Словарный запас дошкольников с Общим Недоразвитием Речи. (к вопросу формирования)
консультация по теме
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоений программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Словарный запас ребенка в норме, по результатам некоторых исследователей (В.Штерн Ш.Бюллер) имеет достаточно четкие границы:
к 1,5 около 100 слов,
к 2 годам - 300-400,
к 3 годам -1000-1100,
к 4 годам - 1600,
к 5 годам – 3000,
к 6 годам – от 5000.
Словарь включает в себя существительные, глаголы, прилагательные, наречия, союзы, местоимения, предлоги и даже более сложные формы слов, такие как причастия и деепричастия, а также некоторые заимствованные слова.
Чтобы речь ребенка была красивой и скорее приближалась к норме, предлагаю вам некоторые игры и упражнения, которые описала О.Ю. Филимонова в своей книге «Развитие словаря дошкольника в играх»:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_slovarya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарный запас дошкольников
с Общим Недоразвитием Речи.
(к вопросу формирования)
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоений программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Словарный запас ребенка в норме, по результатам некоторых исследователей (В.Штерн Ш.Бюллер) имеет достаточно четкие границы:
к 1,5 около 100 слов,
к 2 годам - 300-400,
к 3 годам -1000-1100,
к 4 годам - 1600,
к 5 годам – 3000,
к 6 годам – от 5000.
Словарь включает в себя существительные, глаголы, прилагательные, наречия, союзы, местоимения, предлоги и даже более сложные формы слов, такие как причастия и деепричастия, а также некоторые заимствованные слова.
Чтобы речь ребенка была красивой и скорее приближалась к норме, предлагаю вам некоторые игры, которые описала О.Ю. Филимонова в своей книге «Развитие словаря дошкольника в играх».
Игры, способствующие развитию словаря.
- «Кто это? Что это? »
Цель. Расширение объема словаря существительных.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появляется персонаж (животное, игрушка). Детям задается вопрос: «Кто это? (Что это) » При отсутствии правильного ответа взрослый знакомит детей (или напоминает) название живого существа или предмета.
- «Кто исчез? Что исчезло? »
Цель. Расширение объема словаря существительных.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? » правильно воспроизвести его название.
- «Горячо-холодно»
Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри! », прячет предмет и задает вопрос: «Где автобус? » Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по комнате (зачитывает взрослый) : «Ищи автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где есть вода»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
- «Что делаю?»
Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый предлагает одному из детей взять предмет (например, игрушечный самолет) в руки и показать, что может делать этот предмет, что можно делать с ним. Ребенок совершает действия, а взрослый к каждому из них задает вопрос: «Что делает самолет? Что ты делаешь с самолетом?» (самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю). При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым сначала индивидуально, а затем хором со всеми детьми подгруппы.
- «Какой, какая, какое?»
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает детям на его признаки.
Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук, яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое) ».
- Рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных признаках этого предмета
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы (изображение предмета) по изучаемой лексической теме.
Содержание. Перед детьми находится предмет или его изображение. Взрослый задает детям вопросы: «Какой предмет по цвету? По форме? По размеру? » И т. д. Дети отвечают.
- Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть предмет (к примеру, зимнюю шапку). Взрослый просит ребенка определить, какого цвета шапка, какой формы, какого размера. Далее даются следующие инструкции, задаются вопросы: «Погладь шапку. Какая она на ощупь (пушистая, шелковистая, нежная, колючая? » (Обследование качеств поверхности.) Сомни шапку. Какая она (мягкая, жесткая? (Изучение мягкости.) «Подними шапку на руке. Какая она по весу» (легкая, тяжелая? » (Определение веса.)
- «Чего не хвататет?»
Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.
Оборудование. Предметы (или их изображения) с недостающими частями: грузовик без кузова, ведерко без ручки, чайник без носика, дерево без веток, дом без окон, рубашка без рукава и др.
Содержание. Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов? »
- Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков цвета
Цели. Расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о предметах.
Оборудование. Контурные изображения предметов по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.
Содержание. Взрослый предлагает детям раскрасить контурные изображения предметов, выбрав цвета самостоятельно. Например, по окончании раскрашивания цветка ребенком взрослый задает вопросы: «Какого цвета стебель цветка? Листья? Лепестки? Шипы? » Вопросы остальным детям: «Какая часть цветка зеленого цвета (стебель, листья, шипы? Какая часть цветка розового цвета (лепестки? » В первой части задания дети пассивно воспринимают наименования деталей предмета. Во второй части — называют части предмета самостоятельно (стебель, листья, шипы, лепестки) .
Взрослый может также предложить раскрасить части предмета в заданные цвета. Например, при раскрашивании грузовика взрослый дает следующие инструкции: «Кабину грузовика раскрась синим цветом, кузов — зеленым, колеса — коричневым, руль — черным, фары — желтым». После выполнения работы детям задаются вопросы: «Какого цвета кабина грузовика? Кузов? Колеса? Руль? Фары? »
- Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние
Цели. Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных.
Оборудование. Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме (рис. 1, цветные карандаши.
Содержание. Взрослый задает детям вопрос об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.
Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.
- Игра «Чудесный мешочек»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.) .
Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе (например, по теме «Посуда») : рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы посуды. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников) : требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму, материал, из которого изготовлен предмет, качество поверхности .
- Игра «Укрась елку»
(для детей от 3-х лет)
Цель. Расширение объема словаря.
Оборудование. Елка, изготовленная из картона, с кармашками для «новогодних шаров»; комплект кружков (новогодних шаров, на которых изображены предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание. На столах лежат кружки («новогодние шары», перевернутые изнаночной стороной. Игроки по очереди берут кружки, называют нарисованные на них картинки и «вешают» украшения на елку.
- Игра «Волшебное дерево»
(для детей от 3-х лет)
Цель. Расширение объема словаря.
Оборудование. Дерево, изготовленное из картона, с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме. (Мамы и папы могут рисовать на дереве предметы, изображения могут быть схематическое)
Содержание. Перед игрой дети знакомятся с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но многие другие предметы.
Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребенок, правильно назвавший отгадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».
- «Чего не стало? »
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование. Набор предметных картинок по теме.
Содержание.
Низкий уровень сложности
Взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.
Средний уровень сложности
Взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
Высокий уровень сложности
Количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
.
- «Собираемся в путешествие»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы.
Оборудование. Картинки, изображающие сходные по назначению и похожие внешне предметы (апельсин — грейпфрут; кабачок — огурец; дыня — тыква; красная смородина — брусника; куртка — пальто; рубашка — блузка; кофта — блузка; комбинезон — костюм; комбинезон — брюки; панама — шапка; ботинки — туфли; босоножки — сандалии; кувшин — ваза; корабль — лодка; грузовик — экскаватор) .
Содержание. Каждому игроку выдается несколько картинок, изображающих сходные по назначению и похожие внешне предметы.
Взрослый: «Мы собираемся в путешествие, и нам понадобятся многие вещи. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи очень похожи». Взрослый называет один предмет из пары (например, кувшин). Если ребенок ошибается (предъявляет вазу, картинка остается у него.
Выигрывает тот, кто раньше «упакует» все свои вещи, у кого не останется на руках картинок.
- «Кто больше? »
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Предметы (их изображения) по изучаемой лексической теме.
Содержание. Игра проводится как с опорой на наглядность, так и без нее. Взрослый показывает детям предмет (его изображение) или называет слово: «Арбуз». Дети поочередно называют признак названного взрослым предмета: «Арбуз — зеленый, большой, круглый, сладкий, спелый, ароматный, _тяжелый, гладкий, сочный». Тот игрок, который прервет цепь определений, не дав ответа, выбывает из игры. Таким стразом ребенок, оставшийся в игре последним, становится победителем.
- «Что бывает? »
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.
Содержание. Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: «Что бывает красным (круглым, высоким, сладким, горячим, вязаным, железным, легким, колючим? » Дети поочередно предлагают по одному варианту. Побеждает тот, кто остается в игре последним (дает большее количество ответов) .
- «Пантомима»
(для детей от 3-х лет)
Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов и живых существ, развитие воображения, творческих способностей, общей моторики.
Содержание. В ходе изучения определенной лексической темы взрослый предлагает детям изобразить жестами и мимикой животных, предметы (действия с предметами). Примерные задания: чашка, чайник, сковорода; машина, самолет, лодка; медведь, лиса, заяц; умывание, расчесывание волос, чистка зубов; рисование, плавание, прыжки через скакалку. Взрослый дает образцы выполнения задания, показывая, какими средствами можно передать характер, действия предмета (с предметом). Игрок изображает жестами, мимикой какой-либо предмет, остальные дети отгадывают. Тот, кто даст верный ответ, следующим «загадывает» предмет.
- «Я собрал в огороде. »
(для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрат на огороде. огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду. », «Я положил в шкаф. », «Я видел на улице. », «В лесу живет. », «На кухне есть. » и т. д.
- «Угадай по описанию»
(для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме (например: лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко) .
Содержание. Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: «Сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбери овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».
Таким образом, на первых порах овладения умением находить предмет по описанию из ряда предложенных все этапы рассуждений развернуты во внешнем плане. Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком, затем — со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью («Желтые фрукты — это лимон, груша, банан, яблоко. Овальные фрукты — лимон и банан. Кислый фрукт — лимон».) В дальнейшем развитые речевые и мыслительные умения и навыки ребенка позволят свернуть этапы выполнения задания, перевести их во внутренний план.
- Игра с мячом «Ассоциации»
(для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, обшей моторики.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый — грузовик; колючий — еж, мягкий — снег, высокий — человек, стеклянный — стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный речевой материал: глубокая — тарелка; голубая — кастрюля; маленькое — блюдце; прозрачный — кувшин.
- «Кто больше увидит? »
(для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.
Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по изучаемой лексической теме.
Содержание. Дети рассматривают картинки по изучаемой теме, представляющие предметы, изображенные в затрудненных для восприятия условиях (заштрихованные, схематичные и др.) . Побеждает в игре тот, кто больше узнает и правильно назовет предметы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.
Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (по Глухову В.П.)...
Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В статье изучены особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлена эффективная коррекционная работа по формированию диалогической речи, ...
Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...