Развитие слухового внимания,  восприятия и памяти  у дошкольников
консультация

Самойлова Ольга Николаевна

Предсталенный материал прдназначен для родителей детей дошкольников. В консультации рассказывается о  значении развития слухового внимания, восприятия и памяти для полноценного формирования речевой деятельности. Предложены упражнения и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_sluhovoe_vospriyatie.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие слухового внимания, 
слухового восприятия и слуховой памяти 
у дошкольников

 

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.

Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.

Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

При развитии слухового внимания можно использовать звучание:

- музыкальных инструментов

- игрушек

- других различных предметов.

Ребёнку необходимо научиться определять:

- какой инструмент звучал

- направление звука звучащего инструмента

- воспроизводить ритм звучания.

Игры на различение неречевых звуков

Для  игр потребуются непрозрачные коробочки, наполненные различным сыпучим материалом. Ребёнку предлагаются игры «Найди пару», «Найди нужную коробочку», «Что звучит».

«Погремушки» (где звучит?).

«Что звучит?» (музыкальные инструменты и предметы окружающего мира).

«Музыканты» (ритм).

«Помоги игрушкам» (инструкции).

«Далеко-близко», «Большой-маленький», «Ау».

Игры на различение речевых звуков

Задача ребёнка на данном этапе обучения услышать заданный звук и показать логопеду сигналом, что он этот звук услышал. Звук может выделяться среди других звуков, из слогов, из слов.

Использование игровых приемов на уровне слога, слова.

Игра «Скажи наоборот». Логопед произносит цепочку из двух слогов или слов и предлагает ребёнку поменять их местами.

сапоги- санки — санки - сапоги

сок-сом —сом-сок

суп-сумка —сумка-суп

Игра «Какое слово добавилось?» Логопед называет два слова и сообщает ребёнку, что к ним добавится третье. Задача ребёнка - запомнить и назвать это слово

вкус-укус—вкус-укус-кокос

квас-ананас—компас- квас- ананас 

овёс-насос—овёс- пёс- насос

Игра «Какого слова не стало?» Логопед называет три слова и предупреждает ребенка, что при повторе одно из слов исчезнет. Задача ребёнка запомнить и назвать это слово.

весы-осы- носы—осы- носы

косы- носок - бусы—косы- носок

гусак-посуда – насыпь — гусак - насыпь

Игра «Друг за другом  повтори» Логопед называет цепочки из трёх слов, каждый раз заменяя первое.

спать- стоять-скакать

стоять- скакать- таскать

скакать- таскать- искать

 Игру можно усложнить, используя цепочку из четырёх-пяти слов.

Использование игровых приемов на уровне словосочетаний.

Игра «Друг за другом  повтори» Логопед называет словосочетания по цепочке. Задача ребёнка- воспроизвести цепочку словосочетаний.

Вкусный сок - усатый сом

Усатый сом - сонный гном

Сонный гном- сундук со сказками

Использование игровых приемов на уровне предложения

 Игра «У соседа в сундуке» Задача ребёнка- каждый раз наращивать предложение, добавляя новые слова со звуком «с».

Например: У соседа в сундуке ананас.

У соседа в сундуке ананас и кокос.

 У соседа в сундуке ананас, кокос и компас. 

  1. Ни для кого не секрет, что задержка в развитии речи влечет за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками и взрослыми, затруднения в различении и произнесении звуков в дошкольном возрасте, а так же в освоении грамоты в школьные годы.
  2. Как известно, владение речью, играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Хорошее впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли. Хорошему владению речью нужно учиться не один год, и начинать обучение желательно как можно раньше. Развитие слухового внимания и слухового восприятия.

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие слухового внимания детей раннего возраста»

развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха необходимо начинать с раннего возраста...

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Цели занятия:Коррекционно-развивающие:- Формировать фонематические процессы;-Развивать голос, дыхание;-Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей.Коррекционно-образовательная:-Формировать...

Буклет "Развитие слухового внимания"

Буклет создан для родительского собрания. Это подборка игр- упражнений направленных на развитие и активизацию слухового внимания....

Развитие слухового внимания

Информация для стенда учителя-логопеда...

Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематического восприятия"

Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематичекого восприятия"...