Сценарий родительского собрания
консультация
Тема моей методической разработки: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».
Почему я решила остановиться именно на этой теме? Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье и школе основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. И именно в первую очередь родители должны помнить: то чему они научат своих детей, они понесут в свои семьи.
В своей разработке я остановлюсь на вопросах: как родители должны сформировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни, ответственность за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества. Как создать в семье необходимые условия, которые будут направлены на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного.
Данная методическая разработка адресована родителям, классным руководителям и заместителям директоров по ВР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий родительского собрания | 59.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Мамонтовская основная школа
г.о.Сокольский
Название работы
Родительское собрание:
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
подготовила
учитель музыки:
Мастрюкова Вера Михайловна
с.Мамонтово-2020 год
Аннотация:
Тема моей методической разработки: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».
Почему я решила остановиться именно на этой теме? Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье и школе основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. И именно в первую очередь родители должны помнить: то чему они научат своих детей, они понесут в свои семьи.
В своей разработке я остановлюсь на вопросах: как родители должны сформировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни, ответственность за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества. Как создать в семье необходимые условия, которые будут направлены на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного.
Данная методическая разработка адресована родителям, классным руководителям и заместителям директоров по ВР.
Оборудование: презентация, проектор, экран
Участники: фельдшер Мамонтовского ФАПа, учитель физкультуры, врач-нарколог ГБУЗ НО «Сокольская центральная районная больница», представитель Сокольского благочиния, учителя, родители.
Подготовительная работа: определение формы проведения собрания, приглашение родителей и выступающих
Содержание:
I.Введение. 4
II. Основная часть. Роль семьи в формировании здорового образа жизни: 6
2.1Что такое здоровье. Виды здоровья 8
2.2Правильные подходы к сохранению здоровья своих детей: 9
Выступления приглашённых лиц: 9
2.3Выступление Фельдшера Мамонтовского ФАПа
«Правильное питание и витаминизация. Гигиена и режим дня»
- Выступление учителя физической культуры
«Роль физического воспитания и занятия спортом»
- Советы врача-нарколога ГБУЗ НО «Сокольская центральная
районная больница»
«Вредные привычки. Отказ от вредных привычек»
2.6 Выступление представителей Сокольского благочиния
«Нравственный климат в семье»
2.7 Вопросы к выступающим
III. Заключение 10
IV. Список литературы 12
V. Приложения 13-33
Введение
Сегодня мы с вами затронули очень важный вопрос: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».
Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками может справиться абсолютно здоровый человек. Подрастают дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются во взрослых. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице. Задачей школы и родителей является – объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) – это красота физическая, духовная, это здоровье. Сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье.
Цель: выделение основных направлений в формировании здорового образа жизни на школьном этапе; показать роль семьи в формировании ЗОЖ
Задачи:
-сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни;
-вооружить родителей и учащихся санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту; знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек;
- помочь осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.
- формировать способности делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
Ожидаемые результаты:
• закрепление теоретического материала по организации и ведению здорового образа жизни человека на практике,
• предупреждение табакокурения и употребления алкоголя среди родителей и детей,
• ответственность родителей перед законом за сохранение жизни и здоровья ребенка,
• умение родителей и детей противостоять негативному давлению среды и принятию собственного позитивного решения,
• умение предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения,
• ответственное отношение к здоровью всех членов семьи.
II.Основная часть.
Роль семьи в формировании здорового образа жизни:
По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение. Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:
малоподвижный образ учащихся;
перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
стрессовые воздействия во время обучения;
несбалансированное питание;
отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
несоблюдение режима дня;
несоблюдение гигиенических требований.
Мы провели анкетирование среди родителей (Приложение №1)
Проанализировав полученные ответы анкетирования родителей, был сделан следующий вывод:
1.Многие родители не знают о состоянии здоровья ребенка на момент поступления в 1 класс.
2.Большая половина учащихся пропускают занятия до 30 и более дней в году.
3.Почти все родители уверены, что у их детей нет хронических заболеваний, но карточки обследования говорят о другом
4.Летнее оздоровление дети проходят чаще всего в школьном лагере
5.Практически все родители следят за посадкой и осанкой детей, но судя по школе, у детей совершенно неправильные привычки при посадке за партой.
6.За компьютером, если он имеется в семье, в основном ребенок проводит от 1 часа и больше – это много и вредно для детей
7.Физической подготовкой ребята занимаются, в основном, только на уроках физической культуры. Это конечно минусы нашего сельского социума.
Если говорить о привитии детям полезных привычек по отношению к своему здоровью, то:
1.Всего 2% детей делают утреннюю зарядку.
2.Почти все дети получают утром дома завтрак.
3.85% ребят дышат свежим воздухом до 3-х часов в день.
4.Есть ребята, которые жалуются на головную боль и даже бывают психологические расстройства.
Данные по школе за последний год показывают уменьшение числа здоровых детей, это обусловлено социально-экономическим положением семей, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью, несформированностью у родителей и детей ценностного отношения к своему здоровью. У наших школьников наблюдается нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы, кожные заболевания, заболевания органов слуха. В среднем, на протяжении учебного года каждый школьник болеет 2 – 3 раза, что говорит о низкой сопротивляемости организма к вирусам, а также неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Поэтому требуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для обучения и укрепления здоровья детей.
Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается прежде всего семьи. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
2.1Что такое здоровье. Виды здоровья.
Что такое «Здоровье»? Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: « Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Говоря о здоровье детей мы должны с Вами помнить, что здоровья это не только отсутствие болезней.
Виды здоровья:
Физическое здоровье
Психическое здоровье
Нравственное здоровье
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни.
2.2Правильные подходы к сохранению здоровья своих детей:
Конечно же, существует много направлений по сохранению здоровья. Нам сегодня нужно выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на школьный период, и выяснить какова роль семьи в формировании ЗОЖ. Это и будет являться целью нашего собрания.
Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание? Мы сейчас постараемся ответить на эти вопросы.
Итак, первое, что нам нужно сделать – выделить основные главные направления. (В ходе диалога родители останавливаются на следующих направлениях):
-Правильное питание и витаминизация;
-Гигиена и режим дня;
-Физическое здоровье;
-Вредные привычки. Отказ от вредных привычек;
- Нравственный климат в семье.
Выступления приглашённых лиц:
2.3 Выступление фельдшера Мамонтовского ФАПа
«Правильное питание и витаминизация. Гигиена и режим дня»
(Приложение №3)
2.4 Выступление учителя физической культуры
«Физическое здоровье, роль занятия спортом»
(Приложение №4)
2.5 Советы врача-нарколога ГБУЗ НО «Сокольская центральная
районная больница»
«Вредные привычки. Отказ от вредных привычек»
(Приложение №5)
- Выступление представителей Сокольского благочиния
- «Нравственный климат в семье»
(Приложение №6)
2.8 Вопросы к выступающим.
III. Заключение:
Учащимся школы был задан вопрос: Что такое здоровье? Вот их ответы:
Здоровье – это красота.
Здоровье – это богатство, которое не продается и не покупается.
Здоровье надо беречь.
Здоровье – мы и природа.
Здоровье – когда я бегаю, прыгаю, и у меня все получается.
Здоровье нужно всем: и детям, и взрослым, и даже моему коту.
Здоровье – это счастье, это когда здоровы мои папа и мама, когда у нас дружная семья, и я с радостью бегу домой, где меня всегда ждут.
Да, ребенок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья.
Здоровая семья – это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. Давайте будем помнить о том, что все: и взрослые, и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. Какова наша семья, таковы наши дети, таково наше будущее. Нельзя забывать о том, что семья для ребенка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым.
Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно. Что объединяет всех вас - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.
Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в числе потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически. Но без участия самого человека, без его желания невозможно добиться необходимой культуры отношения к своему здоровью. Поэтому, очень важной задачей является формирование культуры здоровья у обучающихся в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Спасибо за работу!
Литература:
1. Александров Л. А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе М.: Медиа Сфера, 1996
2.Власова Н.Н. Физкультура и спорт - Москва, 2001г.
3. Максимова Г.О. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании
несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов / НЛО. Максимова. - М.: Мир
книги, 2006г.
4. Минаков С.М. Здоровый образ жизни - Москва, 1999 г.
5.Полосов А.Д., Лобанева Е.М. «Критерии эффективности ЗОЖ» -Москва,2004г.
6.Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-9 классы.- М.:Глобус, 2007.
7. Сергеев А. Я, Целинский Б. П. Рекомендации педагогам, родителям и
сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической
работы по предупреждению распространения наркотиков и злоупотребления
ими в молодежной и подростковой среде [Электронный ресурс]. — М., 2000— .
— Режим доступа: http://www.narcom.ni/parents/agit/7.html.
8. Шпаков А.Н. Справочник для родителей и детей. Алкоголизм. Наркомания.
Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды. Происхождение распознавание, лечение, профилактика / А.Н. Шпаков. — М.: Энергия, 2000.
http://pedsovet.su/load/48-1-0-1827
http://festival.1september.ru/articles/556857/
Приложения
Приложение №1
Анкета для родителей учащихся
"Сохраним и укрепим здоровье школьника"
1. Возраст Вашего ребенка
1. 7-9 лет.
2. 10-12 лет.
3. 13-15 лет.
4. 16 и старше
2. Пол ребенка
1. Мальчик
2. Девочка
3. Состояние здоровья при поступлении в первый класс
1. Первая группа здоровья
2. Вторая группа здоровья
3. Третья группа здоровья
4. Четвертая группа здоровья
5. Пятая группа здоровья
6. Не знаю
4. Число пропусков учебных занятий по болезни за истекший учебный год
1. нет
2. 0-5
3. 6-15
4. 16-30
5. более 30 дней
5. Допускаете ли Вы посещение больным ребенком учебных заведений
1. Нет
2. После снятия острого периода заболевания
3. Только на контрольные или экзамены
4. Не контролирую этот вопрос
6. Наличие хронических заболеваний в настоящее время
1. Да
2. Нет
7. Регулярно ли ребенок проходит медицинские осмотры
1. Да
2. Нет
3. Не контролирую
8. Получает ли ребенок полноценное оздоровление в летний период и где?
1. Загородный лагерь
2. Школьный лагерь
3. Санаторий
4. Лечебное учреждение
5. Сельская местность
6. Город
7. Другое
8. Не получает
9. Контролируете ли Вы результаты проведения школьных медицинских осмотров
1. Да
2. Нет
3. с результатами знаком, но рекомендациям врача следую не всегда
10 -а. Уделяете ли Вы внимание осанке ребенка за столом?
1. Да
2. Нет
3. Иногда
10-б. Сколько времени в день проводит ребенок за компьютером
1. Нет возможности работать с компьютером
2. 1-2 часа
3. Иногда
10-в. Физическая подготовленность Вашего ребенка
1. Регулярные занятия спортом
2. Только уроки физического воспитания в школе
3. Эпизодические занятия физкультурой
4. Стараемся избегать уроки физического воспитания в школе
5. Другое
11. Организация питания Вашего ребенка
1. Получает в школе полноценный обед
2. Бутербродная продукция
3. Не контролирую характер питания в школе
4. В школе не питается
12. Обсуждаете ли Вы ребенком возможные ограничения по состоянию здоровья при выборе будущей профессии
1. Да
2. Нет
-------------------------------------------------------------------------------------
2 часть
1.В какое время ваш ребёнок встаёт в учебный день?
2.Делает ли ваш ребёнок утреннюю зарядку?
3.Делает ли ваш ребёнок закаливающие процедуры?
4.Завтракает ли ребёнок перед школой?
5.Каким транспортом пользуется?
6.Сколько времени затрачивает на дорогу в школу?
7. Сколько времени в среднем проводит на свежем воздухе: в учебный день, в выходные, на каникулах?
8. Какие спортивные секции посещает ребёнок? Сколько раз в неделю?
9.Какие кружки посещает? Сколько раз в неделю?
10. Сколько времени тратит на домашнее задание: в учебные дни, в выходные?
11. Читает ли ребёнок ежедневно не программную художественную литературу?
12. Сколько времени в день затрачивает ребёнок на просмотр телепередач?
13. Сколько времени проводит за компьютером и игровыми приставками: в учебный день, в выходные?
14. В котором часу ребёнок ложится спать: в учебный день, в выходные?
15. Бывают ли жалобы на: головную боль, головокружение, расстройство сна?
16. Часто ли проявляются: слезливость, капризы, плохое настроение, апатия?
Приложение №2
Правильное питание и витаминизация.
Выступление фельдшера Мамонтовского ФАПа
Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. В нашей школе мы стремимся к этому. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости. Но вокруг нас столько разнообразных продуктов , что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.
По анкетам ребят можно выявить такие тенденции в рационе питания детей. (Приложение 3)
- Из 17 ответов только трое утром получают правильное питание – каша и чай.
- 12 анкет показали, что в семьях редко питаются рыбой.
- Зато очень часто и много получают жареную пищу, выпечку и чай или кофе.
Как вы думаете, это плохо или хорошо.
Давайте разберём основные правила правильного питания:
1.Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли здоровыми, умными и красивыми, нужно есть полезные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и фрукты, растительное и сливочное масло.
Пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных пропорциях все основные питательные вещества.
2.На завтрак полезно есть каши.
3.Перерыв между едой не должен быть более 3 часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день. Систематическое недоедание и особенно переедание - прямой путь к сокращению длительности жизни и ухудшению здоровья. В наше время более актуальны проблемы связанные с перееданием, что приводит к ожирению. Ожирение, прежде всего, нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, функции органов дыхания, довольно часто отмечается поражение печени, нарушается обмен веществ, что приводит к расстройству функции опорно-двигательной системы. Обильное питание приводит к перегрузке желудочно-кишечного тракта и анатомическим его изменениям. Фактически нет ни одного органа, ни одной системы, которые бы не страдали при ожирении. В первую очередь происходят изменения жирового обмена в крови и тканях, что приводит к развитию атеросклероза, ведущего к сокращению продолжительности жизни.
4.Самое большое количество пищи за день человек съедает во время обеда. Обед должен состоять из 4 блюд: закуски или салата, первого, второго блюда и десерта. Поэтому после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.
5. Полезно есть продукты с разным вкусом. Важно не использовать в пищу слишком много солёного, кислого, сладкого.
6. Человек должен выпивать в день 6-7 стаканов жидкости: молока, чая, соков и простой воды
7.Овощи, фрукты и ягоды полезно есть каждый день
8.Полезно есть разные овощи круглый год: капусту, морковь, свёклу, зелень
9.Весной очень полезно есть салаты из свежей зелени
10.Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин полезно есть лёгкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу
Вредно во время еды читать, смотреть телевизор, работать за компьютером и вообще отвлекаться на решение каких-либо задач. Нельзя торопиться, есть слишком горячее или холодное. Тщательное пережевывание предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, и способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости . Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. Людям, не соблюдающим режим питания, особенно это касается молодежи, со временем угрожает появление болезней пищеварения, гастритов, язв. Необходимо исключить из пищи кириешки, чипсы, жвачки, газированную воду. Они вредны для организма человека. А что еще очень важно употреблять в этом возрасте, да и как в прочем в любом?
ВИТАМИНЫ
Что вы знаете о витаминах? В каких продуктах они встречаются
Витамин А - это витамин роста. Он помогает сохранить зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом. Его можно найти в молоке, моркови, зеленом луке , в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени.
Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.
Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.
Витамин С - борется с болезнями. Он есть в чесноке, капусте, луке, лимоне, в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.
Витамин Д - укрепляет кости, сохраняет зубы. Он есть в твороге, молоке, рыбе, в печени рыб, икре, яйцах. Его мы получаем, загорая на солнце.)
Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.
Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.
Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Используйте данные советы, и ваши дети всегда будут питаться правильно.
Гигиена и режим дня
В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.
Великий физиолог Павлов не раз говорил, что ни что не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определённый распорядок жизни. Это и есть режим дня. Если ребёнок не доспал – у него нет внимания, на уроке он зевает, отвлекается. Поэтому должны быть отведены определённые часы для занятий, прогулок, сна. Для нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон.
Еще Павлов указывал , что сон предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления . Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью, в течение дня чувствует себя усталым и заторможенным.
Точно определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Так как потребность во сне у разных людей неодинакова и зависит от многих факторов даже для одного человека. Потребность во сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов. Систематическое недосыпание приводит к нарушению работы нервной системы, снижению работоспособности, повышенной утомляемости и раздражительности.
Для нормального и спокойного сна необходимо за 1-1,5 часа до его начала прекратить напряженную умственную работу. Кушать необходимо не позднее, чем за два часа до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи и крепкого сна. Спать следует в хорошо проветренном помещении, еще лучше приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытыми окнами. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.
Игнорирование этих правил гигиены сна вызывает ряд негативных явлений. Сон становится неглубоким и неспокойным, как правило, со временем развивается бессонница, различные расстройства нервной системы.
Работоспособность школьников колеблется в течение суток, недель, года. В течение суток высокий подъём работоспособности с 8 до 11 часов утра, с 16 до 17 часов – второй подъём. Во вторник и в среду работоспособность наиболее высокая. В пятницу она падает. Умственная работоспособность наиболее высока с октября по январь. С января по март – снижается. Потом опять нарастает до июня.
Работа родителей по группам
(3 задание)
1 группа: составить примерный режим дня школьника: подъём, прогулки на свежем воздухе, выполнение домашнего задания, чтение книг, сон.
2 группа: какие передачи по телевизору разрешаете смотреть детям? Сколько времени они должны проводить у телевизора?
3 группа учителя: гигиенические условия работы детей в школе и дома:
- Помещение должно быть достаточно освещено.
- Стол должен стоять у окна, а свет падать слева.
- На окнах не должно быть сплошных занавесок, высоких цветов.
- Чистые стёкла пропускают ультрафиолетовые лучи, которые убивают болезнетворные микробы.
- Осенью и зимой нужно использовать настольную лампу с абажуром.
- Температура помещения не ниже 18 – 20 градусов.
- Родители должны следить за рабочей позой ребёнка.
- Следует проверить соответствие стола и стула. Если нет соответствия – развивается близорукость, искривление позвоночника.
- Тетрадь должна лежать против средней линии туловища, книга – стоять прямо перед глазами на подставке.
Приложение №3
Тест «Правильно ли Вы питаетесь?» (для детей)
- Как часто в течение дня Вы питаетесь:
а) три раза в день; б) два раза; в) один раз.
- Всегда ли Вы завтракаете:
а) всегда; б)не всегда; в) никогда.
- Из чего состоит Ваш завтрак:
а) каша и чай; б) мясное блюдо и чай; в) чай.
- Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином:
а) никогда; б) один-два раза в день; в) три раза и более.
- Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты:
а) три раза в день; б) один-два раза в день; в) два-три раза в неделю.
- Как часто Вы едите жареную пищу:
а) один раз в неделю; б) три-четыре раза в неделю; в) каждый день.
- Как часто Вы едите выпечку:
а) один раз в неделю; б) три-четыре раза в неделю; в) каждый день.
- Что Вы намазываете на хлеб:
а) маргарин; б) масло с маргарином; в) только масло.
- Сколько раз в неделю Вы едите рыбу:
а) три-четыре раза ; б) один-два раза; в) один раз и реже.
- Как часто Вы едите хлебобулочные изделия:
а) менее трех раз в неделю; б) от 3 до 6 раз в неделю; в) за каждой едой.
- Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день:
а) одну-две; б) от трех до пяти; в) шесть и более
- Прежде чем приступит к приготовлению мясного блюда, нужно:
а) убирать весь жир; б) убирать часть жира; в) оставлять весь жир.
1. В котором часу ты встаёшь утром?
2. Когда выполняешь домашнее задание?
3. Какие передачи смотришь по телевизору?
4. В какое время гуляешь на улице?
5. Когда читаешь книги?
6. В котором часу ложишься спать?
7. Есть ли у тебя свой распорядок дня?
8. Придерживаешься ли ты его?
Приложение №4
Выступление учителя физической культуры
Движение и здоровье — два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а детей в особенности. Каждый родитель желает видеть своего ребёнка красивым и сильным, смелым и жизнерадостным. Что же должны знать родители. Начать нужно с малого.
Ежедневная зарядка - обязательный минимум для каждого человека придерживающегося здорового образа жизни. В идеале она должна стать привычкой, как умывание по утрам. Еще лучше регулярные тренировки. Полезно заниматься практически любым видом спорта на любительском уровне. Бег трусцой, ходьба, плавание , лыжи, езда на велосипеде, походы в лес за грибами и ягодами, работа на огороде. Всё это отличный выбор для поддержания и укрепления вашего здоровья и здоровья ваших детей.
Полезно отправляться по утрам в школу и на работу пешком и гулять вечером после работы и учёбы. Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение минимум часа является одним из важных компонентов формирующих здоровый образ жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка или пробежка в вечернее время, перед сном. Она снимает напряжение после работы и забот дня, успокаивает нервные центры, стабилизирует дыхание.
Ребенок обязательно должен заниматься физкультурой и спортом, играть в подвижные игры. Лучше всего, если после школы, перед приготовлением уроков, ребенок просто прогуляется и будет играть на улице вместе со своими сверстниками или отправится в спортивную секцию. Многие родители недооценивают влияние движения на здоровье ребенка. Нельзя позволять детям проводить все свободное время перед телевизором и экраном монитора или только за чтением книг и выведением формул в тетради! Древние греки утверждали: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай»
Хорошо, если родители найдут время лично позаниматься с ребятами, отправятся на речку, в лес. Учат личным примером.
В совместных играх и физических упражнениях укрепляется дружба детей и родителей, раскрываются пути к познанию характера, интересов и способностей ребенка. Кроме того, родители получают возможность правильно подбирать для детей физические упражнения и игры.
Какие же физические паузы делают, или, во всяком случае, должны делать ваши дети при приготовлении домашнего задания.
Сейчас я вас познакомлю с некоторыми комплексами гимнастики, которые можно использовать в домашних условиях.
♦ Показать комплекс гимнастики для глаз.
♦ Показать комплекс гимнастики на осанку
♦ Показать комплекс гимнастики для релаксации (расслабления).
♦ Показать комплекс гимнастики на осанку, сидя на стуле
♦ Показать комплекс дыхательной гимнастики.
♦ Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.
Мы с вами говорим о том, как научит наших детей быть здоровыми. А сейчас затронем ещё один вопрос, что такое вредные привычки и как от них отказаться.
Приложение №5
Выступление нарколога
Хочу остановиться на серьезных проблемах, мешающих здоровому образу жизни. Это вредные привычки: курение, пьянство, наркомания. В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов, сегодня, так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики.
Алкоголизм.
Назовём причины алкоголизма:
1.Основная причина развития алкоголизма кроется в семье. Главными воспитателями, наставниками и учителями для ребенка являются родители. Многие родители считают, что небольшое количество алкоголя не приводит к развитию алкоголизма у ребенка. Но это не так. Даже в 1 год ребенок, если легкомысленная кормящая мама отмечает Новый год "по полной программе". Если в 2-4 года "остроумные" родители "подшучивают" над ребенком, подливая ему в чашку вина и даже водки - от одной капельки до нескольких ложек. А уже в 5 - 8 лет любопытный малыш сам украдкой от нетрезвых родителей наливает себе вина или просто пьет из папиной рюмки. В возрасте 9-11 лет любопытство растет. Порой подгулявшие папаши сами наливают ребенку со словами: "Будь здоров, сынок!" Также семейные алкогольные традиции, приводят к формированию интереса к спиртному. Ведь ни для кого не секрет, что почти все взрослое население в той или иной степени употребляют алкоголь, не видя в этом ничего предосудительного. Нередко в семейном застолье подвыпившие родители или хмельные гости наливают подростку рюмку вина: “А ну-ка, давай приобщись за свое и наше здоровье!”
2. Позитивная реклама в средствах массовой информации.
3.Пьющие сверстники. Эта самая частая причина ранней алкоголизации детей и подростков. Особенно она характерна для мальчиков, которые начинают пить спиртные напитки под воздействием механизма подражания. Подростки, которые первыми приобретают “взрослые” манеры, вызывают восхищение, а тех, кто не пьет, считают “малышами”.
4. Низкая самооценка и уровень социальных навыков. Неуверенный в себе подросток будет искать в алкоголе способ стать более раскрепощенным и интересным для окружающих.
Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.
На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3—6 месяцев.
Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.
На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков. Это начальная стадия хронического алкоголизма.
Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений (головная боль, головокружение, утомляемость, боли в сердце).
Далее, на пятом этапе, наступает быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, с частой сменой настроения, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.
Важная задача педагогов и родителей — вовремя заметить симптомы болезни и обратиться за помощью к врачам-наркологам. Существует медицинская помощь анонимного обслуживания.
Курение также как и алкоголизм является бичом сегодняшнего времени. Курить сегодня стало модно. Все больше и больше к этой пагубной привычке привыкает детей и подростков. Курят не только мальчики, но и девочки
Как предотвратить детское курение?
Лучше всего начинать профилактику курения у детей с того возраста, когда маленький человек начинает что-то понимать и задавать вопросы. В это время он доверяет родителям, и постоянные ненавязчивые разговоры о взрослой жизни, о том, что ребенок будет делать, а чего не будет, когда вырастет, прочно запишутся у него в подсознании. По мере взросления и накопления информации, нужно продолжать приводить новые и новые аргументы в пользу здорового образа жизни, усложняя их постепенно. Поверьте, никого, кроме родителей, не заботит будущее ребенка. Всем остальным, как это не грустно, его курение даже выгодно. В доме, где родители или другие взрослые сами курят, удержать от курения ребенка сложно вдвойне. Но, все же попытайтесь сваливать вину за все недомогания на курение, никогда не оставляйте сигареты в доступных местах, окурки в пепельнице, по возможности избавьте ребенка от пассивного курения. Широко известно, что лучшим средством против курения является спорт. При выборе вида спорта обязательно необходимо учитывать интересы ребенка. Если ребенок бросает спорт в подростковом возрасте, вероятность начала курения возрастает. Кроме того, спорт повышает самооценку и ускоряет физическое развитие, так что возникает меньше необходимости в дополнительных атрибутах взрослости.
Что делать, если ребенок закурил?
Если ребенок уличен в курении, то можно быть уверенным - это далеко не первая его сигарета, что бы он ни говорил. Запретить подростку курить, наказаниями и скандалами не получится, вся надежда на его собственный здравый смысл и генетическую устойчивость к наркотическим веществам. Но, к сожалению, оба эти фактора начинают действовать в полной мере только во взрослом состоянии, а вред ребенок наносит себе с первой же сигаретой и совершенно неосознанно. Важно понимать, что дети начинают курить не родителям назло, а потому, что сами не справились со своими проблемами, и грамотно помочь им было некому. Что случилось — то случилось, но, возможно, еще не упущено время, чтобы оградить его от сигарет, т.е. самое важное грубыми окриками не оттолкнуть ребенка от себя. Стоит попытаться понять, какие проблемы мучают ребенка, а не кричать на него, лишать карманных денег и запрещать встречаться с друзьями. Может быть, даже лучше поинтересоваться, какие сигареты он курит, сколько штук в день, как давно, хочет ли бросить, и чем вы можете ему помочь. При уличении в курении ребенка необходимо родителям и педагогам постараться сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка, но и не скрывать, что расстроены, и вам это далеко небезразлично. Если в семье есть человек, отношения с которым у ребенка в данный момент лучше, чем с родителями, и который имеет авторитет, можно попросить его прояснить ситуацию, по-дружески пообщавшись с ребенком. Убедитесь, что ребенок действительно знает реальные причины, почему курение наносит вред организму, какой именно вред. Если не знает, спокойно объясните ему, но не пугайте, укажите лишний раз на индивидуальность реакции каждого организма, напомните, что «яд — не вещество, а доза» Т.е. любым способом давайте понять, что исправить такую ситуацию можно, но под силу это только ему самому, нужно лишь понять, что для него более важно (имидж сейчас или здоровье потом). Так или иначе, эта неприятность — не повод воспитывать в ребенке комплекс вины, делать его пребывание дома невыносимым из-за постоянных нотаций и поучений. Не забывайте, что подростку особенно необходим дом со спокойной обстановкой, уважительным и доверительным отношением к нему родителей. Помощь в борьбе с табакокурением у детей можно получить у врачей, занимающихся лечением табачной зависимости.
Советы родителям:
-родители должны первыми освободиться от курения;
- родители должны помочь своему ребенку отвлечься от привычки курить: отдых на свежем воздухе, прогулки, во время которых вы просто рядом и разговариваете с сыном, дочерью;
- не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего- то хочет добиться.
Поговорим о наркотиках. Итак, наркотики сегодня – реальность, а с ними:
Наркотик – средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использовании. Это прием ядов, которые становятся частью обменных процессов в организме, и вызывает привыкание.
Привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание.
Наркотики – это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности.
Специалисты выделяют факторы, способствующие привлечению подростка к наркотикам и родители должны их знать и иметь в виду:
Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;
Отдельные подростки стараются таким образом привлечь к себе внимание коллектива сверстников любой ценой, из-за того, что привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей.
Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:
резкая смена друзей;
резкое ухудшение поведения;
изменение пищевых привычек;
случаи забывчивости;
резкие перемены настроения;
полная утрата прежних интересов;
частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.
Советы педагогам и родителям:
Что делать, если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики:
— не впадайте в панику;
— понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;
— ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ли в коем случае не угрожайте и не наказывайте;
— поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;
— обратитесь за консультацией к врачу-наркологу, составьте совместный план действий;
— не привлекайте внимания других ребят к этой ситуации;
— имейте в виду, что все медицинские исследования возможны только при соблюдении личных прав ребенка;
— помните, что ваши подозрения могут так ими и остаться и нанести моральную травму ребенку;
— совместно с администрацией школы необходимо предпринять все возможные меры к недопущению влияния этого ребенка на других детей;
— педагогам необходимо поставить в известность родителей;
— не верьте уверениям ребенка, что он сможет справиться с этим без специальной помощи;
— попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту (В любом случае, все лечебные действия могут осуществляться только дома и с согласия родителей).
Приложение №6
Выступление представителей Сокольского благочиния
Советы родителям:
Существуют 2 условия – это советы для вас родителей, которые я бы хотел, чтобы вы усвоили.
Первое условие:
-Любовь родителей к ребенку и отсутствие критики с их стороны.
Многие родители думают, что любят своих детей, на самом деле они с трудом вспоминают, когда говорили сыну или дочке: «Я тебя люблю» в последний раз. Любите детей, обнимайте, целуйте как можно чаще. Не стесняйтесь слов: «Я тебя люблю!»
-Пусть Ваша любовь будет без условий, воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Если же ребенок что-то сделал не так, как Вы считаете нужным, совершил какую-то ошибку, начните со слов: «Я тебя люблю, но то, что ты сделал, может нанести тебе вред» или что-то в этом роде.
- Не кричите! Не бейте детей! Объясняйте, одобряйте, поощряйте. Говорите своему ребенку, что он самый лучший и самый любимый.
Второе условие здорового детства – любовь родителей друг к другу, уважение, понимание, мир, гармония в семье.
-Дети учатся на опыте своей семьи, они впитывают Ваши отношения, Вашу любовь.
-Говорят, что самое лучшее, что может мужчина сделать для своих детей – любить их мать, и самое лучшее, что женщина может сделать для своих детей – любить их отца. Это истина.
-Оставляйте ссоры и скандалы за пределами дома и семьи. Пусть Ваша семья будет идеальной.
-Любите друг друга, своих детей, и Вся ваша семья будет Здорова и Счастлива!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания.
1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...
Сценарий родительского собрания
Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"
Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...
Сценарий родительского собрания по профориентации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?» « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...
Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"
Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...