Проект по работе с родителями "Преемственность"
проект
Педагогический проект направлен на удовлетворение потребностей родителей в комфортной и безболезненной адаптации ребенка при переходе в среднее звено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название учреждения | |
Адрес, телефон, факс | |
Название проекта | |
Сроки реализации проекта | |
Куратор проекта | |
Разработчики проекта | |
Участники реализации проекта |
Содержание.
- Краткая аннотация проекта
- Актуальность проекта
- Цель и задачи проекта
- Этапы реализации проекта
- Ресурсное обеспечение проекта
- План работы творческой группы
- План мероприятий по реализации проекта
- Ожидаемые результаты
- Риски при реализации проекта
- Литература
1. Краткая аннотация проекта.
Проект направлен на удовлетворение потребностей родителей в комфортной и безболезненной адаптации ребенка при переходе в среднее звено.
2. Актуальность
Поступление в пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляется переход к новому образу жизни, новым условиям деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Перед пятиклассником ставятся задачи нового уровня, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Изменения условий обучения, качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» ученика в начальной школе на «самого маленького» в средней - серьезное испытание для психики пятиклассника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.
Обеспечение успешности перехода учащихся – это единение усилий педагогов и родителей учащихся. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в адаптации четвероклассника к новой ступени обучения. В связи с этим возникла необходимость в создании педагогического проекта «Работа с родителями», способствующего сокращению переходного периода, смягчению факторов негативного характера с целью координации всех участников образовательного процесса, более эффективной, целостной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников I ступени обучения – при переходе на II ступень обучения.
Вид проекта.
По доминирующей деятельности: информационный, практико-ориентированный
По целевой установке: образовательный, воспитательный
По продолжительности: долгосрочный (март 2015- декабрь 2015г)
Участники проекта:
- родители учащихся 4-5 классов;
- обучающиеся 4-5 классов;
- классные руководители 4-5 классов;
- учителя предметники;
- социальный педагог;
- психологи.
3. Цель – создание условий для формирования эффективного взаимодействия (сотрудничества) школы с родителями по успешной адаптации обучающихся 4 - 5 классов в условиях перехода в среднее звено.
Поставленная цель достигается в процессе последовательного решения следующих основных задач:
- Повысить уровень педагогической компетентности родителей через систему консультирований, рекомендаций и совместных мероприятий с целью успешной адаптации учащихся.
- Создать комплекс мероприятий, направленных на поддержание родителями успешность адаптации своего ребенка.
- Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении через анализ результатов диагностики, анкетирования, наблюдения.
4. Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный: декабрь 2014 – март 2015г
- изучение методической литературы
- разработка проекта
- знакомство субъектов образовательного учреждения (педагогов, обучающихся) с механизмом реализации проекта
- подбор методического и демонстрационного материала для реализации проекта (презентации, видеофильмы, электронные пособия)
II этап – основной (практический) марта 2015 – ноябрь 2015
- проведение запланированных мероприятий по работе с родителями
III этап – заключительный декабрь 2015г
- подведение итогов
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровое обеспечение:
- классные руководители 4 (5) классов
- учителя-предметники
- психолог
- социальный педагог
Методическое обеспечение:
- разработки мероприятий
- электронные пособия для классного руководителя (презентации, видеофильмы)
Материально-техническое обеспечение:
- классные аудитории
- средства просмотра, мультимедийная аппаратура
- видеокамера, фотоаппарат
- принтер
- оборудование для мероприятий
6. План работы творческой группы над проектом.
№ | Задачи | Содержание | Формы работы | Сроки | Ответственные | Предполагаемый результат | ||||||
1 | Выявление потребности педагогов в обращении к данной проблеме. | Обоснование значимости и актуальности проблемы | Беседа по проблеме | декабрь | Выявлены проблемы | |||||||
2 | Формирование положительных мотивов и желания заниматься проблемой. | Определение целей и задач деятельности. Утверждение плана работы творческой группы. | Собрание творческой группы. | Декабрь | План работы творческой группы | |||||||
3 | Теоретическая подготовка членов творческой группы | Изучение и анализ литературы по проблеме адаптации учащихся, работе с родителями | Круглый стол | декабрь | Изучен опыт работы, рекомендации, полученные на семинаре. | |||||||
4 | Практическая работа членов творческой группы | Разработка актуальности, целей и задач проекта. | Обсуждение | Январь | Разработана структура педагогического проекта | |||||||
Разработка мероприятий по адаптации учащихся через работу с родителями | Мозговой штурм | Февраль | План мероприятий по реализации проекта | |||||||||
Подбор методов и форм проведения мероприятий и систематизация материала по работе с родителями. | Индиви- дуальная работа педагогов | Февраль-март | Подобраны методы и формы проведения мероприятий с родителями. | |||||||||
Запуск и реализация проекта | Работа по утвержденному плану мероприятий с родителями | Март-ноябрь | Проведены запланированные мероприятия с активным участием родителей. | |||||||||
5 | Создание материально-технических условий | Заказ и приобретение необходимого оборудования для проведения мероприятий | Оформление сметы | Апрель | Приобретено необходимое для мероприятий оборудование | |||||||
6 | Анализ работы творческой группы | Подготовка мультимедийной презентации. Анализ реализации проекта | Собрание творческой группы | Декабрь | Презентация по реализации проекта. Анализ. |
7. План мероприятий по реализации проекта.
№ п/п | Мероприятие | Сроки выполнения. | Ответственный. |
Подготовительный период. | |||
1 | Анкетирование по вопросам выявления информированности родителей по проблеме адаптации ребенка к новым условиям обучения. | Конец марта- 1 неделя апреля | Классный руководитель 4 кл. Психологи |
2 | Индивидуальные беседы, консультации с родителями по вопросам перехода детей в 5 класс. | Март-май | Классный руководитель Учителя-предметники |
3 | Посещение семей детей «группы риска» с целью планирования дальнейшей работы с семьей . | Апрель | Классный руководитель Социальный педагог |
4 | Родительское собрание «Подготовка к 5 классу». | 1 неделя апреля | Классный руководитель 4кл. |
5 | Классный час с привлечением родителей и учащихся 4 кл. «Первый раз в пятый класс». | 1 неделя апреля | Классный руководитель 4кл. |
6 | Открытый урок окружающего мира для родителей. | 2 неделя апреля | Классный руководитель 4 кл. |
7 | Экскурсия родителей по кабинетам в средней школе (знакомство с кабинетной системой обучения, с будущими учителями-предметниками). | 3 неделя апреля | Классный руководитель 4 кл. Учителя-предметники |
8 | Лекционное занятие для родителей «Младший школьник в среде сверстников» . | 4 неделя апреля | Классный руководитель 4 кл. Психолог |
9 | Консультация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность». | 1 неделя мая | Классный руководитель 4 кл. Психолог |
10 | Психологическое консультирование родителей по предупреждению дезадаптации ребенка. | 2 неделя мая | Психологи |
11 | Итоговое родительское собрание по результатам административного среза, комплектования 5 класса, по знакомству с будущими учителями. | 3 неделя мая | Классный руководитель 4 кл. Классный руководитель 5 кл. Учителя-предметники |
12 | Выпускной вечер «До свиданья, начальная школа». | 4 неделя мая | Классный руководитель 4 кл. |
Адаптационный период. | |||
1. | «День знаний» (мероприятие для детей и родителей). | 1 сентября | Классный руководитель 5 кл. |
2. | Анкетирование по вопросам ожидания родителей от перехода ребенка в среднее звено. | 2 неделя сентября | Классный руководитель 5 кл. Психологи |
3 | Родительское собрание «Ваш ребенок пятиклассник» | Сентябрь | Классный руководитель 5 кл. Учителя-предметники Психолог |
4 | «День открытых дверей» для родителей пятиклассников с целью посещения уроков, консультаций, бесед с учителями и т.д. | Каждая суббота 1 четверти | Классный руководитель 5 кл. Учителя - предметники |
5 | Разработка рекомендаций родителям по снятию тревожности учащихся в адаптационный период | сентябрь | Психологи |
6 | Внеклассное мероприятие с детьми и родителями «Что? Где? Когда?» | 3 неделя сентября | Классный руководитель 5кл. |
7 | Разработка рекомендаций родителям по выполнению домашних заданий | Сентябрь | Классный руководитель 5 кл. |
8 | Психологическое консультирование родителей по предупреждению дезадаптации ребенка. | 2 неделя мая | Психологи |
9 | Внеклассное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья» | октябрь | Классный руководитель 5кл. Учителя физической культуры |
10 | Посещение семей детей «группы риска» | Сентябрь-октябрь | Классный руководитель 5кл. Социальный педагог |
11 | Родительское собрание по итогам первой четверти | Конец октября | Классный руководитель 5кл. |
Пост адаптационный этап. | |||
1. | Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности обучением ребенка в пятом классе. | Ноябрь | Классный руководитель 5кл. Психологи |
2 | Работа с родителями дезадаптированных учащихся 5 класса. | Ноябрь-декабрь | Классный руководитель 5кл. Психологи Социальный педагог |
3 | Педагогический консилиум по адаптации учащихся 5 кл.с приглашением родительского комитета | Декабрь | Зам.директора по УВР Классный руководитель 5кл. Учителя-предметники Социальный педагог Психологи |
8. Ожидаемые результаты:
- Родители обладают необходимыми знаниями и умениями по вопросам помощи своему ребенку в адаптационном периоде, и эффективно применяют их.
- Родители учащихся тесно сотрудничают с педагогами в создании благоприятных условий для безболезненной адаптации детей к новым условиям обучения.
- Родители учащихся активно участвуют в запланированных мероприятиях.
- Родители удовлетворены учебным и воспитательным процессом, осуществляющимся в среднем звене.
9. Риски при реализации проекта
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих факторов:
Возможные негативные последствия | Способы преодоления негативных последствий |
1. Родители не активно участвуют в запланированных мероприятиях. | Продумать профилактическую систему мотивации родителей (беседы, пригласительные билеты, консультации по телефону и т.д.). |
2.Нежелание родителей сотрудничать с педагогами в вопросах адаптации детей. | - Выяснить причину отказа от сотрудничества; - привлечь психологов к устранению причин недоверия родителей к учителям; - провести беседу с родителями. |
3.Занятость родителей на производстве (низкая посещаемость мероприятий). | - Провести подготовительную работу по посещаемости мероприятий (объявления, информирование по телефону и т.д.); - выслать письмо на организацию с просьбой подмены сотрудника. |
4.Неадекватное восприятие родителями особенностей своего ребенка. Непринятие рекомендаций педагогов и психологов. | - Психологам и классным руководителям провести дополнительные тренинги, консультирование родителей по вопросам необходимости соблюдения рекомендаций. |
10. Литература
- Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21.
- Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 30-33.
- Григорьева М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Там же. - 2009. - С. 66-71.
- Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.
- Ермакова И. Цена адаптации и как ее снизить // Там же. - 2009. - N 4. - С. 248-256.
- Кириллова М. Г. Последствия жестокого обращения и трудности школьной адаптации // Шк. здоровья. – 2006. - N 3. - С. 23-37.
- Крайнова Ю. Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема // Практ. психология и логопедия. - 2009. - N 1. - С. 51-54.
- Кудрявцева Е. А. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе // Начальная шк. – 2002. - N 6. - С. 47-50.
- Кузнецова Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - N 4. - С. 70-74.
- Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2006. - N 10. - С. 122-127.
- Микляева А. В. Психопрофилактика школьной тревожности: программы работы, диагностика // Педагог. диагностика. – 2007. - N 2. - С. 88-111.
- Преемственность начальной и средней школы (программы, контрольно-измерительные материалы, рекомендации): методическое пособие/ авт.-сост.: Лазуткина И. А., Шакина Г. В.; МО РМ, МРИО. – Саранск, 2006. – 143 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=32661 (18.03.10).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/17/picture-19575.jpg)
Проект воспитательной работы" Общественно-активный класс в общественно-активной школе"
Проектная деятельность...
Проект воспитательной работы 8 класса «В» «Открой свой мир»
В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о са...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-165474-1395920966.jpg)
Методичечкая разработка: педагогический проект.Тема работы: проект «Одаренные дети»
Данный проект работал в течении трех лет.Мероприятия проекта были направлены на поддержку творчески равивающихся,способных обучающихся района Проект был частью единой районной программы "...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-385811-1390086922.jpg)
Методические указания по выполнению проекта курсовой работы по дисциплине "Технология парикмахерских работ и оборудования"
В процессе обучения дисциплины "Технология парикмахерских работ и оборудывания " студенты выполняют курсовую работу " Разработка технологии выполнения парикмахерских работ ". В процессе выполнения кур...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/15/picture-463307-1405402246.jpg)
Использование метода проектов в работе на уроке и во внеклассной работе
Материал подготовлен на французском языке для участия в конференции в г. Волгограде в 2014г. В нем рассматриваются основные подходы к организации такой работы, ступени ее проведения. Ученики МОУ СОШ №...
Проект " Чужих детей не бывает"Проект о работе
учащихся школы - девочек в приюте с детьми. их разработки и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-370673-1391864011.jpg)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ
Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.Виды проектов в школеМонопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учеб...