Особенности развития словарного запаса дошкольников.
статья
Развитие словаря на разном возрастном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_slovarnogo_zapasa_doshkolnikov.docx | 111.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития словарного запаса дошкольников.
На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.
В возрасте одного-трёх лет малыш усваивает следующие категории слов:
- названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда);
- слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений и животных;
В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.
В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000) слов, но и в его качественном содержании. Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:
- слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;
- оценивать предметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;
- пробовать свои силы в словообразовании, употребляя уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка. Образовывать словоформы однокоренных слов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д;
В возрасте 5–6 лет количественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000–4000 тысяч слов, при этом также происходит очередной рывок в его качественном наполнении. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:
- лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы. Слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;
- простые и сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать);
- слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд национальная армия, государство;
Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи
Быстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами. А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно. Между тем активное использование имён прилагательных позволяет сделать речь красивой и насыщенной, даёт возможность составлять распространённые предложения и полноценные речевые конструкции. Поэтому необходимо, чтобы родители уделяли больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам.
Читаем с ребёнком
Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:
- Чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию.
- Обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.
Привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.
Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР,
Консультация для воспитателей ДОУ....
Развитие словарного запаса и грамматического строя речи у дошкольников.
Развитие словарного запаса и грамматического строя речиПредлагаемые упражнения и игры могут быть использованы для работы с детьми от 3-х лет и варьироваться в зависимости от этапа работы и задач...
Картотека дидактических игр и заданий для развития словарного запаса дошкольников.
В картотеке собраны игры и задания, направленные на увеличение объема словаря параллельно с обогащением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности (мышлен...
Словарный запас дошкольников с Общим Недоразвитием Речи. (к вопросу формирования)
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богат...
Пополнение словарного запаса дошкольников посредством знакомства с профессиями
Речь ребенка -процесс очень длительный. Словарный запас, в последнее время, недостаточно богатый. Задача педагогов ДОУ-расширить и обогатить его. С изучением любой лексической темы, ребенок знакомится...
Консультация для родителей "Обогащаем словарный запас дошкольника"
Консультация для родителей "Обогащаем словарный запас дошкольника"...
Обогащение словарного запаса дошкольников
В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речево...