Взаимодействие классного руководителя с родителями.
статья (5, 6, 7, 8 класс)
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_klassnogo_rukovoditelya_s_roditelyami.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие классного руководителя с родителями.
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными.
Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды.
Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой
Данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
Формы работы с родителями
- Индивидуальные (посещение на дому; приглашение в школу; индивидуальные консультации педагога; переписка);
- Групповые (родительский лекторий; тематические консультации; классные детские мероприятия; родительские вечера);
- Коллективные (классные родительские собрания; общешкольные родительские собрания; концерты)
Остановлюсь на некоторых формах
Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
К нетрадиционным, но весьма эффективным формам работы с родителями можно отнести – тематические консультации.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного.
Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести и
родительские встречи, тренинги, вечера.
Большое значение имеют родительские встречи в работе с проблемными детьми. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.
Родительский вечер это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание.
Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
- Психолого- педагогическое просвещение.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
- Рефлексия.
- Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
- классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
- родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
- каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Важно!
- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.
- Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
- Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
- Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
- Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
- Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
На данном слайде представлены некоторые методики, которые помогут в работе с родителями
Диагностика. Анкетирование. Методика «незаконченные предложения.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
Заключение
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов
воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Родителям нужна от нас поддержка, помощь и просто добрый совет.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Диагностика семьи, изучение ребенка
- Психолого-педагогическая диагностика семейного воспитания:
- организация и проведение тематических родительских собраний и тренингов;
- заполнение карты «Социальный паспорт класса»
- Родительские собрания
«О родительском авторитете» (сентябрь)
«Агрессия, ее причины и последствия» (ноябрь)
- Индивидуальная работа с родителями
«Анализ успеваемости и дисциплины»
«Воспитываем культуру поведения детей в общественных местах»
- Посещение родителями класса общешкольного лектория (по плану школы)
Санитарно-гигиеническое воспитание и лечебно-оздоровительная работа
- Беседа «Физическое развитие школьников»
- Обсуждение с родителями «Режима дня» для детей и оказанию помощи детям при заболеваниях
Учебный процесс
- Проведение консультаций для родителей по организации помощи детям в освоении материала по предметам.
- Подготовить памятки для родителей по оказанию помощи детям в учебе.
Внеучебная воспитательная работа
- Организация совместной деятельности родителей и детей в классе:
- Планирование совместных дел;
- Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность;
- Совместное обсуждение проблем и их решение.
- Подготовка к мероприятиям и праздникам.
Список литературы.
- Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
- Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семьяМ,Просвещение, 1995. – 55 с.
- Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
Взаимодействие классного руководителя с родителями
В данной работе мною рассматриваются стили семейного воспитания, дисгармония взаимоотношений родителей и ребенка в семье, способы организации работы классного руководителя с ро...
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)
Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...
Взаимодействие классного руководителя и родителей
Основные формы работы с семьей....
Взаимодействие классного руководителя и родителей
В материале изложена система работы классного руководителя с родителями...
Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"
Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...