Ознакомление родителей с методикой воспитания, этапами физиологического и психического развития детей;
- Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования: Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом центра, правилами внутреннего распорядка, правилами для обучающихся, едиными педагогическими требованиями;
- Ориентация на выбор профессии;
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- Совместные творческие дела и мероприятия;
- Родительские собрания;
- Индивидуальные тематические консультации;
- Социологические опросы, диагностика родительских интересов;
- Участие родителей в управлении центра;
- Родительские комитеты.
3. Организационная деятельность педагогов доп. образования по
взаимодействию с родителями, семьей.
- Составление социального паспорта каждой семьи и класса в целом.
- Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы.
- Организация индивидуальных и общих консультаций для родителей.
- Обеспечение работы родительского комитета.
- Составление плана работы с семьями.
- Помощь родителям в составлении программы развития своего ребенка.
- Совместное планирование и анализ деятельности класса, творческих дел.
- Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии
совместно с родителями через организацию экскурсий на предприятия, встречбесед с родителями, встреч со специалистами в зависимости от
профессиональных интересов детей.
- Проведение дискуссий, классных часов по проблемам нравственности совместно с родителями объединения.
Направления и формы работы:
1. Изучение условий семейного воспитания
• беседы, анкетирование родителей;
• формирование банка данных о семье и семейном воспитании;
• посещение семей.
2. Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе
• родительские собрания (знакомство с целями, задачами и программой
деятельности, обсудить возможные пути реализации);
• приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
• создание базы телефонов родителей, создание беседы в WhatsApp.
3. Взаимодействие с родительским комитетом
4. Совместная деятельность родителей и учащихся
• формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
• при личных встречах;
• с помощью записок-извещений;
• записи в дневниках;
• посредством телефона и интернета.
План работы.
СЕНТЯБРЬ | - Знакомство с родителями учащихся; - Тестирование; - Родительское собрание; - Индивидуальные консультации для родителей. |
ОКТЯБРЬ | - Информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его психическом состоянии; -Индивидуальные собеседования с родителями по итогам первой четверти. |
НОЯБРЬ | - Проведение открытых мастер-классов и открытых занятий; - Индивидуальные консультации для родителей; - Посещение семей, нарушающих дисциплину. |
ДЕКАБРЬ | Родительское собрание; - Решение по вопросу организации новогоднего праздника; - Индивидуальные, групповые консультации для родителей; - Подведение итогов I полугодия |
ЯНВАРЬ | - Анкетирование «удовлетворённость родителей образовательным процессом»; -Индивидуальные консультации для родителей. |
ФЕВРАЛЬ | - Родительское собрание; - Индивидуальные консультации для родителей. |
МАРТ | - Праздник мам, бабушек, девочек; - Индивидуальные консультации для родителей по итогам успеваемости. |
АПРЕЛЬ | - Проведение открытых мастер-классов и открытых занятий; - Индивидуальные консультации для родителей. |
МАЙ | Подведение итогов работы объединения, творческих достижений обучающихся; - Индивидуальные консультации для родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными учащимися на 2013-2014 учебный год
Программа работы с одаренными учащимися на 2013-2014 учебный год и карта иучастия в конкурсах различного уровня...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя технологии Ибрагимовой Венеры Азатовны 2018-2022 гг.
Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагога, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического тру...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя технологии Ибрагимовой Венеры Азатовны 2018-2022 гг.
Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагога, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического тру...
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» на 2018 – 2022 г.
Актуальность: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявл...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя татарского языка и литературы Насыровой Фаузии Рауфовны на 2018-2022 годы
Материал к аттестации...
Результаты освоения обучающимися программы по биологии (2018-2022 учебный год)
Отчеты по предмету (биология) на основании данных Школьного портала Московской области....
Программа работы с одаренными детьми на 2023-2024 учебный год
В МБОУ гимназия №2 выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических ос...