ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ для родителей старших классов
тренажёр

Нормализация детско-родительских отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmonizatsiya_detsko-roditelskih_otnosheniy.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ, НАЦЕЛЕННЫХ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ТРЕНИНГИ

(РОЛЕВЫЕ ИГРЫ)

Групповые занятия

максимум – 20,  минимум -10 человек

1-2 часа

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ

ТРЕНИНГ 1

ПРАВИЛА

1 конфиденциальность

2 активность

3 говорить по одному

4 безоценочность (не оценивать, не интерпретировать)

5 искренность, открытость,

6 здесь и сейчас

7 говорить «стоп» с объяснениями

8 отключить телефон

9 др. (выслушать предложения)

1 ЗНАКОМСТВО

Задание 1

(разделиться по парам)

Инструкция:

Рассказать друг другу о себе. По максимуму запомнить рассказ о себе напарника и перессказать его всей группе всем участникам каждой паре поочередно

Например:

- Ф И О

- возраст

- образование

- профессия

- место работы

- семейное положение

- количество детей

- сколько лет детям

- подростки (имя, возраст)

- знак зодиака

- интересы

- хобби

- что я ценю в себе

- что я умею делать лучше всего (предмет гордости)

- др. ( по своему желанию)

- что я жду от занятия (обязательно ответить)  

Задание 2

Инструкция:

Раздать всем листы А4.  Необходимо всем написать на них 10 своих качеств характера. Затем озвучить их перед группой каждому участнику и отметить самые основные 3 и 1 самое главное.

2 ЛЕКЦИЯ

(небольшая о подростках)

11-17 лет

Гормональные изменения

Любит бунтовать

(Крики,  плач,  хлопанье  дверей – это N.  Это  надо пережить и дать  ребенку перебунтовать)

Этому способствуют: физиологическая составляющая и психологическая составляющая

Это является – N

Ведущая деятельность – общение

Идентификация – быть в группе и за группой

Пробует свои социальные роли, ищет себя, задает себе вопросы: «Кто я?»

Часто не может на них ответить и здесь ему нужна поддержка родителей (любовь, внимание, участие…)

3 ЗАНЯТИЕ

Цель: родитель должен перестать себя идеализировать

Разделиться по 3-4 человека

Инструкция:

Подготовить 4 листа с нарисованными зонтиками. Каждая группа должна вписать отрицательные качества своих детей-подростков. У ведущего тоже есть листок с нарисованным зонтиком. После того, как группы будут готовы, ведущий поочередно опрашивает группы и вписывает полученные отрицательные качества детей в свой зонтик, не повторяя их. При этом, родитель должен объяснить, в чем конкретно это проявляется. Например: лень, злость, агрессивность, сквернословие, неаккуратность и т.д. Ведущий также берет второй листок с нарисованным зонтиком и вписывает уже положительные качества, в которые можно переделать отрицательные качества ребенка (попробовать оправдать поведение ребенка)

Например :

- лень (ребенок устал, не выспался …)

- злость (ребенок на кого-то обижен, расстроен…)

- агрессивен (обижен, расстроен, плохо себя чувствует…)

- сквернословие (обижен, расстроен…)

- неаккуратность (устал, не хватает времени…)

4 ЗАНЯТИЕ

Игра «Молекула»

Цель: снять напряжение в группе через игры детского содержания

Инструкция: нужно взяться за руки по какому-нибудь общему признаку или предмету

Например:

- по цвету (голубые глаза, карие глаза, темные волосы, светлые волосы, обувь…, шарф…

- по длине (длинные волосы, короткие волосы, длинное платье, короткое платье…

- др.

ТРЕНИНГ 2

Тема: «Психологическая поддержка»

1 ШЕРИНГ

(Поздороваться, можно снова  представиться.  Озвучить,  зачем пришли,  для чего?)

2 ЗАНЯТИЕ

Инструкция:

Дана негативная ситуация « Ребенок получил 2-ку». Каждому участнику группы раздается листок А 4. Затем, каждый поочередно вслух озвучивает свою негативную реакцию на ситуацию.

Например: «Какой ты лодырь! Почему ты ничего не выучил!?» И т.д…

Все участники после каждого высказывания должны что-нибудь  сделать со своей бумагой- помять ее, порвать, сжать в комок …

(Записать высказывания родителей на ситуацию)

После того, как все выскажутся, теперь  необходимо перевести весь негатив на позитив, т.е. попробовать переделать полученное негативное в  позитивное, применив свою поддержку, любовь и участие

Например: « Ничего страшного. Если ты подготовишься к следующему уроку, все выучишь, то сможешь все исправить».

Высказываясь поочередно, все участники выпрямляют снова свои  листочки

В конце вопрос: « Что вы чувствовали в процессе?

- В 1-м случае, когда высказывались негативно?

-  Во 2-м случае, когда высказывались позитивно?

ТРЕНИНГ 3

Тема: «Как слушать и выслушать ребенка»

1 ШЕРИНГ

(Поздороваться,  можно снова  представиться.  Озвучить,  зачем пришли,  для чего?)

2 ЗАНЯТИЕ

Упражнение 1

Разделить группу на пары

Один – говорящий, другой – слушающий. Потом поменяться

Инструкция:

Говорящему нужно слушающему рассказать о своих проблемах с ребенком. Потом поменяться местами. При этом нужно на листе А 4 слушающему записать ответы на вопросы:

- что помогало слушать?_________________________________________________________

- что мешало слушать?__________________________________________________________

Упражнение 2

«Испорченный телефон»

Цель: «Выявить, как мы умеем слушать…»

Все выходят в коридор. Два человека остаются в комнате. Один другому читает  небольшой текст.

Текст нужно как можно лучше запомнить и затем поочередно перессказывать участникам группы. В самом конце сравнивают перессказ последнего участника с первым- насколько перессказы совпали и что в процессе перессказа было потеряно.

Текст: «

3 ЛЕКЦИЯ

(небольшая о мини-слушанье)

« Слушанье бывает:

- активное

- пассивное

Активное слушанье :

- перессказ

- вопросы, задаваемые на уточнение

- эмпатийное слушанье  (отражение чувствами: Например: «Я вижу, что ты расстроен… что ты растерян…)

Пассивное слушанье:

(Это невербальные приемы: поза, глаза, ага…,угу…, минимум действий)

4 ДИСКУССИЯ

(небольшая о чувствах и эмоциях)

- что такое чувства?

- что такое эмоции?

Чувства – это состояние человека на данное время

Эмоции – это состояние человека на короткий период

5 УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1

Попросить участников группы перечислить плохие чувства, а ведущий записывает их на доске. Затем «перевести» отрицательные чувства в положительные. И через тире их тоже записать.

Например:

злость – радость

обида – прощение

гнев – милость

раздражение – покой

презрение – почтение

отвращение – симпатия

подавленность – веселость

тревожность – успокоение

страх – отвага

волнение – спокойствие

стресс – расслабление

боязнь – смелость

ужас – восторг

уныние – счастье

потерянность – обнаруженный

одиночество – единство, общество

грусть, печаль – радость

слабость – бодрость

разочарование – надежда

застенчивость – решительный

нелюдимость – общительность

вспыльчивость – сдержанность

униженность – восхищение

Упражнение 2

(к чувству присоединяется невербальное поведение – поза, мимика, интонация)

Инструкция:

Через детскую песенку «В лесу родилась елочка…» через невербальное поведение показать какие - нибудь чувства - …….

Участники группы поочередно участвуют в задании

Упражнение 3

Разделить группу по 2 человека

Каждая группа должна придумать сначала фразу – обращение к ребенку с учетом отрицательных чувств, а затем озвучить смысл той же фразы – обращения к ребенку, но с учетом положительных чувств

(отвечать нужно эмпатийно, с чувствами)

Например:

- «Не смей бить своего брата! Он же твой брат!»

- «Ты можешь злиться на своего брата, но ты не надо его бить, потому что он твой брат!»

ТРЕНИНГ 4

Тема: « Я – высказывание, ты – высказывание»

1 ШЕРИНГ

(Поздороваться,  можно снова  представиться.  Озвучить,  зачем пришли,  для чего?)

2 ВСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ:

Есть чувства, которые надо выражать в социально – приемлемой форме

Часто мы не умеем выражать правильно свои чувства и выражаем их через Ты - высказывания или через перенос – «Он заставил меня так чувствовать!...»

(раздать памятки для родителей « Каталог эффектов типичных родительских ответов»

А, чтобы быть ближе к своему ребенку, нужно выражаться через Я – высказывания.

Если употреблять ( Например: ты – идиот.., неуч…, лентяй… и т.д.), то это вызывает у ребенка отрицательные эмоции.

Как мы можем выразить свои чувства?

Ведущий пишет на доске:

0 Описать ситуацию

1 Я (мне)

2 Проговариваем чувство, которое испытываем вслух

3 Называем причины этого чувства (действия, ситуации)

4 Предпочитаемый исход (мне бы хотелось…, я был бы рад…)

(К личности – не обращаться!)

(Можно о данной проблеме поговорить позже, чтобы успокоиться и разрядить обстановку)

Упражнение 1

Инструкция

Каждый в группе придумывает и по желанию озвучивает всей группе фразы - обращения к подростку с отрицательными чувствами, в котором сначала употребляется Ты – высказывание, а затем переделанное обращение с Я - высказыванием

Например:

1 - «Когда же ты замолчишь! Замолчи!»

- « Когда я слышу громкий шум, я испытываю раздражение и начинаю сердиться…можно говорить потише?»

2 – «Ты вечно хамишь!»

- « Когда я вижу, что ты грубо разговариваешь, но меня это сердит. Я бы хотела этого не видеть»

(Можно добавить поддержки: «Я верю, что ты справишься!»

Упражнение 2

(От фраз перейти к ситуациям)

Например:

«Девочка – подросток поздно пришла домой»

- с Ты – высказыванием

 - с Я – высказыванием

- « Ты опять пришла домой поздно! Как ты мне надоела!

- «Когда я вижу, что ты поздно возвращаешься домой, то начинаю сильно переживать. Я бы хотела, чтобы этого больше никогда не повторялось»

В конце тренинга – вопрос: « Что вы чувствовали во время игры или всего тренинга? Какие остались впечатления?

ТРЕНИНГ 5

Тема: « Выход из конфликтных ситуаций»

Конфликты – это часть нашей жизни. Мы с ними развиваемся.

Конфликты разрешены  и в итоге: - выигрывает родитель

                                                            - выигрывает ребенок

Нужны способы конструктивного выхода из ситуаций

Упражнение 1

(ролевая игра)

Инструкция

Разыграть и разрешить конфликтную ситуацию,  используя предложенную схему «Этапы выхода из конфликтных ситуаций»

Например:

- «Дочь регулярно опаздывает с вечерней прогулки»

- «У ребенка 2 двойки в четверти»

- «Ребенок плохо себя вел на уроке и ему сделали замечание»

- «Ребенок плохо ведет себя на переменах – бегает по коридорам, не реагирует на замечания учителей»

2  В конце:

Раздать анкеты (готовые):

- что понравилось?

- оценить все по 5-бальной шкале

- что было наиболее важно?

- что было ценно?

- чему научились?

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тренинг планирования жизненного пути" для учащихся старших классов

«Тренинг  планирования жизненного пути» Цели тренинга:Развитие креативности, творческого мышления;Развитие интернальности, принятия ответственности за свою жизнь;Развитие представления...

Групповой тренинг «Развитие сплоченности классного коллектива с использованием арт-терапевтических техник»

Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта....

Анализ групповых форм воспитательной работы по здоровьесбережению в старших классах

В статье анализируются различные формы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни в старших классах. Приводится пример проведения деловой игры....

Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс»

Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс» Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания....

Групповое занятие с элементами тренинга для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.Задачи:  Повысить педагогическую культуру родителей;Повысить чувство родительской ответственности за воспитание своих детей;Познакоми...

Презентация занятия с элементами тренинга с обучающимися старших классов "ВИЧ/СПИД -миф и реальность"

Проблема организации и проведения профилактической работы  с подростками является актуальной в связи с тем, что в группе повышенного риска прежде всего находится молодежь. В рамках реализаци...

Методическая разработка занятия-тренинга со школьниками старших классов по целеполаганию с использованием методов сказкотерапии

Занятие для подростков  направлено на:-  на самопознание;- самоопределение;- построение жизненных целей...