ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
статья
Предварительный просмотр:
ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Завьялова Светлана Владимировна, канд. истор. наук, преподаватель
Завьялова Александра Арефьевна, учитель высшей категории
Филиал СамГУПС в г. Нижнем Новгороде
МБОУ «Школа 60», г. Нижний Новгород, Ленинский район
Аннотация. В статье рассказывается о роли образования в современном обществе и необходимости развития педагогических компетенций.
Ключевые слова: компетенции, обучающиеся, педагог, педагогическая деятельность.
Образовательный процесс – это развитие, имеющее культурную форму обучения новой информации; формирования способностей и способов деятельности; воспитания как управления собственными потребностями и оформление потребностей в цели деятельности.
Цели педагогической деятельности должны быть актуальными с точки зрения значимых проблем на данном этапе развития общества, реальными, то есть находиться в зоне ближайшего развития ребенка, конкретными, стимулирующими и соответствующими базовым ценностям образовательной системы.
Социальный заказ общества в условиях глобальных вызовов образованию заключается в формировании и развитии ключевых компетенций, которые относятся к общему метапредметному содержанию образования, в формировании и развитии общепредметных компетенций, которые относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей и предметных, то есть частных компетенций, которые формируются в рамках учебных предметов.
Исходя из главных целей общего образования ключевыми образовательными компетенциями являются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая, личностного совершенствования (А.В. Хуторской)
Для того, чтобы выстраивать содержание ключевых компетенций в дидактике, педагогу необходимо владеть технологией их конструирования, то есть педагогической технологией как совокупностью форм, методов, способов приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе. Для этого необходимо уметь заранее проектировать педагогический процесс, который должен способствовать приобретению обучающимися опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, опыта творческой деятельности, то есть опыта развития умения принимать решения в нестандартной ситуации. Продуктами программирования педагога являются учебные планы, учебные программы, конспекты, дидактические и диагностические материалы, в которых и проявляется педагогический профессионализм педагога, педагогическая компетентность.
Как дидактически обеспечить эффективность обучения, инновационный характер образования, системность и осмысленность знаний обучающихся?
Элементами профессиональной педагогической компетенции преподавателя являются:
- умение включить обучающихся в учебно-познавательную деятельность;
- умение учитывать эмпирический и теоретический уровни усвоения знаний, приобретения умений в учебной деятельности;
- умение систематически использовать общелогические задания разных типов, нацеленные на разное восприятие материала и развитие мышления;
- умение четко структурировать учебную деятельность, вычленяя в ней операционный, исполнительный и контрольно-коррекционный этапы;
- умение актуализировать эмоционально-волевую сферу личности, память, активизировать коммуникативное взаимодействие;
- умение создавать ориентировочную основу действий в форме опорных сигналов, денотатных графов, схем, таблиц, с помощью которых выделять существенные черты объекта познания;
- умение организовать отработку действий по овладению учебным материалом во внутренней и внешней речи, способствовать образованию абстракций;
- умение закладывать в обучающихся программу саморазвития на этапе мотивации учебной деятельности.
Педагогическая компетентность включает также и умение анализировать собственную профессиональную деятельность и намечать пути совершенствования образования, обогащать ресурсную базу новыми технологиями и управление путем распределения и реализации наличных ресурсов современных технологий.
Показателями продуктивности педагогической деятельности являются вовлечение обучающихся и педагога в проектную деятельность, участие в конкурсах и конференциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ деятельности и результаты педагогического мониторинга
Самоэкспертиза 2020 г., 2021 г. Результаты диагностики педагогических компетенций на портале "Я - учитель"...
Самоанализ деятельности и результаты педагогического мониторинга
Самоэкспертиза 21, самооценка личного уровня квалификации, диагностика профессиональных предпочтений...
Самоанализ деятельности и результаты педагогического мониторинга
Самоэкспертиза, самооценка личного уровня квалификации, диагностика профессиональных предпочтений...
Самоэкспертиза деятельности и результаты педагогического мониторинга
Самоэкспертиза 2020 г., 2021 г. Результаты диагностики педагогических компетенций на портале "Я - учитель"...
Самоэкспертиза деятельности и результаты педагогического мониторинга
Самоэкспертиза 2021 г., 2022 г. Результаты диагностики педагогических компетенций на портале "Я - учитель"...
Самоэкспертиза деятельности и результаты педагогического мониторинга
Позитивное изменение личностных и профессиональных качеств...
Самоэкспертиза деятельности и результаты педагогического мониторинга
Позитивное изменение личностных и профессиональных качеств...