ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ для родителей старших классов
тренажёр
Нормализация детско-родительских отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garmonizatsiya_detsko-roditelskih_otnosheniy.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ, НАЦЕЛЕННЫХ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ТРЕНИНГИ
(РОЛЕВЫЕ ИГРЫ)
Групповые занятия
максимум – 20, минимум -10 человек
1-2 часа
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ
ТРЕНИНГ 1
ПРАВИЛА
1 конфиденциальность
2 активность
3 говорить по одному
4 безоценочность (не оценивать, не интерпретировать)
5 искренность, открытость,
6 здесь и сейчас
7 говорить «стоп» с объяснениями
8 отключить телефон
9 др. (выслушать предложения)
1 ЗНАКОМСТВО
Задание 1
(разделиться по парам)
Инструкция:
Рассказать друг другу о себе. По максимуму запомнить рассказ о себе напарника и перессказать его всей группе всем участникам каждой паре поочередно
Например:
- Ф И О
- возраст
- образование
- профессия
- место работы
- семейное положение
- количество детей
- сколько лет детям
- подростки (имя, возраст)
- знак зодиака
- интересы
- хобби
- что я ценю в себе
- что я умею делать лучше всего (предмет гордости)
- др. ( по своему желанию)
- что я жду от занятия (обязательно ответить)
Задание 2
Инструкция:
Раздать всем листы А4. Необходимо всем написать на них 10 своих качеств характера. Затем озвучить их перед группой каждому участнику и отметить самые основные 3 и 1 самое главное.
2 ЛЕКЦИЯ
(небольшая о подростках)
11-17 лет
Гормональные изменения
Любит бунтовать
(Крики, плач, хлопанье дверей – это N. Это надо пережить и дать ребенку перебунтовать)
Этому способствуют: физиологическая составляющая и психологическая составляющая
Это является – N
Ведущая деятельность – общение
Идентификация – быть в группе и за группой
Пробует свои социальные роли, ищет себя, задает себе вопросы: «Кто я?»
Часто не может на них ответить и здесь ему нужна поддержка родителей (любовь, внимание, участие…)
3 ЗАНЯТИЕ
Цель: родитель должен перестать себя идеализировать
Разделиться по 3-4 человека
Инструкция:
Подготовить 4 листа с нарисованными зонтиками. Каждая группа должна вписать отрицательные качества своих детей-подростков. У ведущего тоже есть листок с нарисованным зонтиком. После того, как группы будут готовы, ведущий поочередно опрашивает группы и вписывает полученные отрицательные качества детей в свой зонтик, не повторяя их. При этом, родитель должен объяснить, в чем конкретно это проявляется. Например: лень, злость, агрессивность, сквернословие, неаккуратность и т.д. Ведущий также берет второй листок с нарисованным зонтиком и вписывает уже положительные качества, в которые можно переделать отрицательные качества ребенка (попробовать оправдать поведение ребенка)
Например :
- лень (ребенок устал, не выспался …)
- злость (ребенок на кого-то обижен, расстроен…)
- агрессивен (обижен, расстроен, плохо себя чувствует…)
- сквернословие (обижен, расстроен…)
- неаккуратность (устал, не хватает времени…)
4 ЗАНЯТИЕ
Игра «Молекула»
Цель: снять напряжение в группе через игры детского содержания
Инструкция: нужно взяться за руки по какому-нибудь общему признаку или предмету
Например:
- по цвету (голубые глаза, карие глаза, темные волосы, светлые волосы, обувь…, шарф…
- по длине (длинные волосы, короткие волосы, длинное платье, короткое платье…
- др.
ТРЕНИНГ 2
Тема: «Психологическая поддержка»
1 ШЕРИНГ
(Поздороваться, можно снова представиться. Озвучить, зачем пришли, для чего?)
2 ЗАНЯТИЕ
Инструкция:
Дана негативная ситуация « Ребенок получил 2-ку». Каждому участнику группы раздается листок А 4. Затем, каждый поочередно вслух озвучивает свою негативную реакцию на ситуацию.
Например: «Какой ты лодырь! Почему ты ничего не выучил!?» И т.д…
Все участники после каждого высказывания должны что-нибудь сделать со своей бумагой- помять ее, порвать, сжать в комок …
(Записать высказывания родителей на ситуацию)
После того, как все выскажутся, теперь необходимо перевести весь негатив на позитив, т.е. попробовать переделать полученное негативное в позитивное, применив свою поддержку, любовь и участие
Например: « Ничего страшного. Если ты подготовишься к следующему уроку, все выучишь, то сможешь все исправить».
Высказываясь поочередно, все участники выпрямляют снова свои листочки
В конце вопрос: « Что вы чувствовали в процессе?
- В 1-м случае, когда высказывались негативно?
- Во 2-м случае, когда высказывались позитивно?
ТРЕНИНГ 3
Тема: «Как слушать и выслушать ребенка»
1 ШЕРИНГ
(Поздороваться, можно снова представиться. Озвучить, зачем пришли, для чего?)
2 ЗАНЯТИЕ
Упражнение 1
Разделить группу на пары
Один – говорящий, другой – слушающий. Потом поменяться
Инструкция:
Говорящему нужно слушающему рассказать о своих проблемах с ребенком. Потом поменяться местами. При этом нужно на листе А 4 слушающему записать ответы на вопросы:
- что помогало слушать?_________________________________________________________
- что мешало слушать?__________________________________________________________
Упражнение 2
«Испорченный телефон»
Цель: «Выявить, как мы умеем слушать…»
Все выходят в коридор. Два человека остаются в комнате. Один другому читает небольшой текст.
Текст нужно как можно лучше запомнить и затем поочередно перессказывать участникам группы. В самом конце сравнивают перессказ последнего участника с первым- насколько перессказы совпали и что в процессе перессказа было потеряно.
Текст: «
3 ЛЕКЦИЯ
(небольшая о мини-слушанье)
« Слушанье бывает:
- активное
- пассивное
Активное слушанье :
- перессказ
- вопросы, задаваемые на уточнение
- эмпатийное слушанье (отражение чувствами: Например: «Я вижу, что ты расстроен… что ты растерян…)
Пассивное слушанье:
(Это невербальные приемы: поза, глаза, ага…,угу…, минимум действий)
4 ДИСКУССИЯ
(небольшая о чувствах и эмоциях)
- что такое чувства?
- что такое эмоции?
Чувства – это состояние человека на данное время
Эмоции – это состояние человека на короткий период
5 УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1
Попросить участников группы перечислить плохие чувства, а ведущий записывает их на доске. Затем «перевести» отрицательные чувства в положительные. И через тире их тоже записать.
Например:
злость – радость
обида – прощение
гнев – милость
раздражение – покой
презрение – почтение
отвращение – симпатия
подавленность – веселость
тревожность – успокоение
страх – отвага
волнение – спокойствие
стресс – расслабление
боязнь – смелость
ужас – восторг
уныние – счастье
потерянность – обнаруженный
одиночество – единство, общество
грусть, печаль – радость
слабость – бодрость
разочарование – надежда
застенчивость – решительный
нелюдимость – общительность
вспыльчивость – сдержанность
униженность – восхищение
Упражнение 2
(к чувству присоединяется невербальное поведение – поза, мимика, интонация)
Инструкция:
Через детскую песенку «В лесу родилась елочка…» через невербальное поведение показать какие - нибудь чувства - …….
Участники группы поочередно участвуют в задании
Упражнение 3
Разделить группу по 2 человека
Каждая группа должна придумать сначала фразу – обращение к ребенку с учетом отрицательных чувств, а затем озвучить смысл той же фразы – обращения к ребенку, но с учетом положительных чувств
(отвечать нужно эмпатийно, с чувствами)
Например:
- «Не смей бить своего брата! Он же твой брат!»
- «Ты можешь злиться на своего брата, но ты не надо его бить, потому что он твой брат!»
ТРЕНИНГ 4
Тема: « Я – высказывание, ты – высказывание»
1 ШЕРИНГ
(Поздороваться, можно снова представиться. Озвучить, зачем пришли, для чего?)
2 ВСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ:
Есть чувства, которые надо выражать в социально – приемлемой форме
Часто мы не умеем выражать правильно свои чувства и выражаем их через Ты - высказывания или через перенос – «Он заставил меня так чувствовать!...»
(раздать памятки для родителей « Каталог эффектов типичных родительских ответов»
А, чтобы быть ближе к своему ребенку, нужно выражаться через Я – высказывания.
Если употреблять ( Например: ты – идиот.., неуч…, лентяй… и т.д.), то это вызывает у ребенка отрицательные эмоции.
Как мы можем выразить свои чувства?
Ведущий пишет на доске:
0 Описать ситуацию
1 Я (мне)
2 Проговариваем чувство, которое испытываем вслух
3 Называем причины этого чувства (действия, ситуации)
4 Предпочитаемый исход (мне бы хотелось…, я был бы рад…)
(К личности – не обращаться!)
(Можно о данной проблеме поговорить позже, чтобы успокоиться и разрядить обстановку)
Упражнение 1
Инструкция
Каждый в группе придумывает и по желанию озвучивает всей группе фразы - обращения к подростку с отрицательными чувствами, в котором сначала употребляется Ты – высказывание, а затем переделанное обращение с Я - высказыванием
Например:
1 - «Когда же ты замолчишь! Замолчи!»
- « Когда я слышу громкий шум, я испытываю раздражение и начинаю сердиться…можно говорить потише?»
2 – «Ты вечно хамишь!»
- « Когда я вижу, что ты грубо разговариваешь, но меня это сердит. Я бы хотела этого не видеть»
(Можно добавить поддержки: «Я верю, что ты справишься!»
Упражнение 2
(От фраз перейти к ситуациям)
Например:
«Девочка – подросток поздно пришла домой»
- с Ты – высказыванием
- с Я – высказыванием
- « Ты опять пришла домой поздно! Как ты мне надоела!
- «Когда я вижу, что ты поздно возвращаешься домой, то начинаю сильно переживать. Я бы хотела, чтобы этого больше никогда не повторялось»
В конце тренинга – вопрос: « Что вы чувствовали во время игры или всего тренинга? Какие остались впечатления?
ТРЕНИНГ 5
Тема: « Выход из конфликтных ситуаций»
Конфликты – это часть нашей жизни. Мы с ними развиваемся.
Конфликты разрешены и в итоге: - выигрывает родитель
- выигрывает ребенок
Нужны способы конструктивного выхода из ситуаций
Упражнение 1
(ролевая игра)
Инструкция
Разыграть и разрешить конфликтную ситуацию, используя предложенную схему «Этапы выхода из конфликтных ситуаций»
Например:
- «Дочь регулярно опаздывает с вечерней прогулки»
- «У ребенка 2 двойки в четверти»
- «Ребенок плохо себя вел на уроке и ему сделали замечание»
- «Ребенок плохо ведет себя на переменах – бегает по коридорам, не реагирует на замечания учителей»
2 В конце:
Раздать анкеты (готовые):
- что понравилось?
- оценить все по 5-бальной шкале
- что было наиболее важно?
- что было ценно?
- чему научились?
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тренинг планирования жизненного пути" для учащихся старших классов
«Тренинг планирования жизненного пути» Цели тренинга:Развитие креативности, творческого мышления;Развитие интернальности, принятия ответственности за свою жизнь;Развитие представления...
Групповой тренинг «Развитие сплоченности классного коллектива с использованием арт-терапевтических техник»
Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта....
Анализ групповых форм воспитательной работы по здоровьесбережению в старших классах
В статье анализируются различные формы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни в старших классах. Приводится пример проведения деловой игры....
Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс»
Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс» Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания....
Групповое занятие с элементами тренинга для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».
Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.Задачи: Повысить педагогическую культуру родителей;Повысить чувство родительской ответственности за воспитание своих детей;Познакоми...
Презентация занятия с элементами тренинга с обучающимися старших классов "ВИЧ/СПИД -миф и реальность"
Проблема организации и проведения профилактической работы с подростками является актуальной в связи с тем, что в группе повышенного риска прежде всего находится молодежь. В рамках реализаци...
Методическая разработка занятия-тренинга со школьниками старших классов по целеполаганию с использованием методов сказкотерапии
Занятие для подростков направлено на:- на самопознание;- самоопределение;- построение жизненных целей...