ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
статья

Завьялова Александра Арефьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavyalova_s.v._zavyalova_a.a.statya.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Завьялова Светлана Владимировна, канд. истор. наук, преподаватель

Завьялова Александра Арефьевна, учитель высшей категории

Филиал СамГУПС в г. Нижнем Новгороде

МБОУ «Школа 60», г. Нижний Новгород, Ленинский район

 

Аннотация. В статье рассказывается о роли образования в современном обществе и необходимости развития педагогических компетенций.  

Ключевые слова: компетенции, обучающиеся, педагог, педагогическая деятельность.

 

Образовательный процесс – это развитие, имеющее культурную форму обучения новой информации; формирования способностей и способов деятельности; воспитания как управления собственными потребностями и оформление потребностей в цели деятельности.

Цели педагогической деятельности должны быть актуальными с точки зрения значимых проблем на данном этапе развития общества, реальными, то есть находиться в зоне ближайшего развития ребенка, конкретными, стимулирующими и соответствующими базовым ценностям образовательной системы.

Социальный заказ общества в условиях глобальных вызовов образованию заключается в формировании и развитии ключевых компетенций, которые относятся к общему метапредметному содержанию образования, в формировании и развитии  общепредметных компетенций, которые  относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей и предметных, то есть  частных компетенций, которые формируются в рамках учебных предметов.

Исходя из главных целей общего образования ключевыми образовательными компетенциями являются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая, личностного совершенствования (А.В. Хуторской)

Для того, чтобы выстраивать содержание ключевых компетенций в дидактике, педагогу необходимо владеть технологией их конструирования, то есть педагогической технологией как совокупностью форм, методов, способов приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе. Для этого необходимо уметь заранее проектировать педагогический процесс, который должен способствовать приобретению обучающимися опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, опыта творческой деятельности, то есть опыта развития умения принимать решения в нестандартной ситуации. Продуктами программирования педагога являются учебные планы, учебные программы, конспекты, дидактические и диагностические материалы, в которых и проявляется педагогический профессионализм педагога, педагогическая компетентность.

Как дидактически обеспечить эффективность обучения, инновационный характер образования, системность и осмысленность знаний обучающихся?

Элементами профессиональной педагогической компетенции преподавателя являются:

- умение включить обучающихся в учебно-познавательную деятельность;

- умение учитывать эмпирический и теоретический уровни усвоения знаний, приобретения умений в учебной деятельности;

- умение систематически использовать общелогические задания разных типов, нацеленные на разное восприятие материала и развитие мышления;

- умение четко структурировать учебную деятельность, вычленяя в ней операционный, исполнительный и контрольно-коррекционный этапы;

- умение актуализировать эмоционально-волевую сферу личности, память, активизировать коммуникативное взаимодействие;

- умение создавать ориентировочную основу действий в форме опорных сигналов, денотатных графов, схем, таблиц, с помощью которых выделять существенные черты объекта познания;

- умение организовать отработку действий по овладению учебным материалом во внутренней и внешней речи, способствовать образованию абстракций;

- умение закладывать в обучающихся программу саморазвития на этапе мотивации учебной деятельности.

Педагогическая компетентность включает также и умение анализировать собственную профессиональную деятельность и намечать пути совершенствования образования, обогащать ресурсную базу новыми технологиями и управление путем распределения и реализации наличных ресурсов современных технологий.

Показателями продуктивности педагогической деятельности являются вовлечение обучающихся и педагога в проектную деятельность, участие в конкурсах и конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности и результаты педагогического мониторинга

Самоэкспертиза 2020 г., 2021 г. Результаты диагностики педагогических компетенций на портале "Я - учитель"...

Самоанализ деятельности и результаты педагогического мониторинга

Самоэкспертиза 21, самооценка личного уровня квалификации, диагностика профессиональных предпочтений...

Самоанализ деятельности и результаты педагогического мониторинга

Самоэкспертиза, самооценка личного уровня квалификации, диагностика профессиональных предпочтений...

Самоэкспертиза деятельности и результаты педагогического мониторинга

Самоэкспертиза 2020 г., 2021 г. Результаты диагностики педагогических компетенций на портале "Я - учитель"...

Самоэкспертиза деятельности и результаты педагогического мониторинга

Самоэкспертиза 2021 г., 2022 г. Результаты диагностики педагогических компетенций на портале "Я - учитель"...

Самоэкспертиза деятельности и результаты педагогического мониторинга

Позитивное изменение личностных и профессиональных качеств...

Самоэкспертиза деятельности и результаты педагогического мониторинга

Позитивное изменение личностных и профессиональных качеств...