Родительское собрание «Воспитание ребёнка в семье»
методическая разработка на тему
Цели: познакомить родителей со стилями воспитания; дать понятие о чувствах, которые воспитывает у ребёнка мать и отец; развивать умение применять полученные знания на практике; воспитывать внимание к детям, отзывчивость.
Ход родительского собрания:
I. Организационный момент.
-Это собрание мне хочется начать с истории, которая произошла в Индии в 1920 году.
« Две девочки двух и семи лет были обнаружены в волчьем логове. Они бегали на четвереньках, питались только мясом и выли, как настоящие волки. Девочек взяли в приют, где младшая через год умерла, а старшая прожила в человеческом обществе ещё восемь лет. Несмотря на большие старания воспитателей, девочка только на третьем году жизни «встала на ноги. » Людей она полюбила, но не воспринимала их, как себе подобных. В семнадцать лет, по уровню развития, девочка была четырёх - пятилетним ребёнком. Особенно безуспешным было обучение речи. Она научилась произносить немногим более пятидесяти слов»
Известно ещё более тридцати подобных случаев, но судьба всех детей, попавших на воспитание к животным, трагична.
-Как вы думаете, почему? (Потому что их воспитывали не люди, а животные, людей должны воспитывать люди.)
- Процесс воспитания и обучения у людей гораздо сложнее и продолжительнее. Он затягивается почти на двадцать лет. То есть треть своей жизни человек обучается жить в обществе людей. Учёные доказали, что сейчас этот период продолжается всю жизнь.
Сообщение темы собрания. «Воспитание ребёнка в семье».
1. Кто должен заниматься воспитанием ребёнка в семье?
2. Какие бывают стили воспитания в семье?
3. Какой стиль воспитания является наиболее удачным?
II. Работа по теме.
1. Вступительное слово.
Да! Воспитание человека начинается в родительском доме. Ведь воспитывать ребёнка надо сразу, как он родился, так как с рождения он не является личностью. Личность формируется в человеческом окружении, в семье.
-Да, в большинстве семей воспитание ребёнка ложится на плечи родителей, то есть отца и матери.
Раннее детство - важный период для развития нервно-психической и личностной сферы ребенка. Поэтому в первые два-три года жизни ребёнок находится под зорким «надзором» матери - именно на ней лежали заботы о его здоровье, формирование и развитие таких человеческих качеств, как доброта и отзывчивость, любовь и сострадание, столь необходимые для дальнейшей жизни.
Далее наступает ответственейший период для ребёнка - период активного введения его в мир людей. И здесь на первый план выступает отец, на котором лежит ответственность за передачу детям навыков социального поведения, привития им тех или иных норм общественной жизни. Формирование у детей целеустремлённости, настойчивости, смелости. Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчиков именно отец своим примером, поступком.
Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - всё это переходит на детей.
То есть мать больше воспитывает нравственные качества, воспитывает и растит в нём душу, а отец больше развивает ребёнка и растит в нём силу и разум.
2. Работа с конституцией.
В соответствии с Российским законодательством родители – мать и отец – обладают равными правами и несут, равные обязанности в отношении своих детей. Родители отвечают за воспитание детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психологическом, духовном, нравственном развитии, защищать их права и интересы. Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское воспитание (причём требование обоих родителей должны быть одинаковы). Душевный накал матери, и смелая разумность отца дополняют друг друга. А отсутствие одного из родителей может осложнить процесс воспитания.
3. Знакомство со стилями воспитания.
Ø Попустительский - это ребёнок предоставлен сам себе. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к своим детям, редко общаются с ними, так как заняты собственными проблемами и не остаётся сил для воспитания ребёнка. Отношения между родителями и детьми при таком стиле воспитания холодные. Низкий уровень контроля. Ребёнок может стать наркоманом, бандитом, попасть в тюрьму, связаться с плохой компанией, уйти из дома.
Ø Демократический. Он основан на доверии, сотрудничестве, родители часто общаются с ребёнком, обсуждают с детьми установленные правила поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети уверены в себе, хорошо учатся в школе, высоко себя оценивают, многого добиваются в жизни.
Ø Авторитарный, где родители навязывают своё мнение ребёнку, отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, часто используют наказания, постоянный контроль над ребёнком, необоснованные запреты без каких – либо объяснений. Дети в таких семьях, как правило, лживые, замкнуты, боязливы, раздражительны, впоследствии могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Ø Либеральный. То есть при либеральном стиле наблюдается безусловная родительская любовь, они часто общаются с ребёнком, но детям предоставлено много свободы, при низком уровне контроля, родители не устанавливают каких – либо ограничений. Непослушные, агрессивные, нетребовательны к себе, безответственные. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Итак, мы познакомились с разными стилями воспитания. Конечно, на практике происходит их смешение. Но важно понять, как тот или иной стиль воспитания может повлиять на будущее ребёнка, вовремя заметить проблемы и перестроить свои отношения.
Я надеюсь, что вы выберете именно тот стиль воспитания, который будет способствовать воспитанию хорошего человека, ответственного гражданина, семьянина, труженика нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_rebyonka_v_seme.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Воспитание ребёнка в семье»
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно-
значит, вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Цели: познакомить родителей со стилями воспитания; дать понятие о чувствах, которые воспитывает у ребёнка мать и отец; развивать умение применять полученные знания на практике; воспитывать внимание к детям, отзывчивость.
Ход родительского собрания:
- Организационный момент.
-Это собрание мне хочется начать с истории, которая произошла в Индии в 1920 году.
« Две девочки двух и семи лет были обнаружены в волчьем логове. Они бегали на четвереньках, питались только мясом и выли, как настоящие волки. Девочек взяли в приют, где младшая через год умерла, а старшая прожила в человеческом обществе ещё восемь лет. Несмотря на большие старания воспитателей, девочка только на третьем году жизни «встала на ноги. » Людей она полюбила, но не воспринимала их, как себе подобных. В семнадцать лет, по уровню развития, девочка была четырёх - пятилетним ребёнком. Особенно безуспешным было обучение речи. Она научилась произносить немногим более пятидесяти слов»
Известно ещё более тридцати подобных случаев, но судьба всех детей, попавших на воспитание к животным, трагична.
-Как вы думаете, почему? (Потому что их воспитывали не люди, а животные, людей должны воспитывать люди.)
- Процесс воспитания и обучения у людей гораздо сложнее и продолжительнее. Он затягивается почти на двадцать лет. То есть треть своей жизни человек обучается жить в обществе людей. Учёные доказали, что сейчас этот период продолжается всю жизнь.
Сообщение темы собрания. «Воспитание ребёнка в семье».
- Кто должен заниматься воспитанием ребёнка в семье?
- Какие бывают стили воспитания в семье?
- Какой стиль воспитания является наиболее удачным?
- Работа по теме.
- Вступительное слово.
Да! Воспитание человека начинается в родительском доме. Ведь воспитывать ребёнка надо сразу, как он родился, так как с рождения он не является личностью. Личность формируется в человеческом окружении, в семье.
-Да, в большинстве семей воспитание ребёнка ложится на плечи родителей, то есть отца и матери.
Раннее детство - важный период для развития нервно-психической и личностной сферы ребенка. Поэтому в первые два-три года жизни ребёнок находится под зорким «надзором» матери - именно на ней лежали заботы о его здоровье, формирование и развитие таких человеческих качеств, как доброта и отзывчивость, любовь и сострадание, столь необходимые для дальнейшей жизни.
Далее наступает ответственейший период для ребёнка - период активного введения его в мир людей. И здесь на первый план выступает отец, на котором лежит ответственность за передачу детям навыков социального поведения, привития им тех или иных норм общественной жизни. Формирование у детей целеустремлённости, настойчивости, смелости. Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчиков именно отец своим примером, поступком.
Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - всё это переходит на детей.
То есть мать больше воспитывает нравственные качества, воспитывает и растит в нём душу, а отец больше развивает ребёнка и растит в нём силу и разум.
- Работа с конституцией.
В соответствии с Российским законодательством родители – мать и отец – обладают равными правами и несут, равные обязанности в отношении своих детей. Родители отвечают за воспитание детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психологическом, духовном, нравственном развитии, защищать их права и интересы. Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское воспитание (причём требование обоих родителей должны быть одинаковы). Душевный накал матери, и смелая разумность отца дополняют друг друга. А отсутствие одного из родителей может осложнить процесс воспитания.
- Знакомство со стилями воспитания.
- Попустительский - это ребёнок предоставлен сам себе. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к своим детям, редко общаются с ними, так как заняты собственными проблемами и не остаётся сил для воспитания ребёнка. Отношения между родителями и детьми при таком стиле воспитания холодные. Низкий уровень контроля. Ребёнок может стать наркоманом, бандитом, попасть в тюрьму, связаться с плохой компанией, уйти из дома.
- Демократический. Он основан на доверии, сотрудничестве, родители часто общаются с ребёнком, обсуждают с детьми установленные правила поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети уверены в себе, хорошо учатся в школе, высоко себя оценивают, многого добиваются в жизни.
- Авторитарный, где родители навязывают своё мнение ребёнку, отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, часто используют наказания, постоянный контроль над ребёнком, необоснованные запреты без каких – либо объяснений. Дети в таких семьях, как правило, лживые, замкнуты, боязливы, раздражительны, впоследствии могут стать неуправляемыми и агрессивными.
- Либеральный. То есть при либеральном стиле наблюдается безусловная родительская любовь, они часто общаются с ребёнком, но детям предоставлено много свободы, при низком уровне контроля, родители не устанавливают каких – либо ограничений. Непослушные, агрессивные, нетребовательны к себе, безответственные. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Итак, мы познакомились с разными стилями воспитания. Конечно, на практике происходит их смешение. Но важно понять, как тот или иной стиль воспитания может повлиять на будущее ребёнка, вовремя заметить проблемы и перестроить свои отношения.
Я надеюсь, что вы выберете именно тот стиль воспитания, который будет способствовать воспитанию хорошего человека, ответственного гражданина, семьянина, труженика нашей страны.
6. Анкетирование для родителей
Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребёнком. Решение вами предложенных ситуаций и определяет стиль воспитания ребёнка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа на эти ситуации и подсчитайте свои очки.
1. Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернётся домой с синяком, то с разорванной штаниной...
A. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, если нужно, компресс - 3 очка. Б. Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться - 0 очков.
B. Вы делаете вид, что ничего не произошло, даёте возможность ребёнку самому справляться со случившимся - 5 очков.
2. У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны...
A. Вы беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей - 2 очка.
Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 очков.
B. Вы объясняете своему ребёнку, что эти друзья ему не пара - 0 очков.
3. Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать...
A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу - 0 очков.
Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чём истинная причина поражения - 3 очка.
B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения - 5 очков.
4. Вашего ребёнка трудно вечером отправить спать...
A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон - 3 очка.
Б. Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время - 5 очков.
B. Вы всегда укладываете ребёнка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 очков.
5. Ваш ребёнок обожает телевизор...
A. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет его смотреть - 0 очков.
Б. Вы говорите своему ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка.
B. Вы вместе определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть - 5 очков.
6. Ваш ребёнок с раннего детства за словами в карман не лезет...
A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 очков.
Б. Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом - 0 очков.
B. Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение - 3 очка.
7. Ваш ребёнок, который ещё, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом...
А. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 очков.
Б. Вы оставляете всё как есть, считая, что всё станет на свои места само собой - 3 очка.
В. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребёнку взаимоотношения полов - 5 очков.
8. Вашему ребёнку иногда достаётся от сверстников...
А. Вы учите своего ребёнка давать сдачи обидчикам - 5 очков.
Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 очка.
В. Вы просите своего ребёнка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 очков.
9. Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего...
A. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт свои ошибки без подсказки - 0 очков.
Б. Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего - 5 очков.
B. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их взаимоотношений со старшим - 3 очка.
10. Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становится злым и бессердечным...
A. Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведёт - 0 очков.
Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков.
B. Вы ищете причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т.д. - 2 очка.
Анализ результатов теста
0-18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись с взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
19-35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
36-50 очков. Вы осознаёте, что ребёнок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаёте все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу с событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребёнка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
7.Памятка родителям от ребенка
1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.
Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
3.Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
Это ослабит мою веру в вас.
4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
8.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
11.Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
12.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"
сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихся класса; выяснение меры поощрения и наказания детей; содействовие по формированию у родителей представлений об истинном родительск...
Родительское собрание "Воспитание детей в семье"
Данная разработка родительского собрания помогает классному руководителю разъяснить родителям важность воспитания детей в семье. Проводится анкетирование родителей и учащихся; родителям даются ситуаци...
Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"
Сценарий родительского собрания на тему "Воспитание ненасилием в семье"...
Родительское собрание «Воспитание начинается в семье»
Родительское собрание «Воспитание начинается в семье» . Начальная школа...
Родительское собрание "Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей"
Дети – наше продолжение, наше наследие. А как же воспитать это наследие? Или может сначала стоит задуматься о своем собственном воспитании и отношении к ребенку?Любой родитель хочет, чтобы его р...
Родительское собрание "Воспитание толерантности в семье" (презентация)
Презентация в формате Power Point...
Родительское собрание "Воспитание толерантности в семье"
Родительское собрание посвящено вопросам толерантности, уважительных отношений в семье...