Формирование приемов учебной деятельности при помощи технологии "Игры на песке"
методическая разработка

Старостина Надежда Ивановна

Формирование приемов учебной деятельности

Методика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)

Материалы: песочница, песок, вода, от 10 пар одинаковых пуговиц/камешек/маленьких фигурок

Этап 1: Диагностика.

Задачи: определение доминирования учебного или игрового мотива поведения в учебной деятельности.

В качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагается использовать введение того или иного мотива в условиях психического пресыщения. В этом случае объективными показателями изменения деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения. В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование кружков на мокром песке.

1. Учебный мотив заключается в том, что ребенку сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву "О". Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку — «5», то надо красиво писать от начала и до конца песочницы.

2. Игровой мотив. В левый верхний угол песочницы ставят фигурки зайца и лисы. Ребенку предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от лисы, чтобы та его не съела. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует на мокром песке для зайца большое поле с ровными рядами капусты (кругами). Ряды капусты должны быть ровными и частыми, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от лисы. Экспериментатор для примера рисует первый ряд капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно.

По результатам диагностики определяем мотив деятельности ребенка. В случае если у младшего школьника выявлена игровая мотивация, то предлагаем выполнить упражнение на развитие произвольности.

Этап 2: Упражнение на развитие произвольности.

Задачи: Формирование произвольности – умение сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Перед ребенком и психологом (игроки) лежат два одинаковых набора пуговиц/камешков/маленьких фигурок. В песочнице обозначаем два игровых поля - это квадрат, разделенный на клетки (рисуем на мокром песке). У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Психолог выставляет на своем поле 3 предмета, ребенок должен посмотреть и запомнить, где какой предмет лежит.

·

· ·

После чего психолог закрывает листком бумаги свое игровое поле, а ребенок должен на своем поле повторить то же расположение предметов. Чем больше в игре используется клеток и предметов, тем игра становится сложнее.

Потом психолог и ребенок меняются местами в игре. Психолог может допускать намеренные ошибки, для вызова еще большего интереса ребенка.

Примечание: Для подкрепления интереса ребенка можно использовать непищевое поощрение (к примеру, цветные камешки, игровые монетки и подобное).

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование приемов учебной деятельности при помощи технологии «Игры на песке»

Методика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)

Материалы: песочница, песок, вода, от 10 пар одинаковых пуговиц/камешек/маленьких фигурок

Этап 1: Диагностика.

Задачи: определение доминирования учебного или игрового мотива поведения в учебной деятельности.

В качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагается использовать введение того или иного мотива в условиях психического пресыщения. В этом случае объективными показателями изменения деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения. В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование кружков на мокром песке.

1. Учебный мотив заключается в том, что ребенку сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву "О". Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку — «5», то надо красиво писать от начала и до конца песочницы.

2. Игровой мотив. В левый верхний угол песочницы ставят фигурки зайца и лисы. Ребенку предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от лисы, чтобы та его не съела. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует на мокром песке для зайца большое поле с ровными рядами капусты (кругами). Ряды капусты должны быть ровными и частыми, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от лисы. Экспериментатор для примера рисует первый ряд капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно.

По результатам диагностики определяем мотив деятельности ребенка. В случае если у младшего школьника выявлена игровая мотивация, то предлагаем выполнить упражнение на развитие произвольности.

Этап 2: Упражнение на развитие произвольности.

Задачи: Формирование произвольности – умение сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Перед ребенком и психологом (игроки) лежат два одинаковых набора пуговиц/камешков/маленьких фигурок. В песочнице обозначаем два игровых поля - это квадрат, разделенный на клетки (рисуем на мокром песке). У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Психолог выставляет на своем поле 3 предмета, ребенок должен посмотреть и запомнить, где какой предмет лежит.

·

· ·

После чего психолог закрывает листком бумаги свое игровое поле, а ребенок должен на своем поле повторить то же расположение предметов. Чем больше в игре используется клеток и предметов, тем игра становится сложнее.

Потом психолог и ребенок меняются местами в игре. Психолог может допускать намеренные ошибки, для вызова еще большего интереса ребенка.

Примечание: Для подкрепления интереса ребенка можно использовать непищевое поощрение (к примеру, цветные камешки, игровые монетки и подобное).

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.



Предварительный просмотр:

Тренинг с семьей.

Упражнение для работы с группой: учимся принимать свои негативные и позитивные качества.

Возраст участников: родители, дети от 10 лет и старше.

Цель упражнения: увидеть позитивный аспект тех личностных качеств, которые участники группы расценивают в себе как мешающие успешной коммуникации, а также формирование доверия внутри группы  и новых способов взаимодействия между участниками.

Задачи упражнения:

•        проявить и вербализовать те качества, которые участники группы считают в себе мешающими успешному общению;

•        помочь участникам оценить значимость  этих качеств для благополучия своей личности;

•        развить в группе умение участников вести диалог и договариваться между собой.

Оборудование: большая юнгианская песочница для групповой работы, средняя песочница, фигура дракона, набор фигурок, обозначающий окружающую нас действительность.

Процедура проведения разделяется на несколько этапов:

1. Подготовительный.

В ходе этого этапа в группе обсуждаются такие вопросы как: что такое общение? Какое оно бывает? Для чего общение нам нужно? А что может мешать хорошему и качественному общению. Разговор ведется в свободном режиме, участники группы отвечают по желанию.

2. Основной.

Группе предлагается следующая инструкция: «Сейчас каждому из вас нужно будет подойти к стеллажам с фигурками и выбрать себе всего 2-3 фигурки, которые олицетворяют те качества, которые вам помогают общаться и те, которые мешают». Затем участники располагают свои фигурки в песочнице так, как им удобно. После ведущий просит каждого рассказать про свой выбор и объяснить его. Примерные вопросы: «Расскажи про свои фигурки, что они означают». «Как именно эти качества мешают тебе и  как помогают?».

Далее специалист просит всех участников закрыть глаза, и тихонько собирает из песочницы тех персонажей, которые у каждого представляли его позитивные навыки общения, оставляя только «негативных». Затем отсаживает эти фигурки в отдельную, меньшую по размеру песочницу, располагая их в центре на песчаной насыпи и формируя вокруг воду, чтобы получился остров, который сторожит дракон. Дракона можно посадить на бортик песочницы, как хозяина. После этого, участникам разрешается открыть глаза и дается следующая инструкция: «Пока вы были с закрытыми глазами, прилетал дракон и захватил часть ваших персонажей в плен на необитаемый остров, но другая часть у вас осталась. Вашим героям нужно будет договориться между собой, как они, используя свои сильные стороны, спасут своих друзей из плена дракона, у вас на это есть ровно 15 минут. И важное уточнение, запрещается брать новых героев, пользуемся теми силами, которые у вас есть». Затем группа начинает работать. Задача специалиста наблюдать, чтобы участники вели диалог именно от лица своих фигурок, например «Я большой неуклюжий слон, но я сильный и могу вас удержать на своей спине», и подсказывать, какие позитивные стороны могут открыться у того или иного негативного качества. Далее, по истечении 15 минут, группа переходит в наступление и проигрывает план спасения украденных фигурок.

3. Завершающий этап.

Имеет особое значение, так как его задача не просто обсудить произошедшее, но и подвести группу к осознанию того, что у каждого качества могут быть сильные стороны, которые нужно уметь обнаружить и правильно использовать, так как они могут быть ресурсом. Вопросы для обсуждения: «Что вы почувствовали, когда открыли глаза и увидели, что части ваших фигурок нет?», «Легко ли вам было обнаружить скрытые возможности своих персонажей?», «Как вам удалось договориться между собой? Что помогало и что мешало?», «Какие чувства вызывала у вас операция по спасению украденных фигурок? Легко ли было победить дракона?», «Какие сильные качества оставшихся в песочнице героев помогали вам?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР

Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР...

Доклад к педсовету "Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"

Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"...

Формирование приемов мыслительной деятельности на уроках математики

Методическая разработка содержит  приемы формирования мыслительной деятельности  на уроках математики. Видоизменяя внешние условия, можно координировать  внутренние процессы, протекающи...

Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.

Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, общест...

Формирование приемов учебной деятельности при помощи технологии "Игры на песке"

Формирование приемов учебной деятельностиМетодика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)Материалы: песочница, песок, вода, от 10 пар одинаковых пуговиц/камешек/маленьких фигурокЭтап 1: Диагностика....