ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НОВОЙ ГРУППЕ ДОУ
рабочая программа

Кудашкина (Баранова) Наталья Анатольевна

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НОВОЙ ГРУППЕ ДОУ «Мы вместе» составлена с учётом основной общеобразовательной программой МАДОУ "Детский сад №89 комбинированного вида", где особое внимание уделяется внедрению новых форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа в период перехода детей в новую группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ped.prosveshcheniya.docx59.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №89 комбинированного вида»

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

В НОВОЙ ГРУППЕ ДОУ

«Мы вместе»

Воспитатель: Баранова Н.А.


СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

I.

Целевой раздел программы

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Актуальность Программы

1.3.

Цели и задачи Программы

1.4.

Основные направления работы с семьями воспитанников

1.5.

Принципы, положенные в основу Программы

1.6.

Предполагаемые результаты реализации Программы

1.7.

Этапы реализации Программы

II.

2.1.

Содержательный раздел программы

Формы работы с родителями в период адаптации

2.2.

Содержание работы с родителями

Список литературы

Приложения


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа педагогического просвещения родителей по успешной адаптации детей в новой группе ДОУ «Мы вместе» (далее - Программа)

Руководитель программы

Баранова Наталья Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории

Организация-исполнитель

МАДОУ «Детский сад №89

комбинированного вида»  г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Проспект 60 лет Октября, д. 12

Цель программы

создать благоприятные условия для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей.

Направленность программы

Социально-педагогическая

Срок реализации программы

3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь)

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет воспитатель

Ожидаемые конечные результаты программы

1. Повысится воспитательный потенциал семьи, понимание родителями необходимости и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для своего ребенка.

2. Вырастет число родителей, активно включенных в образовательный процесс группы, детского сада.

3. Окончательно сформируется представление родителей о сфере педагогической деятельности:

- о педагогической деятельности в целом;

- о специфике работы с детьми 4-5 лет;

- об особенностях образовательного процесса в средней группе ДОУ;

4. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с педагогами, детским садом.


I.Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка

Программа педагогического просвещения родителей по успешной адаптации детей в новой группе ДОУ «Мы вместе» (далее – Программа) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание Программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам основной общеобразовательной программы МАДОУ "Детский сад №89 комбинированного вида".

Детский сад – одна из важных ступеней взросления ребенка. Малыш проходит сложный этап адаптации, привыкает к детишкам  в группе и новой обстановке, к воспитателю и нянечке. По истечению определенного времени он чувствует себя  вполне спокойно и уверенно в этом окружении. В многих дошкольных образовательных учреждениях после пребывания в одной группе до 3-х – 4-х лет ребенок сталкивается с заменой группы и воспитателей. Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессующими факторами.

В поведении и деятельности детей среднего дошкольного возраста появляется ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. В этот период развития дошкольники отличаются  довольно высокой возбудимостью, также у них появляются новые черты в общении со взрослыми.

Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. Поскольку в настоящее время признан приоритет семейного воспитания дошкольников, для успешной адаптации в новой группе важно оказать правильную помощь не только детям, но и родителям.

К тому же современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи в данный период. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Направленность программы по содержанию является социально педагогической; по функциональному предназначению - досуговой, специальной (организация адаптационного периода детей); по времени реализации — 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).

Новизна программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.

1.2.Актуальность Программы

Актуальность программы обуславливается, с одной стороны, тем, что переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи. С другой стороны, одним из основных направлений ФГОС дошкольного образования является взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Поэтому несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки программы педагогического просвещения родителей по успешной адаптации детей в новой группе ДОУ «Мы вместе».

Программа составлена с учётом основной общеобразовательной программой МАДОУ "Детский сад №89 комбинированного вида", где особое внимание уделяется внедрению новых форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа в период перехода детей в новую группу.

1.3.Цель и задачи Программы

Основная цель программы – создать благоприятные условия для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей.

Задачи программы:

  • создать положительный эмоционально комфортный климат пребывания ребенка в ДОУ;
  • организовать методическую работу по созданию условий взаимодействия педагога с родителями воспитанников;
  • привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагога по организации работы с семьей;
  • активизировать участие родителей в жизни ребенка и детского сада через поиск и внедрение инновационных форм работы с семьёй;
  • создать систему педагогического сопровождения семьи для формирования педагогической компетентности родителей воспитанников, необходимой для создания благоприятных условий для совместных игр, досугов и творчества с детьми;
  • использовать совместные тематические проекты, игры детей и родителей в качестве средства общения и источников доверия, укрепляющих авторитет взрослого;
  • оптимизировать детско-родительские отношения.

1.4. Основные направления работы с семьями воспитанников

Основными направлениями работы с семьями воспитанников для педагога являются:

- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка;

- установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики;

- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей среднего дошкольного возраста.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности; совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности.

Сотрудничество педагога  и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Инициатором установления сотрудничества является педагог.

1.5.Принципы, положенные в основу Программы

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки семьям воспитанников, позитивной социализации и индивидуализации.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1.Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

4. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

1.6. Предполагаемые результаты реализации Программы

1. Повысится воспитательный потенциал семьи, понимание родителями необходимости и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для своего ребенка.

2. Вырастет число родителей, активно включенных в образовательный процесс группы, детского сада.

3. Окончательно сформируется представление родителей о сфере педагогической деятельности:

- о педагогической деятельности в целом;

- о специфике работы с детьми 4-5 лет;

- об особенностях образовательного процесса в средней группе ДОУ;

4. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с педагогами, детским садом.

1.7.Этапы реализации Программы

Первый этап – подготовительный 

Целью данного этапа является — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса. 

Задачи данного этапа: 

1.Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства; 

2.Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия. 

Второй этап – практический 

Его цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. 

Задачи данного этапа: 

1.Практическая реализация программы

  1. Создание  предметно-пространственной среды.
  2. совместна работа воспитателей и родителей.

Третий этап – заключительный 

Его цель – подведение итогов социального партнерства. 

Задачи данного этапа: 

  1. Проведение анализа проделанной работы; 
  2. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

II. Содержательный раздел программы

2.1.Формы работы с родителями в период адаптации

Для реализации программы рекомендуемо использовать следующие формы взаимодействия с родителями.

Традиционные формы: анкетирование, лекции, беседа, родительские собрания, консультирование родителей по запросу, наглядная агитация.

Нетрадиционные формы: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

Инновационные: сайт детского сада; проектная деятельность; участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.

В работе важно познакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания в условиях детского сада и семьи. Проводятся тематические консультации, чтобы ответить на вопросы, интересующие родителей. Педагогическая беседа с родителями необходима для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу. Анкетирование проводится с целью изучения семьи и их пожеланий. На доске объявлений размещается информация родителей об основных событиях и мероприятиях, организованных в группе, в детском саду.

2.2.Содержание работы с родителями

На начальном этапе посещения новой группы необходимо облегчить адаптацию детей, снизить тревожность родителей. Позволить свободное посещение родителями детского сада; включить их в педагогический процесс; контролировать адаптацию детей; консультировать родителей.

Для этого разработан план работы с родителями, который реализуется на протяжении трёх месяцев (одна встреча в неделю).

Сентябрь

1. Знакомство с воспитателями группы, экскурсия по группе.

Цель: положительный настрой родителей на посещение новой группы детского сада, снятие тревожности

2. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся».

Цель: изучение особенностей семьи.

3. Родительское собрание «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания».

4. Консультация воспитателя.

Цель: информирование о работе детского сада и группы.

5. Анкетирование «Сотрудничество»

Цель: обратить внимание на пожелания родителей к воспитателю.

Октябрь

6. Анкетирование родителей «Расскажите о своем ребенке».

Цель: узнать индивидуальные особенности ребенка и особенности семейного воспитания.

5. Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации».

Цель: педагогическое просвещение родителей.

6. Альбом для ребенка «Наша группа».

Цель: познакомить детей с группой, предстоящим образом жизни.

7. Беседа с родителями «Организация самообслуживания в д/с и дома».

8. Опрос «Отношение к ребёнку».

Цель: изучить отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания.

Ноябрь

9.Опрос «Предложения родителей».

10. Обучающий семинар  для родителей с элементами тренинга «Внимание: Гиперактивный ребенок!»

11. Анкетирование «Признаки импульсивности»

12. Памятка для родителей гиперактивных детей.

13. Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (по методике Е. Н. Степанова, видоизменена под ДОУ)


Список литературы

1.Родительские собрания в детском саду: Средняя группа / Авт.- сост. С.В. Чиркова. — М.: ВАКО, 2010. -256 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)

2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика , 2013.- 128 с.- (Кодексы, Законы, Нормы) 1.Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с.

3.Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

4. Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.

5.Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2001.-224 с. 

6.Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

7. Микляева, Н. В. Экспресс-конструктор образовательной программы : методическое пособие для детского сада и дошкольного отделения школы/ Под ред. Т. В. Цветковой. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут нам узнать индивидуальные особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.

1.Ф.И. ребенка _____________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________

Подпись __________________________________

2.Ф.И.О.матери __________________________________________________________________

Образование,род деятельности __________________________________________________________________

3.Ф.И.О. отца __________________________________________________________________

Образование, род деятельности __________________________________________________________________

4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) __________________________________________________________________

5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, взаимоотношения с ними __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Основные виды игр и занятий дома? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7.Может ли ребенок сам найти себе занятие дома? __________________________________________________________________

II. 1. Как Ваш ребенок засыпает (быстро/медленно, спокойно/неспокойно, с дополнительными воздействиями/без дополнительных воздействий)? __________________________________________________________________

2. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? __________________________________________________________________

3. Как ребенок спит?

а) спокойно;

б) беспокойно (чутко; часто просыпается, но легко засыпает вновь; бывают ночные страхи, страшные сны; разговаривает во сне, др. ______________________________________________)

4. Как относится к введению новой пищи, аппетит __________________________________________________________________

5. Заявляет ли о физическом дискомфорте и каким способом: устал, хочет есть, пить, спать? _________________________________________________________________

6. Какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно: ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании? (подчеркнуть)

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается, крутит головой и т.д.)? __________________________________________________________________

8. Часто ли болеет? _________________________________________________________________

III. 1. Как переносит разлуки с матерью? _________________________________________________________________

2. Какова была максимальная длительность такой разлуки? _________________________________________________________________

3. Подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам? _________________________________________________________________

4. Как относится к оценке взрослого:

- положительной: ________________________________________________________________

- отрицательной: _________________________________________________________________

5. Стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому? _________________________________________________________________

6. Легко ли идет на контакт с взрослыми, сверстниками (легко; избирательно; трудно)?

V. 1. Каковы Ваши действия в следующих ситуациях:

- ребенок отказывается есть __________________________________________________________

- ребенок не может заснуть __________________________________________________________

- сломал игрушку или предмет, которым пользуются взрослые ____________________________

- не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом, капризничает

__________________________________________________________________

2. Как Вы:

- ласкаете ребенка __________________________________________________________________

- поощряете ребенка ________________________________________________________________

- порицаете __________________________________________________________________

VI. 1. Как передвигается ребенок?

а) преимущественно бегом;

б) беготня чередуется со спокойным перемещением.

2. Следует ли ребенок определенному порядку в проявлении своей жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время, съедает ежедневно приблизительно одинаковое количество пищи, проявляет активность или спокойствие в одно и тоже время суток)?

а) да; б) нет.

3. Легко ли привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляться тем или иным переменам в повседневной жизни)?

а) да; б) нет.

4. Как Ваш ребенок выражает свои чувства?

а) протестует активно: если огорчен, заливается слезами; если рад, громко хохочет.

б) протестует тихо: от огорчения хнычет, хмурится; от радости улыбается.

5. Какое настроение преобладает?

а) хорошее, бодрое;

б) подавленное, вялое или серьезное.

6. Может ли ребенок достаточно долго заниматься каким-то делом, проявлять настойчивость?

а) да; б) нет.

7. Проявляет ли Ваш ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует, когда надевают на него несколько тесную одежду; замечает, если несколько меняется вкус любимого блюда; реагирует на запахи и пр.)?

а) да; б) нет.

СПАСИБО!


Приложение 2

Анкетирование «Сотрудничество»

1. Какого мнения вы о детском саде и педагогическом коллективе, в котором пребывает Ваш ребенок?

_____________________________________________________________

2. Каким Вы видите воспитателя своего ребенка?

_____________________________________________________________

3. Какой Вы представляете группу, которую будет посещать Ваш ребенок?

_____________________________________________________________

4. Какие традиции и обычаи, по-Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

_____________________________________________________________

5. Чем Вы могли бы помочь воспитателю в создании детского коллектива?

_____________________________________________________________

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

_____________________________________________________________


Приложение 3

Опрос «Отношение к ребёнку»

Цель: изучить отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания.

1. С каким чувством переступает порог детского сада Ваш сын или ваша дочь?

2. Как чувствует себя ребенок в коллективе группы?

3. Рассказывает ли Ваш ребёнок о своих друзьях или приятелей коллектива?

4. Создает ли детский сад, по-Вашему мнению, необходимые условия для развития Вашего ребенка?


Приложение 4

Уважаемые родители!

Просим Вас активно включиться в общественную работу группы и выбрать педагогическое поручение, которое Вас устраивает. Укажите, пожалуйста, любой из предложенных Вам педагогических поручений и время его проведения.

Ф.И.О.___________________________________________________

 

№ п/п

Поручение

Сроки выполнения

1

Помощь в организации экскурсии (в библиотеку, по городу, по парку и т.д.)

 

3

Проведение тематической беседы с родителями (тема?)

 

4

Помощь в организации праздника, развлечения (какого?)

 

5

Помощь в трудовых делах группы (каких?)

 

 

Спасибо за сотрудничество!


Приложение 5

Обучающий семинар  для родителей с элементами тренинга «Внимание: Гиперактивный ребенок!»

Задачи:

  • помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;
  • обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
  • обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка;

Ход занятия

  1. Упражнение «Ритуалы приветствия»

Цель: снятие напряжения, настроить группу на рабочий лад, формировать оптимистическое настроение.   

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.  Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на  середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно  приветствует всех членов группы.

 Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий  справа от первого, и т.д.                

       Варианты приветствия:

  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

 Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей встречи  «Гиперактивные дети» выбрана не случайно. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в последнее время приобретает все большую актуальность. Сегодня, вы познакомитесь, с понятием гиперактивности, поиграете в игры, в которые нужно играть с такими детьми, научитесь лучше понимать своего ребенка.

Мини-лекция «Что такое гиперактивность».

 «Гипер ... » (от греч. hyper - «над», «сверху») - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activis» и означает «действенный, деятельный». Причины появления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы, перенесенные ребенком инфекционные заболевания и др. Внешние проявления гиперактивности это - невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко  отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать,  им  трудно долго сидеть на одном месте, молчать, Подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, раздражительны, вспыльчивы и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы,  толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.  Вероятно, каждому педагогу и родителю знаком этот портрет.

Часто гиперактивности  сопутствуют проблемы  во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет, и продолжается до подросткового возраста. Чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.  Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние  раздражители.


Приложение 6

Определить признаки импульсивности   поможет анкета «Признаки импульсивности»

Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую

 можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он  кричит в ответ.

11. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

12. Обычно уверен, что справится с любым заданием

13. Может нагрубить родителям, воспитателю.

14. Временами кажется, что он переполнен энергией.

15. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

       Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности  с помощью данной анкеты. Затем   надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.

Результат:  

15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности;

 7 -14 баллов   о  средней; 

 1-6 баллов - о  низкой.


Приложение 6

Памятка для родителей гиперактивных детей.

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет”, "нельзя”, "прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

1.Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

2.Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

3.Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что "Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

Подведение итогов, рефлексия:

Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным.


Приложение 7

Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (по методике Е. Н. Степанова, видоизменена на ДОУ)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход тестирования

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Коллектив, в котором воспитывается наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

2. В среде своих сверстников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

5. В группе, где воспитывается наш ребенок, хорошие воспитатели. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

6. Педагоги выстраивают правильные взаимоотношения с детьми. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

7. Наш ребенок не перегружен образовательной деятельностью. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

8.Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

9.В ДОУ проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

10.В ДОУ  работают различные кружки, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

12.В детском саду  заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

13.ДОУ способствует формированию достойных поведенческих качеств нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

15.ДОУ по-настоящему готовит нашего ребенка к школе. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Результаты анкетирования

Анкетирование родителей показало, что коэффициент У равен больше 3 – это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в группе ДОУ и его работой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребенка в новой школе.

       Данный материал будет полезен родителям "новичков" в школе. Статья содержитНесколько коротких правил для родителей. Советы  родителю на адаптационный ...

Программа педагогического просвещения родителей

Воспитательные функции образовательного учреждения и СЕМЬИ различны, но только их слаженное взаимодействие может обеспечить эффективность воспитательной работы.Программа педагогического просвещения ро...

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребенка в основной школе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15672314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"370","style":"float: left;","width":"480"}}]]...

Памятки для родителей по успешной адаптации ребенка в детском саду.

В памятках для родителей представлен материал по подготовке ребенка к детскому саду, закономерностям адаптации, по возможным типичным ошибкам родителей в период адаптации ребенка в детском саду....

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед помогают родителям задуматься над проблемами воспитания детей, разобраться в некоторых спорных вопросах

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед  помогают родителям задуматься над  ...

Анкета для родителей ( проверка успешности адаптации учащихся 5 класса к среднему звену)

Анкета предназначена для родителей учащихся 5 класса ( результаты можно использовать при анализе адаптационного периода пятиклассников)...