Родительское собрание "Пять шагов психологической поддержки Вашего взрослеющего ребенка"
методическая разработка (10 класс)

Немченко Марина Геннадьевна

Родительское собрание "Пять шагов психологической поддержки Вашего взрослеющего ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 10 классе.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка.

Уважаемые родители хочу ознакомить вас с результатами анкетирования ваших детей по теме «Выбор профессии». Были даны 10 предложений и учащиеся должны были согласиться и не согласиться с данными предложениями. На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию. Я сейчас раздам ответы ваших детей. Посмотрите, со сколькими заблуждениями ваши дети согласились:

всего в классе - 25 человек,

Присутствовало на классном часе – 24,

Не согласились ни с 1 пунктом – 1 учащаяся,

5 учащихся согласились с 1 утверждением,

5 учащихся – с 3 утверждениями,

6 учащихся - с 4 утверждениями,

4 уч-ся согласились с 5 утверждениями

3 учащийся согласился с 6 утверждениями!

 Результаты таковы:

О—2 балла— вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, почти равен компетентности специалистов.

3—5 балла — вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда вы можете обратиться за помощью — в специальные службы (профоориентации и службы занятости), к школьному психологу?

6 и более — вы согласны с многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

Хочу предложить вашему вниманию текст нашей беседы с ними, я считаю, вам тоже полезно это прослушать и обсудить сегодня на нашем собрании. А затем хочу предложить вам 5 шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка и календарь мероприятий на будущий учебный год, для того, чтобы наши с вами дети к концу 11 класса достойно подошли к выбору профессии.

И так, Горячая десятка заблуждений в выборе профессии:

1. Профессия выбирается раз и навсегда. Так было раньше, однако жизнь ускоряется, появляется все больше возможностей. Вы не будете оставаться прежним и, научившись выбирать профессию сейчас, не побоитесь рисковать в последующем. Почему человек начинает думать, что профессия выбирается один раз на всю жизнь? Скорее всего боится рисковать и предпочитает думать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Такая логика часто «разрешает» человеку принимать решения не самостоятельно, перекладывать ответственность на других людей.

2.        Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька. Так думают те, кто не хочет брать ответственность на себя, они боятся и... становятся неудачниками. Есть много путей быть тем, кем хочешь; если один из них приводит в тупик, надо идти по-другому. К сожалению, такой ход рассуждений присущ людям, у которых нет главного ресурса — времени, и приходится принимать решение сразу перед окончанием школы. Человек, выбирающий профессию, обладает многими ресурсами — способностями, временем, силой воли. Современные возможности — программы грантов, стажировок — позволяют получить образование самого высокого уровня людям, у которых нет «толстого» кошелька.

3.        Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. Это хороший способ уйти из профессии при первой же неудаче. Стремление человека быть самым-самым часто прикрывает его страх неудачи. Быть лучшим и стать классным специалистом — совсем разные цели. Нужно найти профессию, в которой вы будете развиваться, становиться лучше и лучше. Не так-то легко научиться извлекать выгоду из ошибок, особенно своих, когда так хочется все свалить на другого или силу обстоятельств. Поэтому люди ставят иногда перед собой цели, изначально не достижимые, от которых легко отказаться под предлогом, что этого не может сделать никто.

4.        Профессия предназначена человеку от рождения. Если вы верите в это, значит боитесь пробовать себя. Лучший выбор — это выбор по склонностям, если сильно хотеть, то в большинстве профессий можно достичь успеха. Разумеется, ваши природные задатки должны приниматься во внимание. Важно знать не только состояние здоровья и расположенность к тем или иным заболеваниям, но и свои психофизиологические особенности (как быстро вы устаете от монотонной работы, или, наоборот, от постоянной смены видов деятельности).

 5.        Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами». Психолог умеет задавать вопросы и располагать человека к прояснению своих намерений. ИНОГДА отказ от помощи специалиста-психолога связан с тем, что человек не хочет посмотреть на себя со стороны, или у человека складывается отрицательный опыт общения с психологом. В любом случае, стеснение перед обращением к специалисту по выбору профессии важно преодолеть, ведь можно столкнуться с проблемами, требующими опытного, объективного взгляда, а таким опытным специалистом чаще всего является психолог. Он обладает нужными знаниями и умениями, чтобы расположить вас к себе, выяснить ваши намерения, а не только протестироваться. Кстати, с «психами» работают психиатры и специальные психологи.

6.        По названию вуза можно судить о том, кого он готовит. Вовсе нет, так как многие вузы открывают дополнительные специализации по подготовке переводчиков, менеджеров, экономистов. Чтобы сориентироваться в качестве такого образования, лучше обращаться к профессиональным консультантам. Другое дело, хорошо ли получать специальность «менеджер» в каком-нибудь техническом вузе, а специальность «переводчик» — в медицинском. В то же время современные эксперименты с соединением разных специальностей (например, менеджер и переводчик, учитель начальных классов и психолог, программист и маркетолог) дают шанс получить более востребованное образование. Важно поподробнее узнать о специальностях и специализациях факультета, на который вы собираетесь поступать. Необходимо получить информацию о том, в каком объеме будет преподаваться дополнительная специализация, будет ли в документах об окончании вуза зафиксировано обучение по специализации и в какой форме.

7.        Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию выбираете вы и для себя. Поэтому вся ответственность лежит только на вас. С одной стороны, человек, который дорожит мнением близких ему людей, рискует отказаться от своей самостоятельности; с другой — всегда ли можно положиться на мнение близких людей, видят ли

 они проблему объективно, готовы ли они смотреть на ситуацию с перспективой. Многие взрослые знают о мире современных профессий намного меньше, чем подростки, поэтому они не всегда могут найти варианты подходящих профессий. Следовать за мнением друзей напоминает следование моде, когда профессия выбирается не потому, что она нравится, а потому, что многие к ней стремятся.

8.        Профессию следует выбирать, уже став взрослым. Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных областях, тем более обоснованно подойдете к будущей профессии. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Вспомни, когда ты был маленьким, тебя регулярно спрашивали: «А кем хочет стать этот очаровательный ребенок?» Согласись, с возрастом таких вопросов поубавилось — ведь взрослые, даже самые разумные, боятся взросления своих детей и не всегда оказываются готовы к этому периоду жизни. Поэтому, выбирая профессию, вы утверждаете себя как взрослый человек.

9.        Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз. Престижная марка — во многом успешная реклама. Качество образования определяется по уровню библиотечного и информационного обслуживания студентов, сотрудничества с бизнес-организациями и предприятиями. Обо всем этом лучше узнавать из первых рук. Качественное образование — это прежде всего возможность получить знания в той форме и в том объеме, которые можно пустить в свой карьерный рост. Хорошим показателем становится реальное сотрудничество вуза с западными вузами, наличие преподавателей с научными степенями. Очень важно, чтобы для этих преподавателей работа в данном вузе была не по совмещению, а основным местом трудовой деятельности.

10.        Если у вас есть деньги, то профориентация не нужна. Деньги — всего лишь один из ресурсов, которыми вы обладаете. Главный ресурс — это желание и уверенность в выборе, и он есть только у вас.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка.

1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» — в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему еще только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора.

Профессионально успешная мама, известный врач, обратилась к психологу с просьбой помочь ее дочке Насте выбрать профессию. Мама сказала: «В свое время я настояла на том, чтобы старшая дочка пошла по моим стопам, сейчас понимаю, что излишне давила на нее в выборе. Не хочу, чтобы эта история повторилась». Настя, умная, развитая девочка, действительно нуждалась в поддержке психолога — ведь у нее так хорошо получалось столько разных вещей, а нужно было выбрать какое-то одно направление! Сомнений добавляло активное участие обоих родителей и старшей сестры, двух врачей и инженера-конструктора. Способности и склонности Насти нужно было соотнести со спросом на профессии — это позволило существенно сузить круг профессиональных намерений. Психолог предложил Настиным родным занять позицию наблюдателя за процессом формирования профессиональных намерений дочери. Настя по собственной инициативе подробно рассказывала семье о всех этапах работы с психологом. Она выполнила роль оптимизатора представлений родителей о профессии. Мама Насти по окончании работы отметила, что многое пересмотрела во взаимоотношениях с дочерью в целом.

2. Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство... Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

Так, 14-летняя Аля, обладающая значительной художественной одаренностью, хотела много зарабатывать и считала, что ей придется принести свои способности в жертву необходимости иметь деньги. Эта дилемма так мучила девочку, что она забросила учебу в художественной школе. Вместе с психологом и родителями Аля сумела разобраться в том, что для нее важнее и прийти к выводу: условием ее материального успеха будет интересная работа.

3.        Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, — ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

Родители Артема, заканчивающего 9-й класс престижной гимназии, обратились к психологу за советом, куда идти учиться их сыну. Восприимчивый, сообразительный подросток хорошо успевал по гуманитарным предметам, но завалил экзамен по алгебре и геометрии. Классный руководитель посоветовал родителям подыскать для Артема школу попроще. У родителей было  два варианта: найти новую школу или все лето готовиться с сыном к переэкзаменовке. Специалисту пришлось потратить немало времени, чтобы расположить подавленного всем случившимся мальчика к выполнению специальных заданий для выявления способностей и причин школьных неудач. Тестирование показало значительный разрыв между реальными" математическими способностями подростка и тем, насколько они были представлены в школьном обучении. Выяснилось, что преподаватель выбирал неподходящие для Артема приемы отработки допущенных ошибок: шустрому мальчику предлагалось повторить однотипное задание несколько раз. Умений такая отработка не прибавляла, а вот ошибок и взаимного раздражения между учеником и учителем становилось день ото дня все больше. Родители очень удивились, когда узнали, что Артем обладает выраженными способностями к точным наукам. Рекомендации по проработке математики позволили мальчику лучше подготовиться к экзамену, успешно учиться в старших классах. Этот случай существенно скорректировал профессиональный выбор Артема, который раньше и не обдумывал для себя профессии программиста, менеджера, экономиста.

4.        Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот тип, краткий перечень таких трудностей:

—        сложности с трудоустройством;

—        длительное время профессиональной подготовки;

—        трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

—        сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);

—        профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

Готов ли ваш ребенок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

Лиза обратилась за помощью к профконсультанту уже будучи студенткой 3-го курса факультета иностранных языков. «Куда я устроюсь через два года после окончания?» — спрашивала она, насмотревшись на трудности студентов выпускных курсов. Когда Лиза обдумывала свое будущее, факультет иностранных языков казался ей престижным местом учебы, с множеством возможностей для стажировки за рубежом. Отрицательные моменты такого образования не приходили тогда в голову — ведь главным было поступить в желанный вуз. Тем тяжелее было потом осознавать, что затраченные на поступление силы еще не гарантируют безболезненного трудоустройства. Лиза сумела наметить план своей карьеры: дополнительное образование в области делопроизводства, информационных технологий, поиск работы переводчиком в организацию, которая занималась бы распространением программных продуктов. Этот случай ясно показывает, что ближайшие цели: хорошо закончить школу, поступить в вуз, хорошо учиться в нем, нередко заслоняют от человека необходимость планировать на перспективу.

5. Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным — пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты I сможешь устроиться на работу, ведь сегодня это одно из первых условий при приеме на работу? Сможешь ли ты  совмещать учебу и работу?», «Как профессиональные планы впишутся в твою личную жизнь?»

Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребенок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов — это не критика выбора вашего ребенка, поэтому  поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете,  что знаете лучший ответ, предложите ребенку оценить оба варианта. План карьеры не должен быть жестким предписанием к действию, главное в нем — гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так  и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.

Саша пришла к психологу из любопытства. «В моем гороскопе написано, что Весы должны быть актерами, переводчиками,         так что я знаю, кем мне стать», — сказала девочка. Дальнейший         разговор показал, что девочка прикрывает своим интересом к         гороскопам, гаданиям нежелание планировать свою учебную работу, подготовку к поступлению в вуз. Специальные имитационные игры, в которых Саше вместе с другими подростками предложили построить воображаемую линию жизни, показали девочке, насколько многое в жизни зависит от нее самой. Специальные занятия по развитию способностей укрепили уверенность Саши в собственных силах. Ситуация планирования своего будущего — хороший шанс начать задумываться о том, что можно изменить, а к чему стоит менять свое отношение.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу — одно из лучших решений. Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует самоопределению ребенка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией. Профессиональная помощь в выборе профессии дополняет и оптимизирует внутрисемейную поддержку. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей.

Дорогие родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решение. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

—        профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например веб-дизайнер и менеджер;

—        ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

—        сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

—        выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;

—        ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;

—        хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

Календарь родителей и детей, обдумывающих будущее

—        Сентябрь — октябрь — запись на курсы подготовки к поступлению в вузы (2 года или 9 месяцев).

—        Ноябрь — пора искать репетиторов, запись на курсы.

—        Декабрь — январь — ярмарка «Карьера. Образование» (стоит посетить и собрать сведения о рынке образования).

—        Февраль — март — начинаются дни открытых дверей в большинстве учебных заведений.

—        Апрель — май — пробные экзамены для тех, кто посещал курсы.

Использованная литература:

В.Р.Шмидт. Классные  часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11 классы. Творческий Центр «Сфера». Москва. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическая поддержка ребенка

выступление на родительском собрании рекомендации психолога родителям...

Конспект родительского собрания "Психологическая поддержка ребенка"

Родительское собрание для родителей младших школьников.Цель: ознакомление родителей необхоимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры....

Презентация к родительскому собранию "Психологическая поддержка или как научить родителей общатьс с ребенком"

Презентация к родительскому собранию "Психологическая поддержка или как научить родителей общаться с ребенком"...

Родительское собрание "«Мнение друзей для вашего ребенка важнее вашей точки зрения. Почему?»"

Родительское собрание «Мнение друзей для вашего ребенка важнее вашей точки зрения. Почему?»...