"Семейные символы - отражение духовных ценностей семьи"
план-конспект урока (5 класс)
Определение ценностей общества и ценностей семьи, символы общностей людей и символы государства (герб, гимн, флаг), изготовление герба своей семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательский урок по курсу ОДНКНР в 5 классе по теме: «Семейные символы - отражение духовных ценностей семьи»
Автор: педагог-предметник Киришчьян Галина Игоревна
Тип урока: проектно-исследовательский.
Методы и формы обучения: проблемно – поисковые, групповые индивидуальные.
Методы: частично-поисковый, практический, взаимоконтроль.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая с привлечением членов семьи, фронтальная.
Планируемые результаты: определение ценностей общества и ценностей семьи, символы общностей людей и символы государства (герб, гимн, флаг), изготовление герба своей семьи.
Предметные: научаться давать характеристику семьи как первого социального института, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Обучающиеся продолжают возможность формировать навыки работы с текстом, высказывать собственное мнение, составлять рассказ, брать интервью, применять в изображениях герба символы.
Метапредметные УУД:
- познавательные: ставят и формулируют смысл жизни своей семьи, формулируют самостоятельно основные интересы членов семьи, профессиональные интересы каждого члена семьи, основные виды хобби общие для семьи и индивидуальные, создают алгоритм деятельности при решении общего дела семьи или решения какой – либо проблемы.
- коммуникативные: учатся брать интервью, проявляют активность при беседе, формируют навыки взаимодействия при решении коммуникативных и познавательных задач.
- регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий в проектно –исследовательской деятельности.
Личностные УУД: применение правил делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно значимая проблема: знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций, профессиональной занятости членов семьи, общие хобби – это залог интереса к культурным традициям предков своей семьи и всего российского народа.
Структура урока.
1.1. Организационный момент. Организационная часть урока. Сообщение темы и целей урока. 5 – 6 мин.
1.2. Деятельность учителя 7-10 мин. Установка: просмотр видеоролика, подумать о смысле жизни героев видеоролика «Водопровод».
Обсуждение: какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор?). Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какие главные цели у членов семьи в видеоролике? Кто из братьев живет традиционно? В каких поступках это выражено? Чем отличается жизнь второго брата? Кого можно назвать думающим творческим человеком? Чем отличается жизнь двух братьев? Что является главным в этой семье? Какой символ был в фильме на воротах въезда в деревню братьев?
1.3. Деятельность обучающихся 5-7 мин. Обучающиеся формулируют и записывают тему: «Семейные символы - отражение духовных ценностей семьи» 3 - 4 мин.
1.4. Обсуждение: семья.
Довольно часто мы слышим или произносим слово «семья», но не задумываемся о том, что же оно обозначает? 1). Какое определение можно составить для раскрытия понятия «семья»? 2). Назовите качества, которые присущи каждой семье. 3).
1.5. Беседа: (5 мин.) Кого называют «членами семьи»? Что такое поколение? А семья объединяет сколько поколений? Что объединяет членов семьи? Какие качества присущи взаимоотношениям членов семьи? Что такое «личное пространство»? Что такое «хобби»? Что важнее всего для Вашей семьи? Изобразите рисунками в тетради виды занятий, которые объединяют вашу семью. Как изобразить объединение (единство) членов семьи схемой?
Дети слушают объяснение учителя по презентации: (3 мин.) Герб семьи, использование символов, условных обозначений, цветовой гаммы…
Задание для учеников: записать в тетради символы, которые подходят для вашей семьи.
Предполагаемые ответы: родные люди, взрослые и дети, бабушки и дедушки, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, профессиональные интересы, совместный труд, совместный досуг, т.д.
2.1. Изучение нового материала. 10 – 12 мин.
Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья. Слово семья не зря ассоциируется с солнцем, теплом и светом.
Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются". - А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.
2.2. Чтение и обсуждение притчи.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
- Какое это слово? («ПОНИМАНИЕ»). Как вы понимаете это слово? Как можно назвать такую семью? Как вы думаете, может ли человек прожить без семьи?
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений.
Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.
Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства».
Поэтому семья – это первооснова родины. Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные. Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко… О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.
2.3. Вопросы обучающимся:
- В ваших семьях есть традиции? Расскажите о них.
В истории есть немало примеров крепких и счастливых семей. Я хочу вам рассказать историю любви Николая II и Александры Федоровны Союзу молодых людей препятствовало время, расстояние, родные, религия - но они с честью выдержали все, что им выпало, создав прекрасную семью. По переписке Николая и Александры, мы знаем, что любовь и счастье наполняли их обоих. Сохранилось более 600 писем, передающих красоту этой любви. Это была истинно православная семья. Читая их дневники, переписку Николая и Александры, видишь, каким нежным было у них отношение друг к другу, даже спустя 20 лет совместной жизни. Сохранить такое отношение можно только, когда сердце переполнено любовью. Из письма Александры Фёдоровны Николаю Александровичу в 1914 году: «О, как ужасно одиночество после твоего отъезда! Хотя со мной остались наши дети, но с тобой уходит часть моей жизни – мы с тобой одно целое». Ответ Николая на письмо был не менее трогателен: «Моё возлюбленное солнышко, душка-жёнушка! Любовь моя, страшно тебя недостаёт, что невозможно выразить!..». Письмо Александры Николаю: «Я плачу, как большой ребёнок. Я вижу перед собой твои грустные глаза, полные ласки. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо всё помню! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы». Письмо Николая 31 декабря 1915 года Александре: «Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Если б только ты знала, как это поддерживает меня. Право, не знаю, как бы я выдержал всё это, если Богу не было бы угодно дать мне в жёны и друзья тебя». А ведь эти строки написаны людьми, которые прожили 21 год в браке!.. Самое большое счастье было для них – это возвышенность, высокая духовность их отношений. И не будь они царственной четой, они всё равно были бы богатейшими людьми на свете: ведь любовь – высшее богатство и счастье. Венценосная семья жила просто, и ничем, кроме возложенных на нее государственных дел, не отличалась от другой любящей семьи. В детстве императрицу воспитывали в простоте и строгости, и она старалась привить те же ценности своим детям. Великие княжны одевались незатейливо, без украшений, ели простую пищу, проводили свой день за чтением, вышивкой, рисованием, игрой в бадминтон. Что касается цесаревича, то несмотря на свою болезнь, он был необыкновенно добрым и чутким мальчиком. Александра Федоровна старалась делать все, чтобы стать самой преданной женой и заботливой матерью. В день двадцатилетия их свадьбы Николай Второй отметил в дневнике, что Бог наградил его редким семейным счастьем. Историки говорят, что их медовый месяц длился 23 года - достойно, согласитесь.
3.1. Примеры гербов разных родов, дворян. Рассказ о структуре ГЕРБА.
Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.
Дети записывают определение семьи. Выдвигают свои предположения; «Счастливая семья». Ответы уч-ся. 7 – 10 мин.
3.2. Работа в микрогруппах. Семейные ценности.
Составление вопросов для интервью своих родителей.
Составление шаблона ГЕРБА семьи:
а) Работа с пословицами и выбор девиза для своей семьи.
- Давайте вспомним пословицы о семье («В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Не будет добра, коли в семье вражда»; «Семья без детей, что цветок без запаха»; «Родители трудолюбивы, и дети не ленивы»). О чём нас учит народная мудрость? 2 мин.
б) Знакомство с этической, светской или религиозной культурой семьи.
- Любовь и уважение всегда были ценностями и светской, и религиозной культуры. Давайте найдем по карточкам на столе семейные традиции разных религий и светской семьи. Подберите их для своей семьи.
Подберите символы – картинки для ГЕРБА своей семьи:
∙ семья в исламской религиозной культуре.
∙ семья в иудейской религиозной культуре.
∙ семья в православной культуре.
∙ семья в буддистской религиозной культуре.
∙ семья в светской культуре.
- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего?
в) Чтение и обсуждение легенды.
- О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья».
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила: уважайте мнение всех членов семьи, старайтесь понять каждого и, если надо простить, уважайте родственников, почитайте родителей. т. д.
Детям раздаются карточки со словами: составляют пословицу о семье из слов. Каждая группа представляет культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности. Составляют эскиз ГЕРБА семьи. Затем идёт обмен информацией между группами. Выбор формулировки для девиза своей семьи.
3.3. Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью. Создать ГЕРБ семьи.
Каждая группа зачитывают свод семейных правил.
Рефлексия. 10 мин.
Сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. И вот на этой хорошей ноте я хотела бы закончить наш урок.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Оценивают свою работу на уроке!
4.1. Задание на дом.
Провести интервьюирование членов своей семьи: поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов. Завершить изображение ГЕРБА своей семьи совместно с родителями.
5.1. Резерв времени.
Упражнение «Закончить предложения» Я хочу, чтобы моя семья была …
- У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию. Семья будет счастливой, если … (взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого наличие детей, доброта, нежность и т. д.).
Материалы для использования по подготовке к уроку:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ от 01.03.2012: https://минобрнауки.рф/документы/336
2. Программа по ОДНКНР: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/01/01/rabochaya-programmakompleksnogo-kursa-odnknr
3. Шаблоны для составления герба семьи: https://yandex.ru/images/search?text=герб%20семьи%20шаблоны%20образцы%20для%20школы&sty pe=image&lr=213&noreask=1&family=yes&source=wiz
4. Методические рекомендации по ОДНКНР: https://drofa-ventana.ru/product/osnovy-duhovnonravstvennoy-kultury-narodov-rossii-5klass-009270/
5. Н.В.Виноградова. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Методические рекомендации: https://www.ozon.ru/context/detail/id/136793201/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»
Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообщество кровно близких люд...
Семейный праздник в 3 классе "Семья-волшебный символ жизни"
Семейный праздник в 3 классе "Семья-волшебный символ жизни" Семейный праздник в 3 классе "Семья-волшебный символ жизни"...
Семья - хранитель духовных ценностей
Презентация к уроку по ОДНКНР 5 класс УМК Виноградова...
Семья – хранитель духовных ценностей.
Традиции семьи. Семья - это маленький ковчег, основанный на радости и любви...
Семья – хранитель духовных ценностей. Традиции семьи
Человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи) и исторический опыт семьи (традиции, обычаи). Семья как «школа», как «музей» пере...
«Семейное чтение как средство как духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
Для работы...
Индивидуальный проект "Духовные ценности семьи"
Индивидуальный проект "Духовные ценности семьи".В данной теме рассмотрены ценностные ориентиры современного поколения подрастающей молодежи, семейные традиции, значимость семьи в соврем...