«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА»
план-конспект урока по обж на тему
ЦЕЛИ УРОКА:
1) Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;
2) Ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;
3) Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС природного характера.
Оборудование:
1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
2. Физическая карта мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_urok_.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №5 с.Троицкое
ПЛАН УРОКА
ТЕМА: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА»
Разработал: Абрамочкин Валерий Васильевич Учитель ОБЖ |
с.Троицкое
2014г.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;
- Ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;
- Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС природного характера.
Оборудование:
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Физическая карта мира.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
(Учащиеся зачитывают мини-сочинения на тему «Что может привести молодого человека на скамью подсудимых?»)
III. Изучение новой темы.
- Беседа с учащимися.
- Что вы понимаете под стихийными бедствиями?
- Какие стихийные бедствия возможны на территории России?
- Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?
Ответы учеников:
- Стихийные бедствия – это бедствия из-за стихий.
- Это бедствия целых стран.
- На территории России возможны оползни, землетрясения, ураганы, пожары.
- В нашей местности возможны пожары лесов, суховеи, ураганы.
Учитель: Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, которые приводят к возникновению большого количества поражённых. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.
А что такое чрезвычайная ситуация природного характера?
(Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)
- Знакомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
«Статья 1. Основные понятия.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Учитель: Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций?
Ответы учеников:
- Это действия, которые проводятся для сохранения жизни и здоровья людей.
- Это мероприятия, проводимые для уменьшения последствий ЧС.
Давайте сравним ваши ответы с определением, зафиксированном в федеральном законе.
«Статья 1. Основные понятия.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.»
В статье 3 определены цели настоящего федерального закона:
- предупреждение возникновения и развития ЧС;
- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
- ликвидация ЧС.
Учитель зачитывает главу IV «Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших» (статья 18 «Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»; статья 19 «Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»).
- Рассмотрение примеров ЧС природного характера. Это:
- землетрясения;
- извержения вулканов;
- обвалы;
- лавины;
- оползни;
- ураганы;
- наводнения;
- крупные природные пожары и т.д.
Учитель обращается к физической карте мира, отмечает, что каждому региону свойственны свои климатогеографические способности, следовательно, и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в нашей местности, имеют свою специфику.
Учащиеся делают выводы вместе с учителем о ЧС природного характера, возможных в наших условиях:
- ураганы;
- природные пожары;
- засухи и суховеи.
- Определяется алгоритм действий при ЧС.
1.Получение сигнала.
|
2.Получение информации
|
3.Знание сигналов оповещения
|
4.Обращение за помощью
|
5.Изготовление простейших средств защиты и спасения
|
6.Действия по самоспасению
|
7.Оказание помощи окружающим.
- Рекомендации: «Ваши действия при ЧС природного характера».
БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ
Ваши действия:
- Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна.
- На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
- Приготовьте свечи (может отключиться электричество).
- Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.
- Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.
- Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом волны.
- В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную его часть, а лучше всего – в подвал.
- Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более деревьев.
- Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и не оставайтесь на месте, потому что ветер скоро возобновится, но с другой стороны.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Ваши действия:
- Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице – желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т.п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью, либо в дверном проёме или в углу, образованном капитальными стенами.
- Держитесь подальше от окон: они могут не выдерживать вибрации, и вы поранитесь битыми стёклами.
- Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.
- Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за утечки газа из разрушенных или повреждённых коммуникаций может произойти взрыв.
- Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.
- Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут обрушиться и завалить выход или придавить вас.
Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.
ЛЕСНОЙ ПОЖАР
Ваши действия:
- Если пожар только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя ветками.
- Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.
- Если поймёте, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.
Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги.
- Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.
- Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.
- Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.
- В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.
- Когда фронт огня пройдёт, идите в том направлении, где огонь уже потух.
ЛАВИНА
Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после снегопадов. НА ПУТИ – ЛАВИНА
Ваши действия:
- Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин. Избегайте пересекать рискованные склоны. Если же этого не избежать, то проходите их по одному: остальные члены группы смогут помочь, если склон вдруг начнёт скользить.
- Будьте внимательны к первым признакам схода лавин – это звуки трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдалённый глухой гул.
- Если вы видите, что находитесь на пути лавины, оцените ситуацию, прежде чем предпринять что-либо. Не бегите от лавины вниз по склону: она может развивать скорость до 30 км/ч.
- Попытайтесь отбежать с её пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.
- Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут только мешать, когда вы окажетесь под снегом.
- Если такое всё-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе снег набьётся вам в рот и вы задохнётесь.
- Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь – например, за выступ скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше, оставив вас за собой, старайтесь удержаться на её гребне. Барахтайтесь, как умеете, но продвигайтесь к краю, руками отгребая от себя камни.
ПОД СНЕГОМ
Ваши действия:
- Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение. Потом это сделать будет намного труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет.
- Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания.
- Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту побольше слюны и сплюньте её сквозь зубы. Если она попадёт вам в нос, вы будете знать, что находитесь вверх ногами.
- Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.
НАВОДНЕНИЕ
Ваши действия:
- Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.
- Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.
- Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через неё.
- Прежде всего, поищите более мелкое место для переправы.
- Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.
- Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.
- Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперёд, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую.
- При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.
- Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь, взяв один конец верёвки, переберётся со страховкой на берег и закрепит его там, привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за верёвку, а в другой держа палку.
- Если вы форсируете реку группой, но у вас нет верёвки, можно обойтись и без неё, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен страховать идущего впереди.
IV. Итог урока.
- Назовите способы защиты населения в ЧС природного характера.
- Для чего создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС?
- Чего требует закон от граждан в области защиты населения и территорий от ЧС?
Домашнее задание: Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности.
АБРАМОЧКИН ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ на тему: "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера" в 10 классе
Разработка подробного конспекта урока...
Урок ОБЖ «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»
Разработка урока по ОБЖ«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера» Мирзоев Вагиф Самедович,учитель гимназия №2 Г. БалаковоЦели урока: -познакомить учащихся с ви...
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары,...
"Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Конспект урока по ОБЖ в 10 классе...
ТЕСТ РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Тест для контроля знаний по теме: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»....
Технологическая карта урока по ОБЖ 5 класса Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Тема урока "Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера" Тип урока - урок обобщения....
10 класс Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
https://multiurok.ru/tests/5326156/...