Родительское собрание "Одаренность и ее признаки"
методическая разработка (5 класс)
Разработка родительского собрания "Одаренность и ее признаки" в рамках программы сопровождения одаренных детей "Путь к успеху"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sv-vo_o_publikatsii.pdf | 824.02 КБ |
roditelskoe_sobranie_-_odaryonnost_i_eyo_priznaki.docx | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Образовательный вебинар для родителей «Одарённость и её признаки»
Цель: сформировать у родителей научно-обоснованное представление о феномене детской одарённости.
Целевая аудитория: родители обучающихся
Сопроводительные материал: презентация
Время проведения: 40-45 минут
Форма проведения: онлайн, в режиме видеоконференции
Подготовлено: педагог-психолог МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие» Багинская Е.В.
Ход мероприятия:
Вступительная часть
Здравствуйте! Рады вас приветствовать на вебинаре для родителей. Наши встречи проходят в рамках программы развития одаренности и поддержки одаренных детей и их родителей. Вебинар продлится 40 минут.
Сейчас попросим отметить в чате от 0 до 5 актуальность темы одаренности.
Сегодня мы обсудим что такое одарённость в целом, кратко затронем, что такое детская одарённость, и более подробно поговорим о признаках одарённости.
Эта тема выглядит тяжёлой и внушительной.
Вопросы для обсуждения: А что такое на ваш взгляд одарённость?
Сколько таких людей вы встречали в жизни?
Основная часть
- Что такое одаренность
С точки зрения психологии существует несколько различных подходов к понятию одарённости.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в том или ином виде деятельности по сравнению с другими людьми.
Давайте разберем определение по частям:
- что означает системность? Одарённость – не отдельное качество, а совокупность, взаимодействия различных качеств человека.
- одарённость требует развития. изначально это только предпосылки к успешности. У некоторых детей эти предпосылки могут развиваться легко, стать заметными сразу, у других – оставаться скрытыми и неочевидными.
- одарённость может проявляться в одном виде деятельности, а другие человек может игнорировать.
- высокие результаты в интересующем виде деятельности, которые могут даваться без внешних усилий.
Обычно взрослые считают, что одарённые дети – это круглые отличники или победители олимпиад. Но одарённость может быть в самых разных видах деятельности: в творчестве, спорте, технике, умении вести за собой. И эти области иногда игнорируются или вызывают досаду, раздражение. Например, ребёнок с моторной одарённостью постоянно норовит куда-то бежать, на что-то залезть, откуда-то спрыгнуть – и родителям приходите его ловить, удерживать, призывать к порядку.
Вопрос для обсуждения: Можете ли вы припомнить детей, которые зациклены на одном увлечении, проявляющие его к месту и не к месту; добивающихся идеальных результатов в одном увлечении, но безразличные к любым другим успехам; пытающихся сделать всё по-своему, вопреки инструкциям?
- Детская одаренность
Сейчас давайте разберём, кто такой одарённый ребёнок
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности по сравнению со своим сверстниками.
По сравнению с предыдущим определением, обратите внимание на то, что здесь говорится о предпосылках к достижениям, а также на то, что мы сравниваем успешность ребёнка с детьми его возраста, а не со взрослыми.
Существует два полярных подхода к пониманию одаренности у детей: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко».
Вопросы для обсуждения: Отметьте какой точки зрения придерживаетесь вы, какая вам кажется более правильной
На практике оказывается, что верно не одна из крайних точек зрения, а что-то среднее между ними. Как, например, в истории про слепых, которые пытались представить, как выглядит слон, судя лишь по одной его части.
Явная одаренность встречается действительно редко, как уникальное явление. А предпосылки для развития способностей есть практически у каждого ребенка.
3. Признаки одаренности
А сейчас мы перейдём к признакам одарённости, которые можно увидеть в его деятельности, наблюдая за ним.
Под деятельностью мы сейчас будем понимать процесс реализации увлечения ребёнка на практике.
Их можно разделить на две группы:
Инструментальные признаки - способы выполнения деятельности;
Мотивационные – отношение к деятельности.
К инструментальным признакам относятся:
1. Наличие специфических стратегий, которые обеспечивают особую продуктивность. То есть ребёнок начинает выполнять работу по-своему, добиваясь за счёт этого более высоких результатов.
Формирование этих стратегий можно разделить на несколько этапов:
1) быстрое освоение навыков, информации и высокая успешность в деятельности – с трёх лет, дошкольный возраст;
2) использование и изобретение новых способов деятельности в условиях заданной ситуации – старший дошкольный, младший школьный;
3) выдвижение новых целей за счёт более глубокого овладения предметом – средние классы.
2. Сформированность индивидуального стиля деятельности, наличие самодостаточной системы саморегуляции.
3. Особый тип организации знаний:
- высокая структурированность - всё раскладывает по полочкам;
- способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей - всё включает в систему;
- свёрнутость знаний – способность развернуть их в нужный момент, склонность переходить от одиночного факта к общей форме.
4. Более сформированные, чем у сверстников, представления о своих собственных способностях к познанию, благодаря чему ребёнок сразу схватывает и усваивает информацию, особенно соответствующую его интересам – знает, как ему учиться.
5. Своеобразный тип обучаемости.
Может проявляться как в высокой скорости и лёгкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений, высокий уровень способности к самообучению.
Мотивационные признаки:
1. Доминирование познавательной потребности: ненасытная любознательность и готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований.
2. Знания отличаются избирательностью. Ярко выраженный интерес к определенным занятиям, чрезвычайно высокая увлеченность и погруженность в данный предмет имеют своим следствием упорство и трудолюбие.
3. Проявление интереса к парадоксальной, противоречивой и не определённой информации. В более старших возрастах этот признак предполагает преодоление уже сформированных штампов и стереотипов. Для дошкольника этот признак характеризует нормальное развитие.
4. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Вопросы для обсуждения: случалось ли Вам отмечать подобные признаки в поведении у Вашего ребёнка.
Заключительная часть:
Поведение одарённого ребёнка совсем необязательно должно соответствовать одновременно всем выше перечисленным признакам.
Проявления одарённости могут быть разнообразны и противоречивы, поскольку во многом зависят от направления способностей.
Наличие хотя бы одного из признаков должно привлечь Ваше внимание.
Остались ли у вас какие-то вопросы?
Практическое задание: Понаблюдайте за вашим ребёнком и постарайтесь обратить внимание, какие признаки талантливости, одарённости проявляются у него (Приложение 1). Если есть возможность понаблюдать за несколькими детьми разного возраста – попробуйте оценить эти признаки с учётом возраста.
Список использованных источников:
1. Одаренность: рабочая концепция. Материалы 1 Международной конференции (Самара, 1-3 октября 2000 г) / Под. ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 2002.
2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. — М.: АНО «ЦНПРО», 2013. — 208 с.
3. Богоявленская М.Е. Природа «проблем» одаренных (Методическое пособие) – Электронный ресурс: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=86.
4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Теплов Б.М. Способности и одаренность − М.: Институт практической психологии, 1996.
6. Яковлев Е.В., Яковлева Н. О. Одарённость как педагогический феномен - Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 2 (19). - С. 5-17.
7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
Приложение 1
Памятка для родителей: Признаки одарённости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Признаки и симптомы возможного употребления ПАВ"
Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения, раннего алкоголизма и употребления ПАВ детьми; Познакомить родителей со статистикой последствий употребления ПАВ; О...
Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.
Урок 19 - 7 класс...
Родительский всеобуч. Психологическое насилие:Признаки того, что ваш ребенок подвергается запугиванию со стороны окружающих.
В современном мире дети подвергаются многим опасностям. Одна из серьёзных опасностей - психологическое насилие.Иногда ребёнок может стать объектом запугивания со стороны окружающих. Что должно насторо...
Программа родительского всеобуча в среднем звене общеобразовательной школы по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности
Создание условий для взаимного сотрудничества родителей и педагогов по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности....
Родительское собрание в 5 классе на тему "Признаки успешной адаптации"
Родительское собрание №2 в 5 классе...
Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов
видеофрагмент на тему: "Отличительные признаки живых и неживых организмов"...
Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...