Сценарий родительского собрания
материал
Родительское собрание совместно с детьми «Какую дверь открыть?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий родительского собрания | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПО ПРОФПРОСВЕЩЕНИЮ
Мусина Зухря Фатиховна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Татаромаклаковская СШ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ С ДЕТЬМИ
«КАКУЮ ДВЕРЬ ОТКРЫТЬ?»
Цель: создание условий для осознания важности проблемы профессионального выбора
Задачи: показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей десятиклассников; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Подготовительный этап:
1. Ребята пишут сочинения о профессиях своей семьи, своего рода, о своем отношении к этим профессиям. Сочинения зачитать на родительском собрании.
2. Попросить родителей подготовить рассказы об особенностях своей профессии (3-4 выступления родителей разных профессий) по следующим вопросам:
- Что было главным при выборе вами своей профессии?
- Что больше всего радует, а что огорчает в работе?
- Дает ли ваша профессия возможность реализовать свои способности?
- Дает ли она высокое материальное обеспечение?
- Имеет ли ваша профессия общественную значимость, престижность?
- Требует ли работа постоянного совершенствования мастерства, учебы?
- Каких успехов вы достигли в овладении профессий (квалификационный разряд, звания)?
- Какими качествами должен обладать человек вашей профессии (здоровье, знания, умения, психологические особенности)?
- Какие трудности встретились у вас на пути к усвоению этой профессии?
3. Подготовить памятки для родителей.
Ход собрания
Кл.рук.: -Здравствуйте, уважаемые родители!
Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед подростками.
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Человек, выбирающий свою будущую профессию должен достаточно четко представлять ту профессиональную общность, в которую в будущем включит себя.
Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из лёгких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.
В жизни всегда во всём и у каждого есть выбор. И делать выбор не просто, а сделать выбор профессии – задача вдвойне сложнее. Наибольшую помощь в этом старшеклассникам могут оказать родители. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное. Важными так же для них оказываются сведения о профессиональной деятельности родителей, родных – их рассказы о том, как они выбирали профессию, какие при этом испытывали трудности, на что обращали внимание.
Есть разные способы выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Выступления 3-4 родителей разных профессий.
Чтение сочинений учащихся.
Кл.рук.: -В мире появляется много новых профессий. Давайте проверим себя, знаете ли вы некоторые из них.
Игра «Не только..., но и…» Отгадайте слова, имеющие два значения, одно из которых - название профессии
1. Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотер)
2. Не только вещество, хорошо проводящий электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник)
3. Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График)
4. Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счёт, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер)
5. Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник)
6. Не только один из стеклоочистителей автомобиля, но и человек, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)
7. Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График)
8. Не только плоский чемоданчик для книг и бумаг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат)
9. Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор)
10. Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол)
11. Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График)
Кл.рук.: - Как видим, о многих из названных профессий вы и не думаете. Но помните, что все они немаловажны.
Факторы правильного выбора профессии
Что же необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества человека являются профессионально важными? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особых усилий и напряжения, и, к тому же, получая от этого удовлетворение?
Чтобы помочь подростку выбрать профессию, необходимо руководствоваться тремя позициями выбора профессии:
хочу — интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;
могу — уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности, соответствие здоровья школьника выбранной профессии;
надо — спрос на профессию, потребность в ней общества.
Таким образом, лишь при пересечении всех трех компонентов формулы мы можем говорить о правильном выборе профессии.
Степень влияния родителей на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.
Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.
Родительская помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем:
- совет ребенку;
- приобретение необходимых справочников;
- сбор информации об учебных заведениях.
Но самое главное, уважаемые родители, – это помочь подростку взрослеть, быть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.
При выборе профессии также важно знать, что есть 5 основных направлений профессиональной деятельности:
Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг официант, продавец, врач, секретарь, педагог общего профиля, воспитатель. Качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности
Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор, автослесарь, станочник, электрик, слесарь, оператор, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог, водитель. Качества: способности к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед, диктор, архитектор, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель. Качества: наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).
Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог, лесник, полевод, животновод, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник. Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности.
Человек — знаковая система — все профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансист, экономист, плановик, чертежник, корректор, наборщик, стенографистка, машинистка, программист, бухгалтер, ученый-теоретик. Качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, к малоподвижной работе (усидчивость).
Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка.
1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием.
2. Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают.
3. Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов.
4. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии.
5. Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным — пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры.
Напутственные слова от родителей: -Дорогие ребята! У вас сейчас очень ответственный момент в жизни – выбор профессии. Насколько правильным будет ваш выбор, настолько – удачно сложится вся ваша последующая жизнь. Профессия должна нравиться, работа обязательно должна приносить моральное удовлетворение. Никакие материальные компенсации не помогут, если работа не в радость. Хотим пожелать вам прожить оставшееся время в школе так, чтобы оно запомнился на всю жизнь: сплотиться, получить необходимые знания для того, чтобы поступить в выбранное вами учебное заведение. Желаем вам не ошибиться в выборе профессии.
Кл.рук.: -Каждый человек находит свое счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу. Я думаю, что вы будете интересоваться миром профессий, не отставайте от научно-технического прогресса, старайтесь сделать больше и лучше. И тогда успех найдет вас, и вы уверенно распахнете нужную для вас дверь в этот удивительный мир - мир профессий!
Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Список использованной литературы
- Аблогина С. Л. Кем мне стать?: Материал для проведения классного часа, посвящённого выбору профессии // Читаем, Учимся, Играем. – 2007
- Родительские собрания Авт.-сост. Л.А. Егорова М. «Вако» 2009
- Степанов А. Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. СПб., 1995
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М.: ТЦ Сфера, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания.
1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...
Сценарий родительского собрания
Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...
Сценарий родительского собрания по профориентации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?» « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...
Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"
Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...