Педагогический проект по работе с детьми и родителями детей с ОВЗ в ДОУ "Рука в руке"
проект
В детском саду №77 «Сказка» горпода Якутска работает группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, которую посещают дети с ОВЗ, а так же дети с ОВЗ посещают общеразвивающие группы детского сада. Педагогический коллектив, работая с ними, пришел к выводу, что необходимо объединить усилия для создания условий по наиболее эффективной подготовке детей с ОВЗ к школе, помочь детям лучше развиваться с учетом их возможностей и потребностей, активнее вовлекать родителей в процесс коррекции и развития, ведь родители – наши единомышленники! Таким образом в нашем детском саду начал работу педагогический проект "Рука вруке".
Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в нашем детском саду, проводится по специальным методикам, с использованием разнообразных форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать учащихся, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.
Создание условий:
- индивидуальные консультации с родителями и индивидуальные занятия с участием родителей, составление плана совместных действий, уточнение сроков коррекции, использование ИКТ, проведение кружковой работы.
- налаживание доверительных, партнёрских отношений с родителями детей с ОВЗ, повышение их психолого-педагогических знаний, обучение приёмам коррекционной работы для эффективных домашних занятий с ребенком,
- системность во взаимодействии педагогов ДОУ: составление плана совместных действий (инд. корр. программа ППк), коррекционные занятия с психологом, индивидуальные занятия воспитателей с ребёнком по заданию логопеда (развитие ВПФ) др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ "Рука в руке", Кулагина Н.С. | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совместная работа ДОУ с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений, педагогический проект «Рука в руке»
Автор проекта: учитель-логопед Кулагина Н.С.
Руководитель проекта: Старший воспитатель Прокопьева Т.В.
Город Якутск
Место проведения: МБДОУ Д/с №77 «Сказка», логопедический пункт
Адрес организации: г. Якутск, ул. Хабарова 27/1, телефон: 438-616
Участники проекта: педагоги, родители и дети дошкольного возраста
Возраст детей: 3-7 лет.
Вид проекта: долгосрочный, с привлечением родителей, комплексный
Сроки реализации: 2019 – 2022 год.
Образовательные области: познавательно-речевое, социально-коммуникативное.
Аннотация проекта:
Данный проект разработан для педагогов, родителей и детей дошкольного возраста.
Актуальность: Тема профилактики и коррекции речевых нарушений с каждым годом становится для родителей наших воспитанников все более актуальной. Все родители желают, чтобы их ребенку была оказана квалифицированная коррекционная помощь в детском саду, но охватить всех детей, нуждающихся в логопедической помощи, становится с каждым годом все сложнее. Ежегодно в детском саду по 2 старшие и 2-3 подготовительные группы. Соответственно, если в среднем в группе около 35 детей, то из них, порядка 70% - это дети с РН. Общее число детей, нуждающихся в коррекции речевого развития, приблизилось к цифре 100. Исходя из этого, остро встал вопрос: как добиться повышения эффективности профилактики РН и что предпринять для улучшения эффективности коррекционной работы на логопункте ДОУ? Ежегодно планируя и проводя общеизвестные мероприятия по работе с родителями, такие как: проведение родительских собраний, различных видов консультаций, показ открытых занятий для родителей и т.д. мы, педагоги детского сада, пришли к необходимости объединить усилия по профилактике и коррекции РН у детей. Решение этой задачи мы видим в более активном привлечении родителей к процессу профилактики и коррекции речевых нарушений. Таким образом, возник педагогический проект «Рука в руке».
Цель проекта:
Повышение качества развития, воспитания и обучения дошкольников, начиная профилактику и коррекционную работу с детьми уже со второй младшей группы, используя совместные усилия педагогов и родителей.
Задачи проекта:
- Повышение мотивации родителей к более эффективному развитию детей, пропедевтика РН нарушений у детей.
- Развитие речевой компетентности детей.
- Создание эффективных условий в ДОУ для реализации совместной проектной деятельности.
Проект «Совместная работа ДОУ с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений, педагогический проект «Рука в руке» предполагает создание:
- условий для эффективного социально-коммуникативного и познавательно-речевого развития дошкольников;
- поэтапную разработку проекта с учетом потребностей всех участников;
- организацию более эффективной информационной, пропедевтической и коррекционной помощи родителям детей с нарушениями речи, начиная со второй младшей группы;
- дополнительных образовательных услуг для реализации проекта;
- интеграции в работе педагогов ДОУ по профилактике и коррекции развития детей младшего дошкольного возраста;
- взаимосвязи и взаимодополняемости в процессе воспитания и развития детей между педагогами и родителями;
- осуществления мониторинга процесса для более эффективного развития педагогического проекта «Рука в руке».
Оборудование: Диагностирующие материалы, методические материалы, ИКТ, материально-техническое оснащение групп по коммуникативно-речевому развитию детей в соответствии с возрастом детей.
Содержание проекта:
Данная работа представляет собой долгосрочный педагогический проект по объединению усилий педагогов и родителей детей Д/с для развития, профилактики и коррекции речевых нарушений. Практическую ценность представляют авторские разработки воспитателей и педагогов ДОУ (презентаций занятий, подборка дидактических материалов для НОД и игр по закреплению родителями в домашних условиях, организация и проведение занятий логопедического кружка «Школа звуковедов» для малышей и их родителей, организация родительского клуба «Росток» и др.). Поскольку педагогический проект является пропедевтическим, интегративным, охватывает работу педагогов не только с детьми, но и с родителями, то углубленная работа по коммуникативно-речевому развитию детей проводится с учетом потребностей и возможностей всех участников проекта. Интеграция в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и других педагогов Д/с осуществляется в развитии не только речевых способностей детей и основных видов речевой деятельности, но и в формировании мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе дошкольников.
Взаимосвязь в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда всем понятна, данный процесс координируется деятельностью Психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Взаимозависимость и взаимодополняемость в работе психолога и логопеда прослеживается при проведении коррекции развития ВПФ ребенка, в процессе помощи ребенку по преодолению страхов, при повышении самооценки, при организации совместной коррекционной работы с семьей и др. Во многом психолог и логопед могут и должны дополнять деятельность друг друга, для более эффективного коррекционного развития детей.
Особо хочется отметить, что большую роль в профилактике РН играет взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей. В нашем Д/с, начиная со II младшей группы, воспитатели активно привлекают родителей к профилактике нарушений речи. Так же мы решили сделать упор и на работу по выявлению проблем в общем развитии детей. Роль родителей в процессе воспитания, в эффективном развитии своих детей первостепенна. Воспитатели, педагоги детского сада помогают родителям обратить внимание, если у ребенка есть патологические привычки, говорящие о неврологических причинах; если имеется отставание в развитии тех или иных областях знаний и умений, по сравнению с возрастной нормой; стараются объяснить родителям, что ранняя диагностика и своевременная помощь специалистов, в том числе медицинских, во многом помогают развить и корригировать имеющиеся у детей особенности здоровья.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств и их ранняя диагностика, подготовка детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Взаимодействие родителей и логопеда – основа успешности ребёнка. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Необходимо отметить, что в категорию детей с РН, которые попадают на логопедический пункт Д/с, входят дети с ФН, ФФН, а также и дети с ОНР. Всем понятно, что сроки и сама суть коррекционной работы с детьми с ТНР предполагают работу специализированной группы. Обсуждая все это с руководством нашего ДОУ, исходя в первую очередь из потребностей детей и запросов родителей, в 2016-2017 учебном году мы открыли старшую логопедическую группу (набрано 20 детей с ОНР), а осенью 2018 г. в логопедической группе начнется работа с детьми среднего дошкольного возраста.
В течение трех учебных годов используется практика активного привлечения родителей к проведению логопедических занятий на логопункте, особенно с детьми с ОНР.
Уч. г. | 2019 – 2020 уч. г. | 2020 – 2021 уч. г. | 2021 – 2022 уч. г. | ||||||
Кол-во детей на л/п | всего | ФН/ФФН | ОНР | всего | ФН/ФФН | ОНР | всего | ФН/ФФН | ОНР |
41 | 36 | 5 | 49 | 40 | 9 | 30 | 26 | 4 | |
Число родит. | Дети с ФФН – 1 Дети с ОНР - 3 | Дети с ФФН – 2 Дети с ОНР - 5 | Дети с ФФН – 4 Дети с ОНР - 3 |
Начиная с 2019-2020 учебного года, в детском саду начал работу логопедический кружок «Школа звуковедов» для детей младшего дошкольного возраста и их родителей. Набрано две возрастные группы по десять детей (соответственно с родителями) – «Малышарики», дети из двух IIмл. гр.; «Смешарики», дети из средней группы со своими родителями. Занятия проходят раз в неделю в вечернее время. Разработана программа кружковой работы. Авторская разработка занятий по совместной речевой деятельности детей и родителей, с использованием презентаций, ИКТ технологий.
Учитывая пожелания родителей, совместно с руководством ДОУ принято решение провести обследование и набор детей в логопедическую группу среднего возраста, где коррекционная работа рассчитана на три учебных года.
Проводя работу в рамках педагогического проекта «Рука в руке», мы пришли к необходимости соблюдения ряда условий:
- системность во взаимодействии педагогов ДОУ
- составили план совместных действий и регулярно вносим необходимые изменения, по ходу работы с ребенком
- ведем коррекционно-развивающие занятия психолога и логопеда
- проводятся индивидуальные занятия воспитателей с ребёнком по заданию логопеда и психолога
- ведется налаживание доверительных, партнёрских отношений с родителями, постоянно работаем над повышением их психолого-педагогических знаний,
- обучаем родителей приёмам коррекционной работы для эффективных домашних занятий с ребенком
- изменили график работы логопункта – два дня в неделю работа ведется с 15 - 19 часов, родителям удобно планировать совместные занятия
- составили четкое расписание занятий для каждого ребенка
- оговариваются сроки ведения коррекционной работы с ребенком и роль родителей в домашних занятиях, исходя из особенностей развития ребенка, какие проблемы могут возникнуть у ребенка в школе, когда начнется процесс оформления устной речи в письменную.
Краткое содержание проекта:
I этап: Подготовительный.
- Пополнение развивающей среды.
- Подбор методической литературы и сбор информативных ресурсов по теме проекта.
- Организационно-просветительская работа с педагогами и с родителями детей.
II этап: Основной - реализация проекта.
План осуществления проекта (ежегодно)
№ | Мероприятия | Участники | Сроки | |
Подготовительный этап | ||||
1. | Диагностика: первичная диагностика развития детей по всем возрастным группам, проводится два раза в уч. году; обследование логопедическое и психологическое детей с особенностями развития. | Учитель-логопед, педагог-психолог | Сентябрь | |
2. | Определение проблемы, постановка цели. | Воспитатели, педагоги-специалисты, медик, председатель ПМПк ДОУ | Октябрь | |
3. | Сбор информационных источников, материалов для работы с детьми и родителями. | Педагоги-специалисты, воспитатели | Сентябрь – октябрь и далее | |
Основной этап | ||||
1. | Выступление специалистов (логопед, психолог, медик) на педчасах с ознакомлением результатов презентаций. | Педагогический коллектив ДОУ | По плану методиста | |
2. | Подготовка и ведение информационно-консультативной работы с родителями | Воспитатели, родители | С октября | |
3. | Обмен опытом по работе с детьми и родителями на педчасах, во время консультаций специалистов, в беседах. | Логопед, психолог и воспитатели | С ноября | |
Обмен опытом на родительских собраниях, на заседаниях ПМПк, на собраниях родительского клуба «Росток» | Специалисты, воспитатели, родители | С ноября | ||
Занятия логопедического кружка «Школа звуковедов» | Дети младших групп, их родители, учитель-логопед | С сентября | ||
Создание отдельных блоков презентаций к каждому занятию логопедического кружка. | Учитель-логопед | С сентября | ||
Конкурс мини проектов «Моя семья» | Дети и родители, психолог, воспитатели | Октябрь | ||
Совместная работа педагогов Д/с и членов ПМПк по детям «группы риска» и их родителями. | Родители и дети, воспитатели, члены ПМПк | В течение года | ||
9. | Ведение коррекционно-развивающей работы с детьми | Учитель – логопед, педагог-психолог | Сентябрь-май | |
Итоговый этап | ||||
1. | Использование созданных материалов. | Учитель-логопед, воспитатели, педагоги ДОУ | Октябрь – февраль | |
2. | Проведение диагностики | Учитель – логопед, педагог-психолог | Май | |
3. | Подведение промежуточных итогов работы педагогического проекта «Рука в руке» | Педагогический коллектив Д/с | Май |
III этап: Заключительный.
Поскольку наш педагогический проект «Рука в руке» является долгосрочным, то, по окончанию каждого учебного года, подводятся итоги: уровень речевого развития детей по группам; уровень работы коллектива ДОУ по профилактике речевых нарушений у детей; уровень эффективности развивающей совместной работы с детьми педагогов и родителей.
Результативность:
Для детей: положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом родительской помощи; налаживание доверительных, партнерских отношений детей и родителей на фоне совместных игр и упражнений; стремление к успеху в преодолении РН, повышение самооценки.
Для родителей: расширение знаний родителей о речевых нарушениях;
использование практических знаний по развитию речи детей в домашних условиях; готовность и желание помогать своему ребенку, осознавая его реальные возможности, совместно с логопедом планировать и достигать целей для нормализации речевого развития ребенка;
самодисциплина родителей, соблюдение распорядка дня, помощь в выработке самоконтроля и самокритичности у ребенка.
Для педагогов: учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью.
Для ДОУ: благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышение статуса ДОУ.
Проект «Рука в руке» будет продолжать свою деятельность, планируем включать и пробовать новые формы работы по коррекции и профилактике речевых нарушений, развивать и укреплять совместную работу с родителями.
Вместе с положительными моментами выявлена проблема: необходимо повышать компетентность воспитателей по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
- 2018 г., Участие в республиканском смотре-конкурсе наглядно-дидактических пособий по развитию лексико-грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями, сертификат
Мною были составлены дидактические материалы для занятий логопедического кружка «Школа звуковедов», пособия для родителей и воспитанников:
- Авторское дидактическое пособие «Хорошо у нас в деревне»
- Презентации к занятиям «Школы зуковедов»:
- «Школа звуковедов – что это за школа?»
- «Осенние листочки»
- «Кто у нас самый внимательный?»
- «Звуки вокруг нас»
- «На что похож звук [c]?»
- «Кто у нас самый активный?»
- «Говоруша»
-«Хорошо у нас в деревне!»
3. Набор звучащих предметов к игре «Ушки на макушке»
4. Подборка информационных статей для родителей «Я помогу своему малышу!»
5. Подборка раскрасок «Игры для карандашей»
Презентации для проекта «Рука в руке»:
- «Развиваем речь малыша», 2019 г.
- «Здоровье сберегающие технологии в работе логопеда», 2019 г.
- «Речевая азбука» развитие речи детей среднего дошкольного возраста, 2019 г.
- «Советы логопеда перед школой», 2019 г.
- «Причины речевых нарушений», 2020 г.
- «Артикуляционная гимнастика для детей и их родителей», 2019 г.
- «Движение и речь», 2021 г.
- «Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии детей», 2019 г.
- «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики – наши помощники», 2020 г.
- «Дети с ТНР и инклюзивное пространство ДОУ», 2022 г.
- «Развитие речи дошкольников», 2020 г.
- «Нарушения поведения детей», 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"
Если школьник с первого класса подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её инте...
Методичечкая разработка: педагогический проект.Тема работы: проект «Одаренные дети»
Данный проект работал в течении трех лет.Мероприятия проекта были направлены на поддержку творчески равивающихся,способных обучающихся района Проект был частью единой районной программы "...
презентация "Социально-педагогическое сопровождение в работе с детьми и родителями группы риска"
Данная презентация является выступление на городском семинаре для педагогов-психолоогв и социальных педагогов....
Педагогический проект: "Организация работы с одарёнными детьми на уроках математики"
При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познават...
Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Для коррекции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков, умения выражать свои...
Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"
Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...
Использование современных педагогических технологий: метод учебного проекта в работе с детьми с ОВЗ
Использование современных педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ...