Родительское собрание по теме: «Приоритет в воспитании ребёнка принадлежит семье»
методическая разработка (6 класс)

Романова Марина Николаевна

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды             

отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_0_prioritete_v_vospitanii.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме: 

«Приоритет в воспитании ребёнка принадлежит семье»

 

Цель:

формировать у родителей представления о роли их примера в воспитании ребёнка.

Задачи:

  1. показать значимость личного примера родителей в воспитании детей;
  2. помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;
  3. развивать умения находить выход из трудных ситуаций, возникающих в процессе формирования нравственной культуры.

Ход собрания

                                                         Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды              

отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

1. Слово семья происходит от слова семя. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.

2.Многие родители смешивают два понятия – заботу о детях и их воспитание.

Воспитывать – это не только выполнять определённые обязанности по уходу за ребёнком, посещать родительские собрания, ежедневно проверять дневник сына или дочери, прогуливаться с детьми в выходные дни. Воспитывать – это не только читать каждый день мораль своему ребёнку: «Я тебе что говорил? Чему тебя учил? Как тебе не стыдно?» Подлинное воспитание заключается в развитии нравственной личности, способной по собственному внутреннему разумению и побуждению самостоятельно поступить в том или ином случае.

Родительский труд сложен, он требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости и т.д.

Формула семейного успеха в воспитании состоит из принятия + признания: (Слайд 3.)

Принятие – это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят, несмотря ни на что, любят его таким, какой он есть. Принять ребёнка – это значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель. А за факт его существования. Принятие – это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают своего ребёнка, то они стараются подчеркнуть его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, одобряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.

Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок, и как можно было избежать такой ситуации.

Признание – это ещё в какой – то мере и терпение родителей, которое заключается в том, чтобы терпеть проступки ребёнка , чтобы дать ему время почувствовать и осознать совершённое им, быть рядом и поддержать его.

3.Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

   Великий педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко  говорил родителям:  «Правильное  воспитание – это   наша   счастливая   старость,  а плохое  воспитание – это  наше  будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»

Ведь, Семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.

4.Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка также принимают активное участие и школа, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.

Так что же такое «культура поведения», и как происходит ее формирование в семье?

Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых  теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и  папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может  пойти насмарку).

Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говорят о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют и у них формируется неприятие такого поведения.

Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка.    

 5.    Вырастить ребёнка – дело  нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий,  выдержки, терпения, воли, знаний. Работа школы по воспитанию у детей навыков  и привычек культурного поведения может быть      успешной   только   в   том   случае,   если   в  нём  будут  принимать  участие родители,  если  учитель  и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований  к культурному поведению учеников. Как хорошо бы ни работала   школа, но  её  требования  не будут поддерживаться  дома, в семье,  процесс  воспитания  чрезвычайно  осложнится  и не всегда даст положительный результат.

        В  первую  очередь,  в  семье надо приучить  ребёнка  к  чистоте  и  соблюдению  порядка.  Для  этого  родители должны  научить  детей  самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.

Порядок  в  квартире,  чистота  и  уют,  точное  соблюдение режима  дня  способствуют  воспитанию  необходимых  навыков  и привычек к  опрятности,  к  аккуратности,  точности  и  обязательности.  И  наоборот, ребёнок,   воспитанный  в   неряшливой   обстановке,   сам   будет   неряхой, перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут задачи,  связанные  с  перевоспитанием  такого  ребёнка.  С разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более длительный, нежели воспитание.

Значительно  труднее  воспитать  культурные  навыки  у  ребёнка,  если  в его семье   не   принято   быть   вежливыми,   взрослые   не  уважают  друг  друга, сквернословят.  Некоторые родители  удивляются,  откуда  у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей,  окружающих  людей,  школу и  учителей и далеки от мыслей,  что  виноваты  прежде всего сами, их обычное поведение в семье.

   6.     Важную   роль  в  воспитании   навыков   вежливого   поведения   имеет характер  отношения  между  родителями.  Детей  приучают  к  вежливости  в семье:  их  учат  радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п. Но если, например,  отец  невнимателен к матери, не умеет благодарить её  после  обеда, то  он  даёт  плохой  урок  своим  детям,  в  такой  семье дети обычно  вырастают  невнимательными  в отношении между собой. Если родители по малейшему   поводу   ссорятся,   кричат,   возбуждённо   спорят,   ссылаясь   на  особенности  своего  характера.  Такое  поведение  перенимают  и  дети.        

И обязательно  родители  должны  быть едины в своих требованиях к детям. Если один из  родителей  требует  от  ребёнка  аккуратности, другой должен поддержать требования.

        Только  повседневная  согласованная  требовательность  родителей,  их терпение и настойчивость, личный пример -дадут хороший результат.

И, уважаемые родители, помните: брошенная когда-то вами фраза в сторону ребёнка «как ты мне надоел», сможет в дальнейшем сыграть с вами злую шутку в старости… Никогда не говорите детям этих слов. Дети  должны чувствовать, что вы их любите, что вы дорожите ими, что без них жизнь не имеет смысла.

По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Посеешь любовь, тепло, ласку в детском возрасте, будешь её лелеять в подростковом возрасте, познаешь сполна в старости, она вернётся к вам заботой и вниманием, терпением уже выросших детей.

 В стихотворении Сергея Бранта есть такие строки:

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

     7.   Ежегодно,  принимая в стены школы  более двухсот учеников,  мы  на  первых  же уроках   напоминаем им правила поведения в школе,     напоминаем   правила   вежливости,   требуем   выполнения   их.    Огромную помощь  в  этом должны  оказать  нам родители. Очень важно следить, чтобы дети  были  вежливы  не  только  по отношению к знакомым взрослым, но и к незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны обратить  на  тон,  которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый  тон,  повышенный  голос,  постоянные  насмешки – такое  обращение   с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается ими. Родителям следует напоминать о требованиях  к культуре речи. Случается, что родители в  присутствии  детей  нецензурно  выражаются.  Ничего  удивительного,  что сын или дочь со временем переймёт эту манеру. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно

В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами; кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей? И стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитывать в нём чёрствость, грубость, жестокость. Большую роль в воспитании культуры поведения играют семейные традиции, культурный уровень родителей, старших.

А у вас есть свои семейные традиции?

        Немаловажную   роль  в  воспитании   культуры   поведения    играют  общественные  места – улицы,  магазины, автобусы, кинотеатры, и   т. д. Никогда не бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных билетов,  должны  строго  следить сами родители и требовать того же от детей.

Была приятно удивлена тем , что мама одной девочки , бросившей  фантик около магазина, сказала: « Ну ты что делаешь, у нас что дома негде бумажку сжечь! А если около нашего дома кто-то бросит бумажку, тебе понравится?»

  

Идя  по  улице  с  ребёнком,  старайтесь  обратить  его  внимание   на факты,  которые  заслуживают  подражания : вежливое объяснение, как найти улицу,  соблюдение  правил  перехода. Выразите своё отрицательное отношение  к  проявлениям некультурного поведения людей.

        Много времени дети проводят около дома. Здесь они обычно играют без надзора взрослых. Приучите  детей  правильному  поведению  и на улице.

Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано  специально для них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам.  Личный  пример родителей, участвующих в благоустройстве села, беседы с детьми,  надзор за ними помогут решить задачу.

8.Важную роль в воспитании играет поощрение.

 Поощрение вызывает положительные эмоции, которые способствуют формированию таких качеств личности, как чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность, чуткость, ответственность и др.

Формы поощрения: вежливая улыбка, похвала, слова благодарности, награда (поездка за город, посещение выставки, билеты в кино), подарок и др

 ¬ Главное, чтобы поощрение было адекватно поступку ребенка, его возрасту и служила целям воспитания.   Наказание также играет важную роль в воспитании

 Наказание – очень сильное средство воздействия на ребенка.

¬ Наказание заставляет почувствовать стыд и раскаяние за свой поступок. А эти чувства вызывают недовольство собой и желание стать лучшим.

 ¬ К сожалению, в семейном воспитании допускается много ошибок в применении наказания. Родители чаще наказывают детей, чем поощряют

. ¬ Родителям надо знать, что частые и не всегда справедливые наказания приводят к отчужденности во взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Дети перестают доверять родителям, не верят в их искренность, у детей   появляется стремление делать назло.  

  Физические наказания категорически запрещены Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации "О правах ребенка", Кодексом "О браке и семье", другими документами, в которых рассматриваются проблемы детства. ¬ Физические наказания легко могут надломить психику ребенка, который теряет веру в себя, в справедливость взрослых, становится замкнутым.

Нередки случаи, когда, боясь побоев, дети убегают из дома и начинают бродяжничать. Физические наказания на всю жизнь оставляют горький след в душе человека. Они травмируют психику, становятся причинами многих заболеваний.  

 Условия эффективного применения наказания: ¬ прежде чем наказать ребенка, нужно хорошо разобраться в причинах и характере его плохого поступка; ¬ наказание должно идти сразу после проступка;

 ¬ важно, чтобы наказание было справедливым, так как несправедливость обижает и озлобляет;

¬ нельзя, чтобы тон и характер упреков со стороны взрослых создавали у детей ощущение безысходности, так как это толкает на дерзкие реплики, которые усиливают недопонимание между родителями и детьми; ¬ наказание должно соответствовать вине и проступку ребенка;

¬ наказывая сына или дочь, нельзя прекращать с ними отношения, наказание бойкотом не снижает, а углубляет конфликт;

¬ наказание должно быть краткосрочным

Родителям нужно помнить, что, применяя наказания, нельзя: ¬ наказывать под "горячую руку";

 ¬ оскорблять детей, унижать их человеческое достоинство;

¬ наказывать работой;

¬ говорить ученику, что он неумелый, небрежный, неудачник;

 ¬ наказывать ребенка за то, что взрослые делают сами (курят, не выполняют обещанное, могут разбить что- нибудь из посуды) и др.;

 ¬ лишать детей того, что необходимо для их нормального развития (прогулок, отдыха, еды, сна).

 Ребенок даже во время наказания должен знать, что родители не перестают его любить

 

  Прочту вам одну притчу.

9.Притча о Разумном воспитании

1) Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал мудрец, – если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

  

2) Однажды мать спросила у мудреца:

-Когда  мне нужно воспитывать своего сына?

- А сколько ему?

- Три

-Три года? Беги скорей домой! Ты уже на три года опоздала!.

10. Из  всего  сказанного  хочется  сделать вывод: хороший пример родителей – первое  и  основное  условие  воспитания культурного человека. Только при   совместной,  систематической   работе   учителя   и   родителей   можно добиться   положительных    результатов   в   нравственном    воспитании школьников.  

 

Памятка для родителей

«Секреты воспитания культуры поведения у детей»

  • Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Он очень скоро начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас.
  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребёнку добра и человечности.
  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
  • Не бойтесь извиниться перед своим ребёнком, если вы были не правы. Это только поднимет ваш авторитет в его  глазах.
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
  • Убеждение –главный метод в воспитании.

В основе убеждения лежит слово, которое воздействует одновременно на ум и эмоции ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы родители умели разговаривать с сыном или дочерью. ¬Приемы убеждения:

совет, просьба, замечание, поучение, запрет, внушение, инструкция, реплика, аргументация и т.д.

  • Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Спасибо за внимание!  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"...

Родительское собрание на тему "Особенности общения с ребёнком в семье", 5 класс

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку — основные принципы общения ...

Родительское собрание "Правовая ответственность родителей за воспитание ребёнка – залог его успешности в учёбе и жизни».

Повестка собрания:1.ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ2.СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ3.ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ  УСПЕВАЕМОСТИ...

Доклад к родительскому собранию "Нравственное воспитание ребёнка в семье."

Доклад к родительскому собранию. Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном проце...

Родительское собрание в 5 классе на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка»

Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы  детско-родительского общения, от эффективности, доверительности которого зависит успешность и психологический комфорт школ...

Родительское собрание «Воспитание ребёнка в семье»

Цели: познакомить родителей  со стилями воспитания; дать понятие о чувствах, которые воспитывает у ребёнка мать и отец; развивать умение применять полученные знания на практике; воспитывать...

Тестирование родителей на родительском собрании «Мой стиль воспитания ребёнка в семье»

Цель: формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье....