Формирование педагогической компетентности родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад.
статья

В материале описывается работа педагогов с родителями и детьми раннего возраста, не посещающими ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_molodyh_roditeley_dlya_ns.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование педагогической компетентности родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, в процессе организации работы семейного клуба.

    В развитии личности ребенка на сегодняшний момент отмечен приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто: наиважнейшие качества и фундаментальные способности человека закладываются в самом раннем детстве, когда малыш находится в окружении близких и любящих его людей.          

    В раннем возрасте ребенок развивается чрезвычайно быстрыми темпами, поэтому так важно не упустить драгоценное время и создать все условия, необходимые для становления гармоничной и разносторонне развитой личности. А для этого, по мнению О.Л. Зверевой, «родители должны научиться грамотно воспитывать детей, уметь  самокритично оценивать себя как воспитателя».

    Вопросы воспитания детей раннего возраста, это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Как показывают наши исследования, 70% родителей, воспитывающих детей раннего возраста, имеют представление о данном возрасте лишь как о периоде физического развития и физиологического созревания и считают, что психическое развитие и формирование личности начинается только с трех лет. Это является причиной, по которой они не уделяют разностороннему развитию ребенка раннего возраста должного внимания, поэтому зачастую остаются нереализованными огромные резервы этого периода. В связи с этим  встал вопрос о необходимости повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.

    По определению В.П.Дубровой, О.Л.Зверевой, Л.М. Митиной педагогическая компетентность  родителей - это знания, умения, навыки, способы и приемы их реализации в деятельности, общении, а также личностные качества, которые способствуют умению выполнять свои родительские функции профессионально.

    Ошибки домашнего воспитания  коренятся в недостаточном понимании родителями самого ребенка, особенностей и тенденций его развития, а отсюда - неумение педагогически грамотно организовать процесс домашнего воспитания. Поэтому в содержании педагогической компетентности актуальными на современном этапе являются знания о разумной организации жизнедеятельности детей в семье, о специфике различных видов детской деятельности и их роли в формировании личности.

    Решая  проблему повышения педагогической компетентности родителей  детей раннего возраста, не посещающих детский сад, мы поставили перед собой задачи, во-первых, объединить усилия дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, во-вторых, предоставить родителям детей раннего возраста, не посещающих детский сад,  возможности общаться  друг с другом по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, делиться опытом семенного воспитания.

    Мы учли тот факт, что родители детей, посещающих детский сад, имеют доступ к информации, касающейся воспитания и развития ребенка. Они посещают родительские собрания, читают информацию на родительских стендах, задают вопросы воспитателям, консультируются у специалистов детского сада.

    Этого лишены родители, чьи дети не посещают детский сад, оставаясь один на один со своими проблемами, тревогами, сомнениями.

    Для решения поставленных задач нами была организована деятельность семейного  клуба «Школа молодых родителей» для родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад.

    Клуб – это добровольное объединение, поэтому при организации его работы необходимо было получить согласие родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад.  В  нашем  ДОУ существует традиция – социальный педагог знакомится с семьями, где есть дети раннего возраста еще до того, как ребенок приходит в детский сад. Основная цель знакомства с семьей – выявить затруднения родителей в осуществлении воспитания и развития детей раннего возраста.  

    Посещая семьи на дому, социальный педагог рассказывает родителям о деятельности клуба, о проблемах, которые решаются на занятиях клуба, о темах, которые предлагают специалисты детского сада для обсуждения. Также, родителям предлагается заполнить анкету «Запросы родителей».  Данные, полученные при анкетировании, учитываются при составлении плана работы клуба. Наиболее важными для рассмотрения в клубе родители назвали следующие темы: физическое развитие и здоровье, проблемы успешной адаптации, как играть с ребенком дома и др.

    Таким образом,  в соответствии с запросами и интересами родителей, определяется количество занятий в клубе, участие специалистов детского сада.

    Родителям мы объясняем, что каждый пришедший на занятия в клубе имеет возможность высказываться, обсуждать, делиться собственным опытом воспитания детей раннего возраста, а самое главное – приобретать новый ценный опыт для своей семьи. Работа в клубе строится на принципах взаимоуважения, понимания, искренности и личной заинтересованности каждого участника.

    Программа семейного клуба «Школа молодых родителей» рассчитана на  8 месяцев. Занятия проводились  1 раз  в месяц в период с октября по май.  Длительность каждого занятия – 1-1,5 ч.

    На занятиях клуба присутствовали заместитель заведующей по ВМР, и специалисты детского сада: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, врач-педиатр.

На основании запросов родителей, были проведены занятия по следующим направлениям:

- проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

- художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста;

- физическое развитие и методы оздоровления детей раннего возраста;

- развитие речи детей раннего возраста;

- особенности психического  развития ребенка раннего  возраста;

- руководство  игровой деятельностью детей раннего возраста;

- основы взаимодействия родителей с детьми раннего возраста.

    Занятия структурировались следующим образом – в начале каждого занятия проводилась вводная часть, которая помогает включить участников группы в работу, снять уровень напряженности, сформировать мотивацию к совместной деятельности, настроить родителей на позитивное общение. На этом этапе игры становятся  своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает благоприятный психологический климат.

               Основная часть занятия решает задачи деятельности клуба посредством использования различных форм и методов взаимодействия с родителями. В заключении внимание родителей концентрировалось на том, что они узнали нового во время занятия, раздавались памятки, консультации  к обсуждению для следующего занятия.

    Для активизации родителей на занятиях использовались активные формы и методы взаимодействия – консультации-обсуждения, дискуссии, вечер вопросов и ответов, тренинговые и игровые упражнения, решение проблемных педагогических задач, просмотр видеоматериалов, совместная деятельность родителей и другие.

    Такая организация деятельности предоставила родителям возможность моделировать варианты своего поведения в отношениях с детьми, позволила сформировать у родителей осознанное отношение к родительству,  повысить воспитательный потенциал, уверенность в своих педагогических возможностях, а также, развить у родителей коммуникативные формы поведения. Но главное – работа в клубе помогла родителям преодолеть барьер недоверия к детскому саду и  заложила прочный фундамент сотрудничества детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной дея­тельности разных специа...

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

Что же такое сопровождение?Сопровождение – это помощь ребёнку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребёнку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его...

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в вопросах формирования предметной деятельности детей раннего возраста

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.Род...

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду...

Групповая программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Здравствуй, детский сад!"

Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и адаптации  детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ в процессе игрового взаимодействия....