Правила поведения ребенка в опасных ситуациях
методическая разработка

Галина Николаевна Закурдаева

Обеспечение безопасности детей – это главная задача взрослого человека. Чем старше становится ребенок, тем больше у него свободы и тем чаще он остается без контроля родителей, воспитателей, учителей, особенно в преддверии каникул. Поэтому так важно объяснить, как нужно действовать в той или иной опасной ситуации и каким образом их можно предотвратить. Информацию о правилах поведения можно давать в игровой форме, посредством книг и фильмов, в ходе личных бесед и разбора конкретных примеров из жизни. Однако прежде чем доносить сведения до ребенка, взрослым нужно самим узнать об этих правилах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_roditelyami.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Правила поведения ребенка в опасных ситуациях

Обеспечение безопасности детей – это главная задача взрослого человека. Чем старше становится ребенок, тем больше у него свободы и тем чаще он остается без контроля родителей, воспитателей, учителей, особенно в преддверии каникул. Поэтому так важно объяснить, как нужно действовать в той или иной опасной ситуации и каким образом их можно предотвратить. Информацию о правилах поведения можно давать в игровой форме, посредством книг и фильмов, в ходе личных бесед и разбора конкретных примеров из жизни. Однако прежде чем доносить сведения до ребенка, взрослым нужно самим узнать об этих правилах.

Ребенок один дома

Во время осенних или весенних каникул родители школьников не всегда могут взять отпуск, поэтому детям приходится занимать себя самостоятельно какое-то время и часто оставаться дома без взрослых. Перед тем как первый раз оставить ребенка без контроля, необходимо, во-первых, оценить, готов ли он к этому (иногда безопаснее взять его с собой), а во-вторых, спокойно обсудить все правила безопасности, которые могут ему понадобиться. Психологи отмечают, что особенно эффективны для этих целей вопросы: например, «как ты поступишь, если в дверь позвонят?» Услышав ответ, вы сможете понять, можно ли оставлять ребенка одного.

Правила безопасности ребенка дома:

  • Всегда смотреть в глазок и спрашивать: «Кто там?», если в дверь позвонили. Установите особенный сигнал или ритм стука в дверь, который будет подтверждать, что пришел кто-то из родных. Не забывайте, что дети копируют поведение взрослых, поэтому, если вы сами открываете дверь, не глядя в глазок, ребенок может поступить также.
  • Ребенок должен знать, куда звонить в случае опасности. Напишите два списка экстренных номеров телефонов (для малышей можно нарисовать картинку, например, пожарную машину), ваш контактный номер, номера других родственников. Также недалеко от телефона или на другом видном месте напишите адрес вашего дома и фамилию ребенка – даже если ему уже много лет, в состоянии стресса он может все забыть.
  • Напишите список людей, которых ребенку можно пустить в квартиру. Оптимально, если список будет очень коротким. Даже если приходят ваши друзья и знакомые, или (тем более) представители официальных структур, научите ребенка отвечать, что им нужно прийти позже.
  • Ребенок не должен вступать в диалог с незнакомым человеком через дверь и тем более не должен говорить, что он один. Научите ребенка разыгрывать сценку «Папа спит, я сейчас его разбужу, и он откроет дверь» – как правило, на злоумышленников этот прием действует очень хорошо. После этого нужно срочно позвонить родителям и сообщить о происшествии.
  • У родителей должны быть номера телефонов соседей, или же они могут оставить соседям свои контакты, чтобы при возникновении нештатной ситуации (например, протекла труба) все вопросы решались между взрослыми.
  • Проинструктируйте ребенка на случай взлома двери или проникновения в помещение посторонних. Хорошо, если будет какое-то помещение, в котором ребенок сможет спрятаться и связаться с родителями.
  • До семилетнего возраста не разрешайте ребенку пользоваться газовой плитой и другими опасными бытовыми приборами. Приобретите микроволновую печь или оставляйте еду в термосе, чтобы у ребенка не возникло желания что-то себе разогреть.
  • Научите ребенка всегда выключать воду после использования.
  • Обеспечьте возможность справиться с экстренными ситуациями самостоятельно: купите простой огнетушитель, оставьте в доступе перевязочные материалы, расскажите ребенку о правилах оказания первой помощи и о том, как действовать в случае возникновения пожара или если он почувствует запах газа.

Прежде чем оставлять ребенка одного дома, проанализируйте помещение на предмет возникновения возможных опасных ситуаций: замените при необходимости заедающие замки в дверях, проверьте трубы и работу сантехники, оставьте в доступе минимум открытых розеток, а самое главное – постарайтесь увлечь ребенка, чтобы у него не возникло желание поэкспериментировать со спичками, пока вы вышли в магазин.

Если ребенок один на улице

Как правило, на улице дети остаются без надзора в среднем школьном возрасте, однако рассказывать о правилах безопасности родители должны начинать как можно раньше. Сотрудники правоохранительных органов совместно с родителями разработали правила, которых должны придерживаться дети, оставшиеся на улице без взрослых:

  • Нельзя находиться на улице в темное время суток. Если такое произошло, нужно идти уверенно, быстрым шагом и стараться придерживаться пожилой пары или женщины, которая вызывает доверие. Если нужно пройти в темное время от остановки общественного транспорта до дома, идти следует в толпе.
  • В общественном транспорте нужно занимать места недалеко от водителя, а выходить из вагона в последний момент, никак не акцентируя внимания окружающих на том, что планируешь выходить.
  • Ни при каких условиях нельзя садиться в машину к незнакомым или малознакомым людям, даже если это официальное такси или водитель просит показать дорогу к месту, которое хорошо известно ребенку. Если рядом начинает притормаживать автомобиль, нужно сменить направление движения или зайти в любое многолюдное помещение.
  • Ребенок всегда должен предупреждать родителей о том, куда он идет, когда и на сколько. Хорошо, если у ребенка будет возможность сообщить кому-то из взрослых о том, что он вышел, в каком транспорте едет или когда его нужно встретить.
  • Следует избегать неосвещенных улиц, подземных переходов и людей в нетрезвом состоянии, особенно если это большая компания.
  • Если сзади долгое время идет человек, можно постараться привлечь к себе внимание окружающих – например, помахать взрослому мужчине в толпе и назвать его папой или сделать вид, что догоняешь кого-то из близких.
  • Опасность могут представлять не только люди, но и бродячие животные. Нельзя делать резких движений и убегать, если собака начинает лаять, а если нападение неминуемо, можно постараться напугать зверя громким голосом, максимально сгруппироваться, защитив шею и подставлять для укуса любые сторонние предметы: зонт, сумку, обувь.
  • Объясните ребенку простые правила ПДД: переходить дорогу только на зеленый свет и по «зебре», смотреть по сторонам. Ни в коем случае не перебегать дорогу в неположенных местах.

Важно не только донести до ребенка эту информацию, но и периодически проверять ее: договоритесь, что иногда вы будете устраивать «экзамен» по правилам безопасности на улице, и обязательно его проводите. Также важно, чтобы ребенок понимал, к кому он может обратиться в любой ситуации, а с кем лучше всего не общаться даже в экстренной ситуации – постарайтесь не ограничивать абсолютно все общение ребенка с незнакомыми людьми, так при возникновении необходимости он не сможет обратиться за помощью.

Поведение в чрезвычайной ситуации

Дети с ранних лет должны быть проинформированы о том, как действовать при возникновении опасной ситуации. Существуют тренинги и курсы, посвященные тому, как нужно действовать при возникновении того или иного вида опасности, мы же попробуем перечислить основные правила поведения.

  • Стихийное бедствие: землетрясение, смерч, гроза, наводнение, оползень. Необходимо держаться вдали от зданий, деревьев и рекламных щитов, быстро покинуть помещение по лестнице (при землетрясении) или, наоборот, забраться как можно выше (при наводнении), во время грозы дома нужно отключить все электроприборы, закрыть окна и двери, не выходить на улицу.
  • Химическая авария. Закрыть все окна и двери дома, постараться загерметизировать помещение влажной тканью, не выходить на улицу. Если авария произошла во время нахождения на улице, закрыть лицо влажной тканью или одеждой (детям можно объяснить, что, если нет воды, можно снять какой-то предмет одежды и помочиться на него), использовать противогазы и респираторы, после выхода из опасной зоны снять одежду, принять душ и тщательно очистить рот и глаза.
  • Пожар. При возникновении пожара в помещении нужно оповестить пожарную службу, сообщить соседям и постараться покинуть помещение. Если пожар возник на открытой местности, передвигаться нужно только против ветра, предварительно закрыв лицо и голову влажной тканью. При невозможности покинуть место очага пожара нужно накрыться мокрой одеждой или тканью и дышать воздухом, который находится ближе к земле и меньше задымлен.
  • Теракт. Необходимо избегать большого скопления людей, не приближаться к подозрительным предметам и оставленным вещам (о них лучше всего сообщить правоохранительным органам), не поднимать найденные на улице мелкие вещи. Если был осуществлен захват заложников, нельзя выделяться из массы других людей, при выстрелах или взрывах нужно лечь на пол и закрыть голову руками, а при применении слезоточивых веществ постараться закрыть глаза и закрыть дыхательные пути мокрой тканью. Нельзя вставать, проявлять активность и сопротивление, делать резкие движения без разрешения террористов.

То, как ребенок поведет себя в той или иной опасной ситуации, полностью зависит от взрослых. Сегодня существует множество книг и мастер-классов, посвященных правилам поведения в разных условиях – не стоит их игнорировать и отказываться от повторения уже ранее освоенной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения педагога в "трудной" ситуации

Советы учителю как себя вести в конфликтной ситуации....

Урок ОБЖ «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

Разработка урока по ОБЖ«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера» Мирзоев Вагиф Самедович,учитель гимназия №2 Г. БалаковоЦели урока: -познакомить учащихся с ви...

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА»

ЦЕЛИ УРОКА:1)    Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;2)    Ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;3)    Со...

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе про­исходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары,...

Психологические рекомендации по поведению в условиях опасных ситуаций

памятка для участников образовательного процесса...