Взаимодействие классного руководителя с родителями
материал на тему
В данной работе мною рассматриваются стили семейного воспитания, дисгармония взаимоотношений родителей и ребенка в семье, способы организации работы классного руководителя с родителями обучающихся, организация учета успеваемости в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взоимодействие классного руководителя с родителями | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа»
Взаимодействие
классного руководителя
с родителями
Рублёва Ольга Николаевна
учитель истории, II категория
МОУ «Ольховская средняя
общеобразовательная школа»
Содержание
1. Введение
2.Стили семейного воспитания
2.1. попустительский
2.2. состязательный
2.3. рассудительный
2.4. предупредительный
2.5. контролирующий
2.6. сочувствующий
2.7. гармоничный
3. Дисгармония семейных отношений
3.1. нарушение ролей ребенка в семье
3.2. Нарушение эмоциональных отношений родителей с детьми
3.3. нарушение коммуникативных процессов
3.4. характеристика здоровой семьи
4. Взаимоотношения классного руководителя с родителями
4.1. этапы работы с родителями
4.2. приемы работы классного руководителя
4.3. организация учета успеваемости
5. Заключение
Список литературы
Приложение
1. Введение.
В своей работе мне хотелось бы проанализировать одну из сторон работы учителя, а именно взаимодействие классного руководителя и родителей его учеников, каковы принципы работы с родителями, какие новые формы общения с родителями нужно использовать, чтобы достичь желаемого результата.
Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности. Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Приходит класс из начальной школы, и слышишь: «О, ну тебе повезло, там такие родители, помогут, все сделают ...» А бывает и наоборот: «У, там такие родители, слово сказать не успеешь - бегут жаловаться ... » Как же сделать так, чтобы несколько лет работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто - стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.
Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее.
Учителя - это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы - мучайся.
У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители - такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам - разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.
Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе - учителя и родители - делаем в равной степени одно общее дело. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.
Ну и, конечно же, для того чтобы лучше понимать ребенка нужно представлять, какие отношения складываются внутри семьи, как распределены социальные роли, какие ошибки допускают родители и постараться их скорректировать.
2. Стили семейного воспитания
Семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы общения родителей с ребенком, предусматривающие определенные средства и методы педагогического воздействия. В психологической литературе выделяют следующие стили воспитания:
- попустительский,
- состязательный,
- рассудительный,
- предупредительный,
- контролирующий,
- сочувствующий,
- гармоничный.
2.1. Попустительский стиль.
При попустительском стиле семейного воспитания родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам, а иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск ребенком наиболее выгодных для него форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного поведения с друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка - вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. Учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. В первую очередь это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимания на реакцию взрослых. В характере таких детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания они очень редко выполняют.
2. 2. Состязательный стиль семейного воспитания.
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители предоставляют ему возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.
В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым" но и жестоким. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или неправ. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.
Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако, если семья совместно с педагогом поможет таким детям открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить не только свой интеллект, но и такие качества характера, как общительность, уверенность в себе, способность к самоконтролю и добросовестность.
2.3. Рассудительный стиль семейного воспитания
При рассудительном стиле семейного воспитания родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий для приобретения личного опыта путем собственных проб и ошибок.
Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки.
Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. Они уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В воспитании ребенка они не используют принудительные меры и физические наказания. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения.
Ребенок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.
Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.
Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация.
2.4. Предупредительный стиль семейного воспитания.
Предупредительный стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй - особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют поведение детей.
Такая деятельность родителей может объясняться еще и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребенка. С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким надзором, они считают, что тем самым болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут их стороной.
Родители делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, т. к. они считают их источником неприятностей для своих детей. На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо следуют чужому мнению.
В общении со сверстниками такие учащиеся нередко безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно. Однако, если таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, верят ему во всем и могут подчиняться беспрекословно. Имея хорошие способности, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, т. к. они совершенно несамостоятельны, не хотят делать домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Очень часто в последнее время можно наблюдать ситуацию, когда родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, т. к. они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Отдаленные результаты этих детей не привлекают, им нужен результат немедленно.
Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, склонность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.
2. 5. Контролирующий стиль семейного воспитания
В семьях с контролирующим стилем воспитания свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие - протестуют против такого к себе отношения.
Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, и то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Такие родители часто говорят: "Яйцо курицу не учит': Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним.
Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой.
Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на все. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям.
В школе они часто конфликтуют со сверстниками и даже учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе изолированными детьми. У таких учащихся, по наблюдениям психологов, наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе. Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слез, и наоборот. Учащиеся такого типа уже в начальной школе очень часто переводятся педагогом в разряд неуправляемых и недисциплинированных детей.
2.6. Сочувствующий стиль
Условием формирования сочувствующего стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.
В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх исполняет трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье.
Это свидетельствует о том, что родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача - научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе. В таких семьях ребенка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе, не пытаются обсуждать и тем более осуждать людей, с которыми возникают какие-то трудности. Однако дети хорошо все видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом поведение родителей служит для них эталоном и примером. Иногда педагоги, работающие с ребенком из такой семьи, считают его лишенным всяческого проявления эмоций, однако это не так. Просто ребенок живет в своем мире, в который он может впустить только очень близкого ему человека.
Особенностью этих детей является то, что они привыкли занижать свои способности. Это приводит к тому, что часто дети боятся браться за какое-то понравившееся им поручение или задание только из-за опасения, что у них ничего не получится.
Их отличительной чертой является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. По их внешнему виду очень трудно понять, что они переживают и переживают ли вообще.
Этим учащимся свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью, самокритичностью, сильной волей.
2.7. Гармоничный стиль семейного воспитания
В семьях с гармоничным стилем семейного воспитания ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры - это и многое другое формирует собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.
Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким-то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний.
В учебе такие ребята характеризуются высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. У таких учащихся адекватная самооценка. Дети не боятся брать слово и держат его. Если они кому-нибудь что-то пообещали, то выполнят обязательно, даже в ущерб себе. Такие ученики часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы.
У таких учащихся рано проявляются чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу. Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость с безобразными поступками других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели.
Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей. Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует описанной выше характеристике.
3. Дисгармония семейных отношений
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д. Дисгармония супружеских отношений порождает дисфункциональные детско-родительские отношения, к которым подростки очень чувствительны.
3.1.Нарушение ролей ребенка в семье
Ролевая структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается, и, прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. Например, ребенок выполняет следующие роли:
«любимчик» — чрезмерная концентрация на ребенке; возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют родителей (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т.д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов). Нередко при этом мать или (реже) отец, сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потребности во взаимной исключительной привязанности, которые в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Появляется стремление отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь». Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их. Обычно родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения;
«бэби», «маленький ребенок», («предпочтение в ребенке детских качеств») — даже повзрослевший ребенок является в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость, при этом снижая уровень требований к ребенку и стимулируя развитие психологического инфантилизма. Нередко родители открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, с большими уже не так интересно. Такое отношение может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях;
«хулиган», «неисправимый», «трудный» и т.п. — в основе этой роли часто лежит «проекция на подростка собственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой;
«вундеркинд», «надежда семьи» — в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в искусстве и т.д.);
«козел отпущения» — ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующие (от лат. frustratio –обман, неудача) переживания в семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье часто и является ребенок;
«судья», «примиритель» — ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто виноват, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения.
Специфические ролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте между родителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет либо наоборот).
3. 2. Нарушения эмоциональных отношений родителей с детьми
Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку.
«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с ребенком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла. Так, женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали недостаточно внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом.
«Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к ребенку обусловливается не реальными качествами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям поло ролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.
3. 3. Нарушение коммуникативных процессов
В процессе общения в семье происходят согласование взаимных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т.д., и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Неэффективная коммуникация, состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка. Коммуникация в семье, прежде всего, напрямую связана с Я-образом ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе. Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу «Я» и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие. Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая в семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений. Предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности — беспорядочными и неадекватными. Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи.
3. 4. Характеристика «здоровой» семьи
Для здоровой семьи характерны: сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между детьми и взрослыми членами семьи с четкими "образцами" отношений и поведения; сохраненные, эмоционально-теплые связи между поколениями, которые составляют основу "семейной памяти". Друзья семьи - родителей и детей - свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска быть отвергнутыми. Опору семьи создают взаимосолидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
4. Взаимодействие классного руководителя с родителями.
Залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимании ребенка, способности помочь ученику как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношения с ними должны быть построены на доверии.
В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для эффективной совместной работы классному руководителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащийся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находится под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю.
4.1. Этапы работы с родителями.
Работа по формированию доверия родителей к учителю проходит в два этапа:
* знакомство с классом и родителями;
* постоянная совместная деятельность классного руководителя и родителей.
Первый этап подразумевает работу в новом классе. Это может быть первый, пятый или класс, переданный другим учителем. В любом случае, новый классный руководитель сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то не желает принимать участие в жизни класса, кто-то настолько активно пытается участвовать в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей и часто педагогического коллектива. Поэтому на данном этапе важно сформировать уважительное отношение родителей к классному руководителю. Именно педагог должен руководить деятельностью родителей класса, направлять их дела в правильное русло, повышать их уровень знаний психологии ребенка.
Второй этап занимает все оставшееся время обучения детей в классе 4 года или 6 лет.
Для того чтобы успешно преодолеть кризис подросткового возраста ребенка, важно помнить, что только при совместной работе возможно достижение высоких результатов.
Проведение круглых столов помогает выявить наиболее активных родителей и создать инициативные родительские группы. Важно при каждой встрече на собраниях проводить опрос что получилось, а что нет в совместной деятельности, какая помощь нужна на данном этапе.
Классному руководителю необходимо постоянно проводить мини-лекции для родителей по безопасности жизнедеятельности детей, индивидуальные беседы по разбору трудных ситуаций, по обсуждению конфликтов или в том случае, если классный руководитель просто почувствовал угрозу психологическому состоянию ребенка, прочитав странички его портфолио (разумеется, родители не имеют права видеть все портфолио).
К новым формам работы классного руководителя относится ведение электронной версии журналов успеваемости в среде EXCEL, использование компьютерной программы «1С:ХроноГраф Класс»,ведение «Папки класса» Есть разные способы оформления таких папок: портфолио класса или личная папка классного руководителя, куда он помещает информацию об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины. Наиболее интересным представляется ведение данного документа совместно с родителями. Основные рубрики предназначены для диагностирования каждого ученика. Информацию об ученике заполняет раз в четверть только родитель, он пишет все, что считает нужным: особенности поведения, темы бесед, трудности и удачи воспитания, что любит ребенок, что его волнует и т. д. Можно пользоваться такой папкой, для того чтобы вовремя провести индивидуальную встречу с родителями (учениками). ( Приложение № 3)
4. 2. Приемы работы классного руководителя.
За основу в работе с родителями необходимо взять несколько принципов
1. Уважение чувства родительской любви к ребенку.
2. Характеризуя детей, следует предваряющей оценкой выдвигать положительную. Сначала родители должны узнать хорошее о своих детях. Только тогда они с пониманием и заинтересованностью воспримут озабоченность педагога теми негативными чертами характера ребенка, которые мешают ему стать лучше, и будут содействовать в их устранении.
З. Уважение личности родителей, как отца, так и матери, их трудовую деятельность.
Соблюдение данных принципов помогает учителю прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с учениками. Они любят своих отцов и матерей, и неуважительное отношение к ним больно ранит их душу и отталкивает от педагога. Конечно, не все родители откликаются на стремление классного руководителя к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Ему необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Лучше начать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса и школы, поддерживает интересные начинания учителя. Постепенно тактично вовлекаются остальные родители, при этом учитываются интересы каждого ребенка и его семьи. Результат такой работы - доверие, откровенность родителей, их желание поделиться с классным руководителем тревогами, сомнениями, заботами, которые возникают в процессе воспитания ребенка.
Для своей работы в 5 - 6 классе (2006 – 2008 учебные годы) в качестве классного руководителя я подобрала ряд анкет, которые помогли мне познакомиться с новым классным коллективом и каждым учеником в отдельности, найти верный тон общения и выбрать правильную педагогическую позицию в общении с родителями, а также увидеть классный коллектив в разных ракурсах: учебном, организационно – педагогическом, нравственном и семейном. (Приложение № 1,2,)
На основе полученных данных составляю сводную таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Например, при обработке «Анкеты для учащихся» (Приложение №2) получается следующая сводная таблица:
Фамилии учеников | 1. Имеешь ли общественные поручения и хочешь ли их выполнять? Нравиться ли тебе участвовать в трудовых делах класса? | 2. Интересно ли тебе учиться? Всегда ли ты выясняешь непонятное у учителя? | ….. | 13. Что больше всего тебе мешает улучшить свою учебу, поведение7 |
Алексеев Рома | Физкульторганизатор, нравится | Интересно, выясняет не всегда | … | Считает помехой свою неусидчивость |
4.3. Организация учета успеваемости.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Поэтому классному руководителю необходимо также уметь эффективно выстраивать роботу по организации успеваемости.
Контроль учебы входит в функционал каждого классного руководителя, который имеет еще и нагрузку как учитель-предметник, то можно понять, что при старых методах работы еженедельно контролировать учебу каждого ученика со своевременным оповещением родителей часто невозможно.
Для своевременной связи с родителями я использую так называемые «вклейки» в дневники учащихся. Это небольшие информационные листочки, которые нужны для оповещения родителей о состоянии успеваемости ребенка. Кроме этого они станут напоминанием ученику о дополнительных
занятиях и консультациях по предметам и помогут в самоанализе успеваемости и достижении им успеха.
Для того чтобы организовать такую форму работы, понадобится в начале учебного года распечатать и отксерокопировать различные формы вклеек, а в дальнейшем использовать их по мере необходимости.
Как показывает опыт, данная форма работы является достаточно эффективной. Каковы же условия для достижения результата взаимодействия ученика и родителя? В такой ситуации можно пользоваться формой 1-4 «вклеек» в дневник. Форма 1 вклеивается каждую неделю при обычном сборе дневников, но вместо выверения полученных оценок по числам и выставления их на страницы дневника оценки просто выписываются на листочке по порядку, это всего 2-4 отметки еженедельно по предмету.
Форма 1. Мои оценки (фамилия, имя ученика)
Предмет | Оценки |
Русский язык | |
Литература | |
Алгебра | |
….. | |
Подпись классного руководителя | Подпись родителей |
Форма 2. Предварительные оценки за четверть
(Вклеивается за 2-3 недели до окончания четверти)
Предмет | Оценки |
Русский язык | |
Литература | |
Алгебра | |
….. | |
Подпись классного руководителя | Подпись родителей |
Форма 3. На этой неделе я посещаю дополнительные занятия (имеется ввиду обязательное занятие при отрицательной оценке за срезовую работу)
Предмет | День и время занятия | Тема | Рекомендации учителя | результаты |
история | Четверг, 14-30 | § 10 -15, с. 35 | Выучить термины | Термины усвоены полностью, поставлена оценка «5» |
Подпись родителей |
Форма 4. Мои домашние задания (по предметам, где есть задолженности)
Предмет | Оценки прошлой недели | Отметки настоящей недели |
Русский язык | ||
… | ||
Подпись учителя – предметника | ||
Подпись родителей |
Главным помощником классного руководителя остается все-таки учитель-предметник.
Для обеспечения эффективного взаимодействия между учеником и учителем-предметником можно помещать в дневник и другие «вклейки» (не используются обычно все сразу, на одной неделе). Заниматься этим видом "вклеек" целесообразно тогда, когда: родители почти не участвуют в процессе воспитания ребенка («трудные» родители); ученик не верит в свои силы, не хочет концентрироваться на учебе. Ситуацию ребенок воспринимает так: «Я все знаю, но я все равно не смогу ничего исправить, все слишком запущено, тем более что все мои старания никто не оценит». Этот случай сложнее, т. к. классный руководитель может рассчитывать только на силы педагогического коллектива, который должен привлечь учащегося к работе, к борьбе за знания и повышение уровня отметок.
Форма 5. Я могу улучшить свои отметки (вклеивается после беседы с отстающим учеником)
Предмет | Сроки | Темы дополнительных занятий | Мои результаты (заметки учителя) |
Подпись учителя |
Предмет | Оценки за неделю | Отзывы учителя | |||
1-ю | 2-ю | 3-ю | 4-ю | ||
Подпись кл.руководителя |
Форма 5. Динамика роста моей успеваемости за один месяц (вклеивается в случае успеха хотя бы по одному предмету)
Использование приведенных образцов "вклеек" поможет классному руководителю, единожды организовав эту систему работы с классом, родителями и учителями-предметниками, сэкономить в дальнейшем много времени. Опыт показал, что результаты подобной, на первый взгляд, сложной работы видны сразу: ученик привыкает к тому, что весь педагогический коллектив в курсе всех его успехов и неуспехов; он знает, что его учеба интересует взрослых, что родитель, в любой момент открыв дневник, поймет ситуацию с оценками и, что очень важно, будет знать о возможных путях исправления неблагоприятной ситуации. Детский коллектив знает, что каждый может обратиться за помощью к учителю-предметнику и к товарищу в классе, это будет отмечено как учителем, так и на классном часе, его похвалят за успехи, его труд будет оценен.
Также кроме этого я использую рейтинговую систему оценок, которая также стимулирует учащихся больше уделять внимание учебе и ее результатам
( Приложение 4)
5. Заключение.
Роль классного руководителя огромна. Он может стать для родителей помощником советчиком, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия
Используя вышеизложенные знания по особенностям взаимоотношений в семье, классному руководителю необходимо успешно наладить контакт с родителями, так как именно от этого сотрудничества зависит выявляемость проблем, связанных с учебой учащихся и внутриклассными взаимоотношениями.
Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.
Список используемой литературы.
1. Кулагина И. Ю. личность школьника. М. Творческий центр. 1999.
2. Рогов Е. И. настольная книга практического психолога в образовании. М. Владос. 1996
3.Справочник классного руководителя № 0 2006; №№ 2, 3 2007; № 1 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)
Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...
Взаимодействие классного руководителя и родителей
Основные формы работы с семьей....
Взаимодействие классного руководителя и родителей
В материале изложена система работы классного руководителя с родителями...
Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"
Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...
Взаимодействие классного руководителя с родителями в воспитании учащихся
Успешное решение задач обучения, воспитания и развития возможны только при условии взаимодействия семьи ишколы. Сотрудничество семьи и школы....