Психологическая площадка для родителей «Психология взаимоотношений»
методическая разработка
Психологическая площадка для родителей «Психология взаимоотношений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_ploshchadka.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №31
с художественно-эстетическим профилем.
Психологическая площадка для родителей
«Психология взаимоотношений»
.
Разработали
педагоги-психологи:
Южанина С.Ю.,
Сафина Г.А
Нижневартовск
Психологическая площадка для родителей.
В современных условиях на смену стихийно-воспитательному воздействию на детей в семье приходит осознанное, целенаправленное воздействие. Оно требует правильной педагогической позиции родителей, а значит, и наличия у них определенной суммы психологических знаний и умения применять эти знания в повседневном общении с детьми.
В этом понимании деятельность родителей во многом сходна с педагогической деятельностью, в частности, включает те же функции: образовательную, воспитательную и развивающую.
Тиражи книг, работа многочисленных тренинговых групп, регулярная трансляция радио- и телевизионных программ призваны помочь родителям в этом вопросе.
Однако, проведенный нами анализ используемых в практике школ форм и методов работы с родителями позволил нам отметить следующие недостатки:
- позиция семьи рассматривается во взаимодействии со школой часто как пассивный объект, где школа предъявляет требования, а семья следует этим указаниям;
- в консультативной работе один из участников, как правило, ребенок, а иногда двое (ребенок и родитель) не являются участниками добровольными;
- в консультативной работе существует проблема построения общего коммуникативного поля;
- отведенного времени для психолога на родительских собраниях явно недостаточно;
- на лекториях и всеобучах отсутствует обратная связь;
- если форма работы – тренинг, то важное условие – это статичность группы его участников, что может родителями по ряду причин не соблюдаться;
- тренинговые занятия посещают, как правило, те родители, которые регулярно взаимодействую со школой, а пассивные родители тренингом не охватываются;
В подтверждение выделенных выше недостатков, результаты проведенного психологического службой школы анкетирования, родителей по проблеме поиска форм совместной с ними работы доказали, что родителям необходимо более эффективные формы взаимодействия.
Наглядно, что выделился ряд проблем, которые, как мы считаем, целесообразно рассматривать с родителями с родителями в активном диалоге, что можно осуществить через организацию школьной психологической площадки.
Работа будет протекать в группах, которые будут сочетать в своей работе получение теоретических знаний с выработкой и одновременным отрабатыванием навыков взаимодействия и дискуссии по волнующим родителей проблемам.
Концептуальная основа психологической площадки - идея сотрудничества родителя и ребенка, поэтому основная цель программы – сопровождение родителей в повышении их педагогического мастерства , что будет способствовать налаживанию этого сотрудничества.
Педагогическое мастерство родителя - это комплекс существенных характеристик, позволяющих в любой ситуации воспитания чувствовать себя готовым к решению создавшихся проблем ,обеспечивающих выбор и реализацию оптимальных способов разрешения возникающих противоречий. В структуре педагогического мастерства выделяют следующие компоненты:
- направленность, как систему устойчиво доминирующих мотивов, определяющих действия и поступки человека;
- специальные знания;
- педагогические способности, где основной является чувствительность к растущему ребенку, как формирующейся личности;
- педагогическую технику - как средство овладения типовыми приемами, с помощью которых родители смогут "сконструировать" конкретное взаимодействие;
Отсюда вытекают задачи программы работы с родителями:
1.Расширение возможностей понимания своего ребенка через овладение педагогическим мастерством;
2.Обучение рефлексии взаимоотношений между родителем и ребенком;
3. Выработка и отрабатывание новых навыков взаимодействия с ребенком;
4. Выработка и отрабатывание эффективных приемов взаимодействия с учителем, администацией.
Программа состоит из следующих основных блоков:
1. Информационный, где раскрывается содержание обсуждаемых проблем.
2. Развивающий, который предполагает активное самопознание родителей и познание своего ребенка.
Предлагаемая программа носит обобщенный характер и рассчитана для родителей детей одного возраста до 30 человек (1 класс).
Встречу предполагается проводить в течение 1.5 часов в помещении, отличном от классной комнаты.
Предполагается, что родители:
- повысят общую психологическую культуру взаимоотношений с детьми, учителями, администрацией.
Предполагается, что программа будет способствовать развитию у родителей:
- психологической техники;
- коммуникативных способностей;
- эмпатических способностей;
- способностей к режиссуре.
Нужно отметить, что работа психолога с родителями не ограничевается рамками пришкольной психологической площадки. Мы оставляем за собой право посещения родительских собраний, а также индивидуальное консультирование.
Тематика встреч психологической площадки «Психология взаимоотношений» | |||
Параллель | Дата | Психолог | Тема |
дошкольники | Май | Сафина Г.А | «В школу вместе с ребенком». |
1. | Октябрь | Сафина Г.А. | «Кто, где, когда и как? Или жизнь первоклассника в период адаптации». |
2. | По запросу | Сафина Г.А. | «Я - второклассник. Как относиться к школьным отметкам» |
3. | По запросу | Сафина Г.А. | «Поощрение и наказание детей в семье» |
4. | Апрель | Сафина Г.А. | «Воспитание самостоятельности и ответственности у детей». «Готовность учащихся 4-х классов к обучению в средней школе» |
5. | Ноябрь | Сафина Г.А. | «Ваш ребенок - пятиклассник: адаптация учащихся в среднем звене» |
6. | По запросу | Южанина С.Ю. | «Психологический комфорт ребенка в школе: как помочь своему ребенку общаться с другими людьми». |
7. | По запросу | Южанина С.Ю. | «Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте; как понять своего ребенка». |
8. | По запросу | Южанина С.Ю. | «Воспитание самостоятельности и ответственности у подростков». |
9. | Февраль | Южанина С.Ю. | «Выбор профиля: помощь учащимся и их родителям» |
10. | Ноябрь | Южанина С.Ю. | «Проблемы адаптации учащихся 10-х классов». |
11. | Апрель | Южанина С.Ю. | «Как помочь своему ребенку в ситуации экзамена»» |
1-11 | По запросу | Сафина Г.А. Южанина С.Ю. | «Почему дети лгут?» |
1-11 | По запросу | Сафина Г.А Южанина С.Ю.. | «Принятие личности ребенка» |
1-11 | По запросу | Сафина Г.А. Южанина С.Ю. | «Становление агрессивного поведения» |
1-11 | По запросу | Сафина Г.А. Южанина С.Ю. | «Разговор с Личностью ребенка» |
1-11 | По запросу | Сафина Г.А. Южанина С.Ю. | «Тревога и стресс» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология взаимоотношений
в докладе раскрывается тема взаимоотношений преподавателя и учащегося в первые недели знакомства...
Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...
«Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители».
Материалы к родительскому собранию...
Психология взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей
Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и их детей определяются рядом основополагающих обстоятельств....
Кружок"ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ"
Программа разработана совместно в тремя специалистами-психологами, программа авторская и изначально была создана для девочек.В последствии, программа переработана для разнополых подростков.Ссылки на д...
Психология взаимоотношений между родителями и детьми.
Выступление психолога на методическом объединении классных руководителей....
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители...