Артикуляционная гимнастика
консультация
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Взрослый показывает выполнение упражнения.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Артикуляционная гимнастика
Основной комплекс
«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с.
«Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 сек. Чередовать упражнения « Заборчик » и « Слоник». Нижняя челюсть не двигается,двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
«Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами,произнося «пя-пя-пя...». Повторить 3 раза.
«Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнююгубу, сказав один раз «пя»(«испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»).Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3—10 с. Повторить 2—3 раза.
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние).Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняячелюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.
«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губусверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.
«Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка
«красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5—б движений в каждую сторону.
«Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.
«Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по
верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл...». Тянуть этот звук 5—7 с, сделав сначала глубокий вдох.
«Часики» — приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им влево-вправо от одного угла рта до другого. Повторить движения 5—6 раз в каждую сторону.
«Качели» — широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Повторить движения 5— 6 раз в каждую сторону.
«Шоколадка» — приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 2—3 раза в каждую сторону.
«Конфетка» — упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раз-двинуты) — «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) — «конфетка твердая!» Повторить по 2—4 раза с левой и правой щекой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для артикуляционной гимнастики
Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...
Артикуляционная гимнастика с опорными картинками
Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....
Презентация "Артикуляционная гимнастика"
Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...
Как проводить артикуляционную гимнастику.
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.
В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...