Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ "Развитие слухового внимание и памяти у дошкольников в режимных моментах"
консультация

Лещева Варвара Геннадьевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя-логопеда Лещевой В.Г.

на педагогическом совете ДОУ на тему:

«Развитие слухового внимание и памяти у дошкольников в режимных моментах»

Воспитатели часто замечают, что воспитанники не слышат с первого раза взрослого, не понимают вопросы, не могут заучить на слух короткие стихи, не понимают с первого раза инструкцию. Почему? Дома ребенок слышит и слушает 2-3 членов семьи, а попадая в детский сад на ребенка наваливается информационный поток, с которым он не в состоянии справится, и происходит выборочное восприятие информации. Чаще ребенок слышит то, что сказано громко и эмоционально выразительно. Почему Таня слышишь, а ты Иван не слышишь? Это связано с тем, что не у всех детей развито слуховое внимание. Неразвитое слуховое внимание влияет на речевое развитие, поэтому детей, имеющих отклонения в речевом развитии, становится с каждым годом все больше и больше. Раньше это были дети в основном только с нарушением звукопроизношения, то сейчас большинство детей уже с общим недоразвитием речи, при котором нарушена лексика, грамматик аи связная речь. Одной из причин возникновения ОНР по мнению коррекционных педагогов, это нарушение внимания и памяти, так как эти процессы тесно связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.

Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков.

        Воспитатель может развивать слуховое внимание и память не только на занятиях, но и во время режимных моментах.

Утро

Включить при утреннем приеме детей аудио логопедические распевки, аудиосказки, песни детские.

Завтрак

Выполнить задание:

  • Сядут сначала мальчики или девочки, девочки с косичками, с хвостиками, мальчики в шортах;
  • Сначала сядут те, ребята чье имя начинается на звук А, М, Ль и т.д., затем в чьем имени есть звук А, О т .д.;
  • Построиться на зарядку по звукам.

Во время НОД по ознакомлению с окружающим

При знакомстве детей с предметами различного материала (дерево, стекло, пластмасс и т.д.) обязательно нужно дать возможность постучать по ним, уронить, послушать звучание, уловить характер звучания материала, из которого они изготовлены. На закрепление можно провести  игры «Что упало?» (карандаш, кубик, ножницы и т.д.), «Что я сделала?»  (переливание воды, постукивание карандаша о чашку закрытыми глазами). При ознакомлении с животными, птицами прослушиваем их голоса, узнаем по голосу, изображаем. Также можно провести работу над темпо-ритмической и интонационной сторонами речи (тихо, громко, радостно, огорченно и т.д.)

Игра «Крокодил» ребенок берет карточку с каким либо предметом, животным и т.д. и должен голосом изобразить это.

Во время экскурсии по детскому саду обращаем внимание на разные звуки и спрашиваем «Что там шумит?» (телефон, мясорубка, стиральная машина, музыкальный инструмент).

 

Занятия по ФЭМП

Воспитатель просит воспитанника показать цифру или карточку с изображением такого числа кружков, сколько раз я хлопну в ладоши, или постучу. Вначале это упражнение проводится с опорой на карточку с цифрой, а затем на слух.

Занятия по развитию речи

Упражнения:

  •  «Поймай звук в ладошки» – детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук;
  • «Где спрятался звук?» – определить место заданного звука в словах, поставив фишку в схему слова;
  • «Назови предмет» – назови слово с заданным звуком;
  • Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое (муравей, птица, слон, бегемот, булавка, капля, божья коровка, крокодил, холодильник, муха, монета);
  • Попробуй повторить то, что произнес гость с другой планеты.

БАН ТУХ МУН

КЯМ МОП ДУТ;

  • Послушай названия предметов, а затем повтори их в другом порядке. СЛОН – ВОЛК – ЖУК, УТКА – ЛЕБЕДЬ – ВОРОНА;
  • Послушай какие плоды растут в сказочном королевстве. Обьясни из каких знакомых слов составлены их названия Огурбузы, баклачок, чеслук;
  • Упражнение «Топни ножкой».

  Взрослый называет неживые предметы - Дети топают левой ножкой

  Взрослый называет живые предметы    -  Дети топают правой ножкой

  (слон, стул, стол, книга, коза, собака, кенгуру, ванна, корова, мама, цветок, бумага).

  • Упражнение «Такое бывает?»

- Рыба летает.

- В холодильнике жарко.

- Воробей ловит кошку.

- Свинья плавает по морю.

- Доктор лечит больных.

- Овощи растут в огороде.

  • «Назови предметы, которые нужны летом».

санки, велосипед, туфли, валенки, шарф, купальник, тёплые штаны, платье, зонт, тапочки и др.

В свободное время.

  • «Минутка тишины». Давайте закроем глаза и послушаем звуки вокруг нас;
  • «Большой – маленький»;
  • «Животные и их детеныши»;
  • «Угадай, какие тикают часы. Большие или маленькие?»

Подготовка к прогулке:

Во время одевания детей на прогулку акцентируем внимание на звучание элементов одежды (виды застежек: липучки, кнопки, молнии, виды тканей шуршит – не шуршит).

«Сколько кнопок на одежде?»

«Сколько молний на одежде?»

Прогулка

Воспитатель привлекает внимание детей к звукам улицы (шум дождя, ветра, шелест листьев, хруст сломанной ветки, пение птиц; звуки проезжающего транспорта, летящего самолета). На закрепление узнавания звуков окружающего мира игры:

«Угадай, что прозвучало?», «Попугаи» (сымитировать звуки окружающего мира).

В подвижных играх 

  • «Остановись по сигналу или смен  движение по сигналу» (по сигналу дети  должны остановиться и замереть».
  • «Тихо-громко!». Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко.     Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более  громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
  • «Жмурки с колокольчиком», «Жмурки с голосом». Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дается в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать. «Лопай, топай» - на определенный звук хлопай, на другой топай.

Приготовление ко сну

Желательно ежедневно в группе проводить “Сказочные минутки”, где дети могли бы прослушивать различные аудио-сказки. В результате у детей развивается фонетический слух.