Долгосрочный проект по работе с родителями "Вместе с ребенком"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш»
Проект
по работе с родителями
«Вместе с ребенком»
в разновозрастной группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
«Фантазеры»
(срок реализации 2020-2021 учебный год)
Автор проекта:
Лау А.В., воспитатель
Описание проекта
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
(В.А.Сухомлинский)
Предлагаемый проект представляет собой систему работы с родителями детей с ОВЗ в интеграции образовательных областей познание и художественное творчество.
Данный проект является результатом изучения психолого-медико-педагогических источников литературы, анализа современных технологий художественно-эстетического развития, апробации оригинальных идей, обобщения опыта нашего детского сада и семьи по вопросам творческого развития ребенка.
В проекте представлены традиционные и интерактивные работы с родителями.
Проект адресован работникам дошкольного образовательного учреждения компенсирующей направленности, может быть использован родителями в домашнем воспитании и развитии детей.
Участники проекта:
- воспитатели;
- учитель-логопед;
- педагог - психолог;
- музыкальный руководитель;
- родители воспитанников;
- дети с ОВЗ
Срок реализации:
1 год.
Актуальность
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни семьи. Признание у ребёнка дефектов развития почти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние. Именно поэтому при построении проекта по взаимодействию работы ДОУ и семьи необходимо изучать позиции и личностные особенности родителей и активно включать их в процесс коррекции и реабилитации. Основными параметрами позиции является любовь родителей к ребёнку с отклонениями в развитии и принятие его дефекта.
Говоря о родителях детей с ТНР, можно отметить, что они, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Проблемы со здоровьем ребенка подчас делают родителей данной категории детей весьма уязвимыми, они бояться предполагаемых неудач в обучении и воспитании своих детей, нередко с большим трудом идут на контакт с педагогами.
Создание ситуации успеха вызывает стремление к установлению взаимодействия родителя ребенка с ТНР и педагога, продуктивные виды деятельности содействуют развитию творческого потенциала взрослого и ребенка, обеспечивают заряд положительными эмоциями, способствуют обогащению знаний по основным разделам образовательной программы.
Именно поэтому при разработке проекта по взаимодействию с родителями «Мы вместе», я основывалась на интеграции двух образовательных областей познание и художественное творчество. Проект направлен на установление партнерских отношений между детским садом и семьей, направлен на работу с родителями в интеграции образовательных областей познание и художественное творчество. ориентирован на совершенствование работы по вовлечению родителей в единое образовательное пространство. Что дает родителям детей с ТНР возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, увеличивается их педагогическая компетентность.
При создании проекта опиралась на принципы ФГОС ДО – «создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы», а так же требования по взаимодействию Организации с родителями. В которых подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Таким образом была сформулирована проблема взаимодействия ДОУ и родителей детей с ТНР, заключающаяся в неприемлемости существующих форм взаимодействия с семьей из-за их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Основной формой работы с семьей ребенка с ТНР было выбрано творческое сотрудничество с обязательным созданием ситуации успеха.
Цель проекта:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями через установление доверительных партнерских отношений с родителями и вовлечение семей в единое образовательное пространство посредствам выполнения творческих совместных заданий.
Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети - родители.
Задачи проекта для детей:
- Способствовать осознанию детьми себя как полноценного, любимого члена семьи.
Задачи проекта для родителей:
1. «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
2. Способствовать сближению всех членов семьи ребенка с ТНР за счет совместной деятельности и решения общих задач.
3.Раскрыть творческий потенциал родителей.
- Возрождать и укреплять семейные традиции.
Задачи проекта для педагогов:
1. Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
2.Приобщение родителей детей с ТНР к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и современных форм работы.
Гипотеза:
Совместная деятельность педагогов и родителей по формированию у детей знаний умений и навыков будет успешным если создавать ситуацию успеха, вызывающую стремление к установление взаимодействия родителя ребенка с ОВЗ и педагога, использовать совместные продуктивные виды деятельности, содействующие развитию творческого потенциала взрослого и ребенка, обеспечивающие заряд положительными эмоциями,
Вид проекта: долгосрочный, 10 месяцев.
Участники проекта:
Педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети, посещающие ДОУ, их родители.
Сроки реализации проекта: октябрь 2020 – сентябрь 2021 года.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: октябрь 2020 года
Цель: Изучить состояние процесса формирования интереса родителей к педагогическому процессу.
На первом этапе эксперимента использовала социологические методы исследования. Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка с ТНР в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Совместно со специалистами детского сада провели тестирование и диагностику детей. По результатам анкетирования был подготовлен итоговый лист и сделаны выводы о необходимости проведения данной работы.
Организационный этап: октябрь 2020 года
Цель: разработка плана взаимодействия со всеми участниками проекта.
На этом этапе проводится родительское собрание, на котором составляется план работы на учебный год, предложены формы и пути реализации.
Для привлечения родителей в систему работы ДОУ провела мероприятие направленное на повышение компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО.
Практический этап: ноябрь 2020 – август 2021 года.
Цель: создание условий для объединения семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ, родителями и детьми, усвоение родителями элементарным формам работы с детьми по таким образовательными областям как художественное творчество и познание.
Для налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей ребенка с ТНР использовала электронную почту, чат на сайте ДОУ, закрытую группу в Контакте которые используются для работы с письменными сообщениями родителей, они не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.
Обобщающий этап: октябрь 2021
Цель: подведение итогов работы и выявление роли взаимодействия с родителями детей с ТНР в воспитательно-образовательном процессе, поиск новых форм сотрудничества с семьей.
На заключительном этапе применяются методы теоретического анализа и синтеза, обобщения педагогического опыта.
План совместной работы с семьей
Результативность проекта:
В работе проекта приняли участие 20 родителей, 15 детей, 6 педагогов детского сада.
Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний, ведущих к осознанному родительству. Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения. Родители охотнее откликаются на просьбы воспитателей, активно принимают участие в жизни группы, демонстрируют свой творческий потенциал, повысилась посещаемость всех мероприятий, проводимых в группе. Часто родители выступают инициаторами и организаторами всех дел детского сада.
Показатели степени включения родителей в деятельность группы:
- сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности;
- изменение характер вопросов родителей к педагогам, рост их педагогических интересов и знаний;
- владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
- рост посещаемости родителями мероприятий, их активность, участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.;
- понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе;
- общественное мнение родителей о воспитании детей в детском саду.
Способы оценки результативности проекта:
Подготовительный этап.
1.Изучение социальной ситуации в семье.
2.Мнение родителей о сотрудничестве с ДОУ. Анкетирование.
Организационный этап.
1.План совместных мероприятий. Обсуждение на родительском собрании.
Практический этап.
1.Оценка родителями эффективности взаимодействия с педагогами ДОУ. Отзывы родителей.
2.Анализ посещаемости мероприятий.
3.Оценка педагогами активности детей при подготовке и проведении мероприятий. Наблюдение.
Обобщающий этап.
1.Оценка родителей по вовлечению их в воспитательно-образовательный процесс. Анкетирование.
Итоги проекта
В ходе работы выявлено, что организация процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей на основе использования традиционных и интерактивных форм позитивно влияет на формирование взаимодействия родителей и педагогов ДОУ, способствует позитивному настрою и формированию педагогической компетенции по вопросам воспитания и развития детей с ТНР.
Дальнейшие перспективы реализации проекта
Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердит гипотезу, что совместная деятельность педагогов и родителей по формированию у детей знаний умений и навыков будет успешным если создавать ситуацию успеха, вызывающую стремление к установление взаимодействия родителя ребенка с ТНР и педагога, использовать совместные продуктивные виды деятельности, содействующие развитию творческого потенциала взрослого и ребенка, обеспечивающие заряд положительными эмоциями. Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.
Литература:
1.Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.
2.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.
- Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007
- Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
- Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010.
- 4.Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,1996.
- 3.Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./Л.Свирская. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
8. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155
Интернет ресурсы:
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по учебно-воспитательной деятельности, в рамках долгосрочных проектов "Экологический марш"
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут сам...
открытый урок в 6 классе "Многогранники. Обобщение." Долгосрочный проект
Учебник "Математика" в 6 классе под редакцией Козловой. Задолго до изучения темы "Многогранники" группы детей получили конкретные задания для поиска на страницах Интернет или других ресурсах. Сбор мат...
Как организовать долгосрочный проект в школе.
Опыт и практика организации школьной компании....
Долгосрочный проект
Применение долгосрочного проекта способствует развитию социальной активности.В результате написания проекта учащаяся узнала о экологических проблемах ХМАО. Например, что сбор клюквы повысит экономичес...
Анализ работы в рамках долгосрочного проекта "Здоровье беречь - радость привлечь!"
Отчётный материал о реализации долгосрочного школьного проекта «Здоровье беречь – счастье привлечь!». В рамках которого проводился ряд мероприятий, направленных на эмоцион...
Рецензии на работы учеников работающих над долгосрочными проектами.
В данном материале представлены образцы написания рецензий долгосрочных проектов....