Взаимодействие классного руководителя и родителей
материал по теме
В материале изложена система работы классного руководителя с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_rabota_s_roditelyami.docx | 275.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов
для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей
отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях,
«если дальше так будет продолжаться», -
и как можно больше такого духовного общения детей с родителями,
которое приносит радость матерям и отцам.
Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, -
все это мы должны рассматривать с точки зрения
взаимоотношений детей и родителей,
и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу
одни огорчения – это уродливое воспитание».
В.А.Сухомлинский
Сегодня все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время нет необходимости пространно останавливаться на проблемах современного кризиса воспитания. Достаточно познакомиться с данными последних социологических исследований. Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.
Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.
Одна из главных задач общеобразовательного учреждения — это взаимодействие ОУ с семьей, совершенствование педагогической культуры родителей путем целенаправленного, систематического просвещения о новых технологиях в воспитании и обучении детей.
Сегодня в современном мире рождаются новые образовательные потребности:
- потребность родителей в получении педагогической грамотности и поддержке в воспитании детей;
- потребность самого ребенка в образованных родителях;
- потребность в существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.
Семья – единственный социальный институт, который обладает функцией воспроизводства населения и включения новых поколений в социальную жизнь. Именно семья осуществляет рождение, воспитание и социализацию новых членов общества. Семья является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений.
Вовлечение родителей в жизнь школы приносит пользу в эмоциональном и физическом отношении каждому из участников воспитательно-образовательного процесса - детям, родителям, педагогам. В первую очередь, классный руководитель и родитель берут на себя обязательство действовать сообща, развивая дух сотрудничества. Общение, взаимное уважение, принятие различий и, прежде всего, признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного взаимодействия.
В условиях развивающегося общественно-государственного характера управления школой типичные страхи родителей, если с ними не работать, способны свести на нет все усилия школы по воспитанию детей. Вот почему так важно выработать общешкольные принципы работы с родителями.
Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их поступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций - неприемлемо.
Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.
Функционирование системы педагогического просвещения родителей.
По мнению 100% родителей нашего класса, большую роль играет семья в процессе воспитания детей. В моем классе 30% семей являются малообеспеченными, 7 неполных семей, 3 семьи, где один из родителей умер, двое детей живут с бабушкой. В сложной финансовой ситуации родители трудятся допоздна, некоторые на нескольких работах и поэтому остается мало времени на самообразование. Частично решение этой проблемы я взяла на себя.
Основные цели в своей работе с родителями я определяю как:
- просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, повышать их педагогическую культуру;
- консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
- коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап
и мам в жизнедеятельность классного сообщества; - выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию
детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по
развитию личности ребенка; - пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;
- подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год;
Родительское собрание - форма взаимодействия с родителями, на которой нами обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома.
Выбор темы всегда соответствует целевыми ориентирами, особенностями нашего коллектива в зависимости от возрастных особенностей учащихся и находятся в логической связи с предыдущими собраниями. Цели, которые я ставлю на собраниях, нацелены на то, чтобы содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность школьного общества, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, способствовать выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Родительские собрания нам необходимы:
- для быстрого получения разнообразной информации о детях. Я тщательно продумываю и формулирую вопросы, на которые хочу получить ответы;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях я выясняю мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, тогами медицинских обследований и т. д. Я никогда не ругаю детей. Если есть не очень приятная информация, то сообщаю ее, готовя для родителей записки. Каждого ребенка я хвалю за любые их успехи. Важно, чтобы родители гордились своими детьми. Это способствует сглаживанию конфликтов и улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.
- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. На такие собрания я стараюсь пригласить психолога, инспектора ОДН, учителей-предметников. Есть ли такая необходимость, я узнаю из предварительного анкетирования родителей;
- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, поездки);
- как собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.
Эффективность таких собраний я вижу в реальном улучшении отношений между родителями и детьми, в отсутствии конфликтов между родителями, учителями и детьми. Любые разногласия разрешаются без ярких конфликтов.
В конце 9 класса я провела анкетирование с целью изучить отношение родителей к школе.
- По какой причине Вы выбрали наше образовательное учреждение:
Данный результат говорит о том, что наша школа имеет отличную репутацию, высокопрофессиональный педагогический коллектив, традиции и желание работать с детьми.
- Как изменялись за годы учебы ребенка Ваши отношения с классным руководителем и преподавателями:
- Как часто и в какой форме происходит Ваше общение с классным руководителем и преподавателями:
4.Должна ли школа больше общаться с родителями или ее задача только обучать детей:
- Какую форму работы с родителями Вы бы предпочли:
- Какие формы педагогического просвещения Вы предпочитаете:
- Кому принадлежит главная роль в воспитании детей:
Исходя из этих данных, я планирую строить свою работу с родителями и в дальнейшем. Так же эти данные говорят о правильности выбранного мною стиля общения и взаимодействия с родителями, их педагогического просвещения.
Организация социально-значимой деятельности с участием родителей. Участие в социальных проектах и творческих делах.
- Творческие отчеты - презентации по предметам, раскрывающие достижения учащихся;
- Дни открытых дверей для родителей;
- Совместное классное собрание - смотр знаний («Общественная презентация портфолио»- в конце учебного года);
- Праздник знаний и творчества, предлагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий семьями («Проекты «Моя родословная», «История нашего города», «Традиции моей семьи», «Красная книга Ростовской области», «Мои любимые сказки», «Я помню, я горжусь!»);
- Участие родителей в организации и подготовке выступлений к различным конкурсам;
- Совместные классные собрания по итогам учебной четверти, тематические собрания-дискуссии по проблемам учебы («Подростковый возраст. Особенности развития», «Трудности адаптации при переходе с одной ступени обучения на другую», «Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка», «Перелистывая страницы учебного года»)
- Представление результатов совместного труда, творчества родителей и детей, («Мир наших увлечений», выставки творческих семейных работ, презентации);
- Проведение совместных дел (трудовые дела, помощь в оформлении и ремонте кабинета, экскурсии);
- Выполнение творческих семейных заданий при подготовке к мероприятиям (оформление наглядности, выступления, изготовление сценических костюмов).
Работа органов ученического и родительского самоуправления.
Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к школе, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчинённым, и самостоятельным звеном управления.
Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. В конце каждого года мы совместно с детьми и родителями планируем работу на следующий учебный год. И решение получается коллективным.
Органы родительского самоуправления – родительский комитет класса.
В него входят родители, которых избирают на классном родительском собрании. Родительский комитет совместно с учителем готовит проведение классных мероприятий, организует работу по выполнению решений родительского комитета школы, привлекает родителей к ремонту класса, помогает организовывать праздники, походы, экскурсии. Проводятся заседания родительского комитета.
Родительский комитет класса:
ФИО председателя РК | место работы |
Гончаренко Ирина Ивановна | ЕРКЦ курьер |
ФИО члены родительского комитета | Место работы |
Алавердова Виктория Александровна | МБОУСОШ №5 зам. директора по АХР |
Белгова Светлана Васильевна | МУЗ «городская поликлиника № 2 м/с в кабинете врача окулиста |
Симонова Евгения Леонидовна | магазин «Тройка» продавец |
Яньшина Наталья Александровна | МОУДОДСДЮСШОР №2 главный бухгалтер |
- Отзывы родителей класса о характере отношений
между обучающимися и педагогическими работниками.
В жизни каждого родителя наступает тот момент, когда его ребенку приходит пора идти в школу.
И каждого из родителей волнует вопрос, какой будет учитель у его ребёнка: добрый, внимательный, заботливый? А когда ребенок переходит из начальной школы в старшую школу? Здесь вместо одного учителя его ждет большой коллектив педагогов, каждый из которых отличается своими человеческими качествами и педагогическими требованиями. Каждый из педагогов нашей школы стремится построить свою деятельность так, чтобы сложились максимально доброжелательные отношения с каждым ребенком.
За пять лет работы с классом у нас не возникало больших разногласий и недопониманий, острых конфликтов, неразрешимых ситуаций. Учителя – предметники охотно приходили к нам на классные и родительские собрания, всегда рады видеть родителей на индивидуальных консультациях.
Можно сказать, что на мнение родителей о том или ином преподавателе влияет мнение ребенка о нем. Чтобы предотвратить неприятные ситуации, я с психологом нашей школы регулярно провожу анкетирование детей с целью выяснить характер их взаимоотношений с учителями.
Очень приятно видеть, подводя итоги анкетирования, что отношения с учителями становятся более доверительными, как крепнет между ними взаимопонимание.
В конце 9 класса я провела анкетирование «Позитивное восприятие учителя учащимися». Итоги меня очень порадовали.
- Я иду на урок с радостью:
Русский язык и литература: да -66%
Алгебра и геометрия: да – 74%
История и обществознание: да -81%
Физика: да -70%
География, искусство, музыка, ИЗО, ОБЖ, технология: да -100%
Химия: да -81%
Биология: да -92%
Иностранный язык: да -66%
- В течение урока у меня обычно хорошее настроение:
Русский язык и литература: да -50%
Алгебра и геометрия: да – 70%
История и обществознание: да -70%
Физика: да -70%
География, искусство, музыка, ИЗО, ОБЖ, технология: да -100%
Химия: да -81%
Биология: да -100%
Иностранный язык: да -70%
- К этому учителю можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации:
Русский язык и литература: да -45%
Алгебра и геометрия: да – 70%
История и обществознание: да -70%
Физика: да -81%
География, искусство, музыка, ИЗО, ОБЖ, технология: да -100%
Химия: да -100%
Биология: да -100%
Иностранный язык: да -70%
- Я всегда могу свободно высказать свое мнение этому учителю:
Русский язык и литература: да -45%
Алгебра и геометрия: да – 80%
История и обществознание: да 100%
Физика: да -92%
География, искусство, музыка, ИЗО, ОБЖ, технология: да -100%
Химия: да -100%
Биология: да -100%
Иностранный язык: да -100%
Можно утверждать, что у детей сложились позитивные взаимоотношения с коллективом учителей, опираясь на эти данные.
На заключительном родительском собрании я провела анкетирование родителей. В этом году наши дети закончили 9 класс и это собрание оказалось для некоторых родителей нашей последней официальной встречей. Мне были очень интересны результаты - это была оценка работы нашего коллектива за 5 лет.
Изучение степени удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения
Методика разработана Е.Н. Степановым
Цель: выявить уровень удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Текст методики.
- Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным.
- В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно.
- Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку.
- Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка.
- В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель.
- Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка.
- Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
- Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка.
- В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
- Педагогики дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.
- В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка.
- Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
- Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
- Школа по настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни.
Я очень благодарна родителям за высокую оценку нашей работы. Еще лучшим показателем нашего труда является и тот факт, что в 10 класс нашей школы пришли 18 из 27 детей. Двое продолжат обучение в 10 классе в Москве и в Украине, т.к. родителям пришлось переехать. В наш класс влились два ученика другой школы. По заявлению их родителей выяснилось, что они планировали перейти именно в нашу школу и именно в наш класс. В такие моменты понимаешь, что твой труд ценят и старания не пропадают даром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
Взаимодействие классного руководителя с родителями
В данной работе мною рассматриваются стили семейного воспитания, дисгармония взаимоотношений родителей и ребенка в семье, способы организации работы классного руководителя с ро...
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)
Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...
Взаимодействие классного руководителя и родителей
Основные формы работы с семьей....
Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"
Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...
Взаимодействие классного руководителя с родителями в воспитании учащихся
Успешное решение задач обучения, воспитания и развития возможны только при условии взаимодействия семьи ишколы. Сотрудничество семьи и школы....