Досуговая деятельность семьи как форма укрепления внутрисемейных отношений
классный час (5 класс)

Леонова Елена Андреевна
Проблема организации семейного досуга является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многие люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экзаменационная работа по курсу повышения квалификации

«Профессиональная компетентность педагога в работе с семьей в условиях реализации ФГОС ОО»

По теме: «Досуговая деятельность семьи как форма укрепления внутрисемейных отношений»

Выполнила

Леонова Елена Андреевна

Учитель технологии

ГБОУ СОШ 276

Куратор

Колесникова Маргарита Георгиевна

Санкт- Петербург

Родительское собрание на тему:

"Досуговая деятельность семьи как форма укрепления внутрисемейных отношений "

Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;

Задачи: 

  • Помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу;
  • Обсудить вопрос о том, как досуговая деятельность семьи влияет на внутрисемейные отношения и эмоциональное состояние ребёнка;
  • Познакомить родителей с формами досуговой деятельности;

Форма проведения: беседа-диалог с элементами практикума

• «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — пример тому» (С. Брант).

• «Как взрослые ведут себя в семье, так ведут себя в обществе и дети, и виноваты они не больше, чем деревца, засохшие оттого, что почва оказалась отравленной...» (А. Приставкин).

- Разговор на эту тему мы начнем с определения понятия «семья». Что же такое семья?

Семья- это самый первый коллектив, в который попадает человек при рождении, первый социальный институт.

В первую очередь в семье закладываются биологические основы здоровья, привычки поведения, установки, навыки общения и отношения к старшим и младшим. В семье также воспитывается эстетический вкус, задается уровень моральных норм и ценностей, формируется уровень доверия к окружающему миру. В семье происходит приобщение к обычаям, традициям, культуре своей семьи и народа, а также приобретаются я навыки трудовой деятельности, как совместной , так и индивидуальной. Именно поэтому семья должна обеспечить психологический комфорт каждого своего участника. Чем более защищенным чувствует себя человек в семье, тем более уверенно реализует свои цели, так как чувствует поддержку близких. 

Практикум для родителей

Приложение 1. Тест для родителей «Как вы общаетесь с детьми?

- Довольны ли вы полученными результатами?

- Хотели бы изменить ваши отношения с ребенком, ваше отношение к ситуации?

«Совместный семейный отдых – лучший способ укрепления детско-родительских отношений»

Семья – своеобразная педагогическая академия. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и вовсе не восполняется. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.

Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени, которое расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т., общественно - политическую активность, творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т. д., но может содержать также и пассивный отдых (безделье) и даже анти культурные занятия. Свободное время необходимо каждому человеку.

 Проблема организации семейного досуга является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многие люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания.

Конечно же, нет смысла полностью отказываться от достижений науки и техники. Тем более что есть множество плюсов в широком распространении Интернета (одним из них является доступность литературы). Достаточно всего лишь ограничить пользование электронным устройствами и обратить внимание на природу и окружающих людей. Отвлекаясь от всевозможных гаджетов и уделяя внимание общению с семьей, можно узнать много интересного, приобрести полезные навыки. Творческий процесс очень сближает людей и укрепляет связь поколений.

Серьезная проблема современного мира состоит в том, что вследствие недостатка взаимопонимания на фоне всеобщей погруженности в виртуальное общение и отсутствие желания больше времени проводить в кругу семьи все чаще случаются конфликты, разрушающие внутрисемейные связи.

Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ребенке. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить детей отдыхать с пользой для здоровья. Если у родителей есть какие-либо увлечения, дети охотно их разделяют. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, разнообразя их играми для детей, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга.

В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет совместный отдых. Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместных отдых играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.

Как планировать семейный досуг.

Чтобы интересно и с пользой провести семейный досуг, его обязательно необходимо спланировать заранее.

5 советов по планированию досуга

  1. Для начала следует переговорить со своими домочадцами и выяснить, чем бы они хотели заняться в ближайшие выходные. Если желания у всех разные – найти компромиссный вариант. Составить список, в который включить интересы каждого члена семьи. Согласовать с ними план действий на ближайшие выходные.
  2. Начать подготовку к предстоящему мероприятию. Например, вы решили в выходные всей семьей отправиться кататься на лыжах. Значит, мама должна приготовить соответствующее обмундирование для всей команды лыжников, а папа приготовить лыжи.
  3. Всегда нужно иметь запасной вариант. Вы собрались кататься на лыжах, а на улице метель. Замените поход на просмотр интересного фильма или займитесь подготовкой игрушек к Новому году. К этим занятием у вас должно быть все готово.
  4. Как известно, лучший отдых – это перемена вида деятельности. Это условие необходимо учитывать в первую очередь. Если папа всю рабочую неделю выкладывался физически, то ему явно не захочется идти в поход. В этом случае, может, будет лучше, если вы дадите ему отдохнуть, а вечером поиграете в интересную настольную игру.
  5. Организация семейного досуга предполагает подготовку «плацдарма». Что это означает? Если вы собрались всей семьей посетить бассейн или парк аттракционов, нужно чтобы после возвращения был готов обед. Поэтому его нужно приготовить заранее. Если вы с утра отправляетесь в поход – палатки, спальные мешки, провизия и т.д. должны быть приготовлены уже с вечера.

Важно помнить, что не нужно навязывать детям то, что им неинтересно от слова "совсем". Перед тем, как предлагать ту или иную активность, аккуратно проанализируйте то, что они любят.

Перед тем, как начать перечислять варианты, упомяну о таком факторе, как друзья вашего ребенка. Они важны и значимы, ребенок стремится с ними проводить побольше времени, так почему бы их тоже не задействовать в вашем досуге? Не нужно их приглашать на все мероприятия, но порой, позвав пару друзей или подруг своего ребенка присоединиться к вам, вы показываете ему, что ваши двери всегда открыты, что вы не презираете его друзей (какие бы они ни были), что вы готовы впустить их в ваше личное пространство и уделить им время. Поверьте, это важно.

Итак, что можно делать вместе с ребенком-подростком:

  • Настольные игры. Интересная, увлекательная настольная игра может оказаться очень хорошим способом проводить время с ребенком. А если еще и приготовить любимый пирог или печенье, сварить горячий шоколад или сделать вкусный лимонад, собрать семью, а может, и позвать пару друзей вашего ребенка, то обычная игра имеет все шансы превратиться в увлекательный и веселый процесс, который не захочется заканчивать.
  • Сходить в поход. Я уверена, что лучший способ узнать человека – сходить с ним в поход. Лучшей проверки пока что не придумано. В походных условиях вскрываются все тайные стороны человека и он становится тем, кто есть на самом деле. Он узнает себя, а вы узнаете его. Сделать пусть даже небольшой выход в лес (на пару дней) и постараться там пожить вне привычной городской суеты, которая сопровождает вас постоянно. В походе во время таких простых бытовых историй, как разведение костра, приготовление пищи, установка палатки и поиск дров, люди начинают прислушиваться к себе и к тем, кто рядом с ними.
  • Спорт. Спорт вообще помогает практически во всех ситуациях – будь у вас депрессия или свободное время, или счастливый порыв что-то делать. Спорт может быть как соло, так и командным, а может быть таким, в котором ты как бы и один, но при этом рядом может быть кто-то еще.

Предложите своему ребенку поехать на несколько дней кататься на лыжах или сноуборде в горы или запишитесь вместе на бокс, ходите вместе играть в футбол или баскетбол, а может, на теннис. А если вы мама, то предложите своей дочери сходить на растяжку, танцы или йогу – почему нет? В данном случае спорт будет не только способом проведения досуга совместно с вашим ребенком, но и шагом к здоровому, крепкому и подтянутому телу. Дети очень трепетно относятся к тому, как выглядят родители, и могут стесняться их неопрятности, распущенности, излишнего веса и т.д. Понятное дело, что любить меньше из-за таких пустяков они не будут, но если есть возможность сделать так, чтобы ваш ребенок гордился тем, что его родитель не только разделяет спортивные интересы, но и хорошо выглядит – грех это не использовать. Так что занимайтесь спортом вместе: это принесет вам и удовольствие, и пользу.

  • Музыка. Это удивительное творение человека, которое так или иначе способно объединять людей по всей планете. Безусловно, важно прививать ребенку с детства хороший вкус к музыке, но тут встает вопрос: что такое "хорошая музыка"? У каждого она своя. И у вашего ребенка-подростка она тоже в какой-то момент будет своей. Аккуратно прислушивайтесь к тому, что играет в плеере у вашего чада. Возможно, там есть что-то стоящее, что может понравиться и вам. А дальше – почему бы не предложить сходить вместе на концерт группы?

    Концерты – это мощнейший выплеск адреналина и эндорфинов, это отличный способ расслабиться, раствориться в музыке и просто во всю силу легких спеть любимые песни.
  • Для пап.

Ситуация – сын. Попробуйте зайти с чисто мужской стороны, предложив ему какое-то совместное дело, дело "настоящих мужчин". Это может быть собирание машины или каких-то механизмов, рыбалка, совместная игра в футбол или бокс.

  • Для мам.

Ситуация – дочь. В случае, если она готова к каким-то чисто "женским историям" (совместный поход по магазином с примеркой одежды, готовка, танцы, йога, посещение салона красоты и т.д.) – не раздумывайте и предлагайте что-то из вышеперечисленного или придумывайте сами. Как вариант, можно устроить дома пижамную вечеринку, сделать попкорн, пить сладкие коктейли, смотреть вместе фильмы. Или поехать гулять, совместив это с фотосессией в красивых платьях. Если ваша дочь обходит стороной все "девчачьи штучки", не переживайте, предложите ей что-то, что может заинтересовать – поход в кино, покупка и совместная забота о питомце, спорт и т.д.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть основную мысль – через интересную, насыщенную и местами необычную совместную деятельность можно наладить общение с вашим ребенком, открыть его с новых сторон и открыться ему.

Ищите время на своих детей — сколько бы им ни было лет!

Только ваше личное внимание и ваша искренняя заинтересованность может отвлечь их от дурных компаний и поступков, привить все самое светлое, доброе и полезное.

Список литературы

  1. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Болотова А.К., Молчанова О.Н. - СПб.: Питер, 2018- 624 c.
  2. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье. Вестник РУДН, Серия Социология. – 2004 - № 6-7. С. 150-160
  3. Демченко А. Ф. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2003. – С.52.
  4. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sdo-journal.ru
  5. Кудрявцева Т. А. Семейный досуг как форма укрепления семейных отношений в молодых семьях // Исследование современных проблем общества в контексте социальной работы. – 2017. – С. 77-82.
  6. Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формировании образовательного пространства детей / К. А. Любицкая // Педагогика - 2019 - № 8 - С. 64-72
  7. Мамченко, Т. В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений / Т. В. Мамченко // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2016. – С. 246-250.
  8. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие/ А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. – СПб.: СПГУП. – 1997. – С. 262.
  9. Нестерова, О. Ю. Влияние процессов глобализации и индустриализации общества на современную семью/ О. Ю Нестерова //Казанская наука. – 2015. – № 3. – С. 76-78.

Приложение 1.

Тест для родителей «Как вы общаетесь с детьми?

Из перечисленных фраз выбрать те фразы, которые наиболее часто употребляются в общении с детьми.

Вопрос

Да

Нет

«Сколько раз тебе повторять!»

2 балла

0 баллов

«Посоветуй мне, пожалуйста…»

1 балл

0 баллов

«Не знаю, что бы я без тебя делала!»

1 балл

0 баллов

«И в кого ты такой уродился?»

1 балл

0 баллов

«Какие у тебя замечательные друзья!»

1 балл

0 баллов

«Ну, на кого ты похожа!»

2 балла

0 баллов

«Вот я в твоём возрасте…»

2 балла

0 баллов

«Ты моя опора и помощница (к)»

1 балл

0 баллов

«Ну, что за друзья у тебя!»

2 балла

0 баллов

«О чём ты только думаешь?!»

2 балла

0 баллов

«Какая ты у меня умница!»

1 балл

0 баллов

«А как ты считаешь, сынок (дочка)?»

1 балл

0 баллов

У всех дети как дети. А ты?!

2 балла

0 баллов

Какой ты у меня сообразительный!

1 балл

0 баллов

Интерпретация результатов.

7-8 баллов – вы живёте с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас и уважает. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.

11-12 баллов – вам необходимо быть к ребёнку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

13-14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год

План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...

План по самообразованию учителя - логопеда "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня" 2013-2014 г.г.

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2013-2014 г....

"Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка"

ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Воздействие внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка".

Презентация была составлена в качестве ознакомительного материала к родительскому собранию на тему: "Воздействие внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка". Классный руководитель обр...

Клуб выходного дня для многодетных семей как одна из форм организации досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС

Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.Согласно требованиям ФГОС родители становятся активными учас...

Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с учащимися из семей, находящихся в социально опасном положении

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание социально-психолого-педагогической помощи их семьям ...