Здоровье как ценность и составляющая жизненного успеха личности
методическая разработка

Цыбулина Татьяна Николаевна

Выступление педагога-психолога на родительской конференции «Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности» знакомит родителей с семью составляющими жизненного успеха в контексте здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровье как ценность и составляющая жизненного успеха личности»

Выступление педагога-психолога на родительской конференции «Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности»

Каждый из нас хочет быть успешным, но не все представляют, как именно это сделать. Анализ причин сложившейся в регионе наркоситуации свидетельствуют о том, что у молодых людей наблюдается отсутствие мотивации быть здоровыми, так как в сознании нет связи между здоровьем и успехом. В тоже время большинство из них желают достичь социальной и профессиональной успешности, а для этого, как считает большинство потенциальных работодателей, необходимо наличие здоровья.

Поэтому во время профилактических бесед мы стремимся донести до школьников идею физического и душевного здоровья как непременной составляющей жизненного успеха.

В жизни успешных людей нет места табаку, алкоголю, наркотикам.

Встречи с успешными людьми могут заронить в душу многих ребят искру азарта и упрямства, желания трудиться и сохранять здоровье для своего будущего жизненного успеха.

Проведенное нами исследование среди родителей и педагогов «Каким должен быть гимназист?» показало, что родители хотят видеть своего ребенка любознательным  – 61; анализирующим – 54; заботливым – 50; размышляющим – 48. Для педагогов гимназист прежде всего: размышляющий – 17; любознательный  – 16; анализирующий – 11; знающий и  толерантный по 10 человек.

Родители

Педагоги

1. Любознательный  – 61

2. Любознательный  – 16

2. Анализирующий – 54

3. Анализирующий – 11

3. Заботливый – 50

5. Заботливый – 9

4. Размышляющий – 48

1. Размышляющий – 17

5. Знающий – 43

4. Знающий – 10

5. Принципиальный – 43

7. Принципиальный – 3

6. Хороший коммуникатор – 38

6. Хороший коммуникатор – 7

7. Толерантный – 23

4. Толерантный – 10

8. Рискующий – 14

8. Рискующий – 1

Принято говорить о семи составляющих успеха

  • Мир в душе
  • Здоровье и энергия
  • Любовь и дружба
  • Финансовая свобода
  • Высокие цели и идеалы
  • Самопознание и самосознание
  • Ощущение самореализации 

Мир в душе

Первая из указанных семи составляющих успеха и наиболее важная из них — это мир в душе. Это величайшее достоинство человека. Без него все остальное не имеет особой ценности. Именно поэтому мы стремимся к нему всю свою жизнь. Обычно мы оцениваем свои успехи в каждый момент времени по тому, насколько глубок мир в нашей душе.

Мир в душе — это ваш внутренний гироскоп. Только живя в гармонии с собственными высшими ценностями и внутренними убеждениями, находясь в совершенном балансе с жизнью, мы достигаем мира в душе. Если по какой-то причине мы заключаем компромисс с собственными ценностями или идем против внутренних правил, первое, что страдает, — это мир нашей души.

Мир в душе, гармония важны для оптимальной работы всех человеческих групп — от отношений с друзьями и членами семьи до отношений на службе и внутри всей организации, в которой мы работаем. Все люди в процессе взаимодействия стремятся к построению гармоничных отношений. Все манеры, мораль, этикет и дипломатия группируются вокруг желания каждого человека обеспечить мир своей душе, не нарушая мира в душах других людей.

Достижение мира в душе должно стать центральным организующим принципом нашей жизни. Оно должно стать главной целью, по отношению к которой все остальные цели играют подчиненную роль.

Вторая составляющая успеха — здоровье и энергия. Точно так же как мир в душе является нашим нормальным и естественным ментальным состоянием, здоровье и энергия — наше нормальное и естественное физическое состояние.

Достигнув всего, чего нам хочется в материальном мире, но потеряв здоровье и мир в душе, мы получим очень мало или вовсе не получим никакого удовольствия от своих остальных достижений.

  • Поддержание физического здоровья
  • Отсутствие вредных привычек
  • Правильное питание
  • Альтруистическое отношение к людям
  • Радостное ощущение своего существования в этом мире

Здоровый образ жизни – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья детей и взрослых

На формирование осознанного ценностного отношения подростков к своему здоровью влияют следующие факторы:

Физическая активность, занятия в спортивных секциях, ежедневные физические упражнения, посещение тренажерных залов, бассейнов, кортов.

Жизненный случай: встреча с интересными людьми на туристических слетах, в спортивных залах, на лекциях.

Сверстники: мода на определенные привычки, образ жизни, культура отношений в подростковой группе.

Собственное переживание серьезных недугов, хронические заболевания, вызывающие страдания.

Болезни родных и близких людей.

Чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов, телепередач.

Ежегодно мы проводим исследование ценностных ориентаций с целью определения места, которое занимает здоровье в структуре жизненных ценностей личности.

Ценностные ориентации 3, 5 классов.

Рейтинг ценностей учащихся 3 классов

3 «а» класс

3 «б» класс

  1. Счастливая семья
  1. Счастливая семья
  1. Счастье близких людей 
  1. Дружба; счастье близких людей 
  1. Хорошее образование
  1. Хорошее образование
  1. Дружба
  1. Хорошее здоровье
  1. Хорошее здоровье

9 слайд: Рейтинг ценностей учащихся 5 классов

5 «а» класс

5 «б» класс

  1. Семейное счастье
  1. Семейное счастье
  1. Здоровье
  1. Здоровье 
  1. Общение с друзьями
  1. Любовь 
  1. Знания  
  1. Интересная работа 
  1. Любовь
  1. Общение с друзьями 
  1. Счастливая семья
  1. Знания

Хорошее здоровье

Первое место –  в 10 классах  

Второе место – в 7 «а» классе

Третье место –  в 6 «а», 6 «б», 7 «б», 8 «а», 11 классах

Четвертое место –  в 8 «б» классе

Шестое место –  в 9 классах

Чем старше гимназисты, тем более осознанным становится их отношение к собственному здоровью.

Третья составляющая успеха – отношения любви и дружбы. Это отношения с теми, кого мы любим, кто нам небезразличен, с людьми, любящими и заботящимися о нас. Они являются истинным мерилом нас как человека. Большая часть вашего житейского счастья и несчастья вытекает из взаимоотношений с другими. Именно наши взаимоотношения с другими делают нас людьми.

Ключевое качество полноценного человека — это способность вступать и поддерживать долгосрочные отношения дружбы и близости с другими людьми. Способ нашего общения с другими и способ их общения с нами обнаруживают суть нашей личности.

С помощью одной простой проверки можно почти всегда измерить, насколько хорошо складываются наши отношения с другими людьми. Это смех. То, как часто двое людей или члены семьи смеются вместе, показывает, насколько хорошо они ладят. Когда отношения действительно счастливые, люди очень часто смеются, общаясь друг с другом. А когда отношения портятся, первое, что исчезает, — это смех.

Проблемы с людьми куда сильнее нарушают мир нашей души и подрывают здоровье, чем любой другой фактор. Поэтому одной из наших главных целей в жизни должно стать создание окружения, в котором мы счастливы и полны чувства удовлетворения.

Финансовая свобода

Четвертая составляющая успеха – финансовая свобода. Финансовая независимость означает наличие достаточной суммы денег, исключающее необходимость постоянно о них беспокоиться, как это делает большинство. Не деньги являются корнем всякого зла, а их отсутствие. Достижение личной финансовой свободы — одна из важнейших целей и жизненных обязанностей. Это слишком важно, чтобы отдавать себя на волю случая.

Восемьдесят процентов населения обеспокоено финансовыми проблемами. Они думают о деньгах, беспокоятся о них, вставая утром с постели, завтракая, а затем делают это же в течение всего дня. Они говорят и думают об этом же вечером. Это нельзя назвать счастливой и здоровой жизнью. Это совсем не способствует проявлению лучших человеческих качеств.

Деньги имеют важное значение. Несмотря на то что в списке составляющих успеха мы поставили их под номером четыре, они являются существенным фактором достижения первых трех. Большинство беспокойств, стрессов, переживаний и утрата мира в душе связаны с беспокойством о деньгах. Многие проблемы со здоровьем вызваны стрессом и беспокойством о деньгах. Большая часть проблем во взаимоотношениях связана с беспокойством о деньгах, и одной из важнейших причин для развода служит спор о деньгах. Поэтому у нас есть обязанность перед самим собой — развить свои таланты и способности до такого уровня, который, как мы знаем, позволит нам зарабатывать столько денег, что беспокойство о них отпадет само собой.

Высокие цели и идеалы

Пятая составляющая успеха — это высокие цели и идеалы. По словам доктора Виктора Э. Франкла, автора книги «Поиск смысла человеком», потребность в смысле и цели жизни является наиболее глубоким подсознательным мотивом. Для истинного счастья требуется четкое осознание направленности. Необходима преданность чему-то большему и более важному, чем мы сами. Необходимо ощущение того, что наша жизнь что-то значит, что мы вносим ценный вклад в жизнь всего мира.

Нужно подумать, какая деятельность, какие достижения доставляют нам наибольшую радость. Чем мы занимались в прошлом в тот момент, когда испытывали наивысшее счастье? Деятельность какого рода приносит нам наибольшее ощущение осмысленности и целенаправленности нашей жизни?

Самопознание и самосознание

Шестой составляющей успеха является самопознание и самосознание. В течение всего хода истории самопознание шло рука об руку с внутренним счастьем и внешними достижениями. Фраза «Познай себя, человек» восходит к античной Греции. Для полной самореализации мы должны знать, кто мы и почему думаем и чувствуем именно так.

Важно понимание силы влияний, формирующих наш характер с раннего детства. Необходимо знать, почему мы реагируем на людей и ситуации тем или иным способом. Только поняв и приняв себя, мы можем начать двигаться вперед в остальных областях собственной жизни. С детьми проводится огромное число классных, психологических часов с целью развития и коммуникативных навыков, и их способности к самопознанию и самосознанию. Дети и подростки включены в жизнь гимназии, активно участвуют в жизни своих классов.

Ощущение самореализации

Седьмая составляющая успеха — ощущение самореализации. Оно подразумевает ощущение того, что мы становитесь тем, кем способны стать. Это точное знание того факта, что мы движемся к полной реализации своего потенциала как человека. Психолог Абрахам Маслоу назвал это «самоактуализацией». Он утверждает, что это основная характеристика наиболее здоровых, счастливых и удачных членов нашего общества.

Определение семи составляющих успеха дает вам набор целей, которых следует достичь. Определяя собственную жизнь в терминах идеала, имея мужество решить, что именно нам нужно, мы даем толчок процессу высвобождения наших скрытых сил на пути к успеху. Но первый и наиболее важный шаг — это определение того, куда мы хотим попасть, т.е. цели в жизни.

Важно:

  • Принимать активное участие в жизни подростка.
  • Всегда находить время, чтобы выслушать и поговорить с подростком.
  • Интересоваться проблемами подростка.
  • Не оказывать на подростка никакого нажима, помогать ему, тем самым самостоятельно принимать решения.
  • Иметь представление о различных этапах в жизни  подростка.
  • Уважать право подростка на собственное  мнение.
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к подростку как к равноправному партнеру, который  просто пока обладает меньшим жизненным опытом.
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членом семьи  личностно расти, делать карьеру и самосовершенствоваться.

Практикум «Программа здоровья для семьи» - 20 минут (предлагается в подгруппах составить эту программу для семьи). Затем представители групп заслушиваются и предлагается свой вариант.

Программа здоровья для семьи

  • Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч.
  • Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
  • В выходные дни отправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
  • По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
  • Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
  • Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
  • Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
  • Научить детей плавать.
  • Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
  • Помогать детям в чтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
  • Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений. 

Правила здорового образа жизни

  • Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти для себя свой способ двигательной активности
  • Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком
  • Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от учебы и работы. А в свободное время заниматься творчеством
  • Доброжелательно относитесь к людям. Соблюдать правила общения
  • Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы
  • Ежедневно закаливать свой организм и выбрать для себя способы, которые не только помогают победить простуду, но и доставят удовольствие
  • Учитесь не поддаваться, когда вам предлагают попробовать сигарету или спиртное.

Домашнее задание — создать ясную картинку того, куда вы движетесь, как там все будет выглядеть в тот момент, когда вы туда доберетесь. Этот образ впоследствии будет служить организующим принципом, справочником, вехой, по которым вы сможете измерять и сравнивать все сделанное вами в процессе превращения в реальность.

Всем  крепкого здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессионального пути –начало жизненного успеха"

Тема:  "Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха".Цели:- помочь   участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии;- оказать помощь школьникам в про...

Урок "На пути к жизненному успеху".

Конспект урока обществознания для проведения в  6 классе. Разработка также  содержит электронную презентацию....

Урок обществознания в 6 классе На пути к жизненному успеху

Урок с использованием информационных технологий...

Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка (Воротникова Н.В., Киселёва Е.Н., Дёмина Т.А., МБОУ "СОШ №34", г. Кемерово)

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования.  Чтобы достичь качес...

Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"

Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"...

На пути к жизненному успеху

Презентация для обучающихся по достижению успех. Знать каким бывает успешный человек и не успешный. Как добиться успеха....