Здоровье как ценность и составляющая жизненного успеха личности
методическая разработка
Выступление педагога-психолога на родительской конференции «Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности» знакомит родителей с семью составляющими жизненного успеха в контексте здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_kak_tsennost_i_sostavlyayushchaya_zhiznennogo_uspeha_lichnosti.docx | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье как ценность и составляющая жизненного успеха личности»
Выступление педагога-психолога на родительской конференции «Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности»
Каждый из нас хочет быть успешным, но не все представляют, как именно это сделать. Анализ причин сложившейся в регионе наркоситуации свидетельствуют о том, что у молодых людей наблюдается отсутствие мотивации быть здоровыми, так как в сознании нет связи между здоровьем и успехом. В тоже время большинство из них желают достичь социальной и профессиональной успешности, а для этого, как считает большинство потенциальных работодателей, необходимо наличие здоровья.
Поэтому во время профилактических бесед мы стремимся донести до школьников идею физического и душевного здоровья как непременной составляющей жизненного успеха.
В жизни успешных людей нет места табаку, алкоголю, наркотикам.
Встречи с успешными людьми могут заронить в душу многих ребят искру азарта и упрямства, желания трудиться и сохранять здоровье для своего будущего жизненного успеха.
Проведенное нами исследование среди родителей и педагогов «Каким должен быть гимназист?» показало, что родители хотят видеть своего ребенка любознательным – 61; анализирующим – 54; заботливым – 50; размышляющим – 48. Для педагогов гимназист прежде всего: размышляющий – 17; любознательный – 16; анализирующий – 11; знающий и толерантный по 10 человек.
Родители | Педагоги |
1. Любознательный – 61 | 2. Любознательный – 16 |
2. Анализирующий – 54 | 3. Анализирующий – 11 |
3. Заботливый – 50 | 5. Заботливый – 9 |
4. Размышляющий – 48 | 1. Размышляющий – 17 |
5. Знающий – 43 | 4. Знающий – 10 |
5. Принципиальный – 43 | 7. Принципиальный – 3 |
6. Хороший коммуникатор – 38 | 6. Хороший коммуникатор – 7 |
7. Толерантный – 23 | 4. Толерантный – 10 |
8. Рискующий – 14 | 8. Рискующий – 1 |
Принято говорить о семи составляющих успеха
- Мир в душе
- Здоровье и энергия
- Любовь и дружба
- Финансовая свобода
- Высокие цели и идеалы
- Самопознание и самосознание
- Ощущение самореализации
Мир в душе
Первая из указанных семи составляющих успеха и наиболее важная из них — это мир в душе. Это величайшее достоинство человека. Без него все остальное не имеет особой ценности. Именно поэтому мы стремимся к нему всю свою жизнь. Обычно мы оцениваем свои успехи в каждый момент времени по тому, насколько глубок мир в нашей душе.
Мир в душе — это ваш внутренний гироскоп. Только живя в гармонии с собственными высшими ценностями и внутренними убеждениями, находясь в совершенном балансе с жизнью, мы достигаем мира в душе. Если по какой-то причине мы заключаем компромисс с собственными ценностями или идем против внутренних правил, первое, что страдает, — это мир нашей души.
Мир в душе, гармония важны для оптимальной работы всех человеческих групп — от отношений с друзьями и членами семьи до отношений на службе и внутри всей организации, в которой мы работаем. Все люди в процессе взаимодействия стремятся к построению гармоничных отношений. Все манеры, мораль, этикет и дипломатия группируются вокруг желания каждого человека обеспечить мир своей душе, не нарушая мира в душах других людей.
Достижение мира в душе должно стать центральным организующим принципом нашей жизни. Оно должно стать главной целью, по отношению к которой все остальные цели играют подчиненную роль.
Вторая составляющая успеха — здоровье и энергия. Точно так же как мир в душе является нашим нормальным и естественным ментальным состоянием, здоровье и энергия — наше нормальное и естественное физическое состояние.
Достигнув всего, чего нам хочется в материальном мире, но потеряв здоровье и мир в душе, мы получим очень мало или вовсе не получим никакого удовольствия от своих остальных достижений.
- Поддержание физического здоровья
- Отсутствие вредных привычек
- Правильное питание
- Альтруистическое отношение к людям
- Радостное ощущение своего существования в этом мире
Здоровый образ жизни – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья детей и взрослых
На формирование осознанного ценностного отношения подростков к своему здоровью влияют следующие факторы:
• Физическая активность, занятия в спортивных секциях, ежедневные физические упражнения, посещение тренажерных залов, бассейнов, кортов.
• Жизненный случай: встреча с интересными людьми на туристических слетах, в спортивных залах, на лекциях.
• Сверстники: мода на определенные привычки, образ жизни, культура отношений в подростковой группе.
• Собственное переживание серьезных недугов, хронические заболевания, вызывающие страдания.
• Болезни родных и близких людей.
• Чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов, телепередач.
Ежегодно мы проводим исследование ценностных ориентаций с целью определения места, которое занимает здоровье в структуре жизненных ценностей личности.
Ценностные ориентации 3, 5 классов.
Рейтинг ценностей учащихся 3 классов
3 «а» класс | 3 «б» класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 слайд: Рейтинг ценностей учащихся 5 классов
5 «а» класс | 5 «б» класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хорошее здоровье
Первое место – в 10 классах
Второе место – в 7 «а» классе
Третье место – в 6 «а», 6 «б», 7 «б», 8 «а», 11 классах
Четвертое место – в 8 «б» классе
Шестое место – в 9 классах
Чем старше гимназисты, тем более осознанным становится их отношение к собственному здоровью.
Третья составляющая успеха – отношения любви и дружбы. Это отношения с теми, кого мы любим, кто нам небезразличен, с людьми, любящими и заботящимися о нас. Они являются истинным мерилом нас как человека. Большая часть вашего житейского счастья и несчастья вытекает из взаимоотношений с другими. Именно наши взаимоотношения с другими делают нас людьми.
Ключевое качество полноценного человека — это способность вступать и поддерживать долгосрочные отношения дружбы и близости с другими людьми. Способ нашего общения с другими и способ их общения с нами обнаруживают суть нашей личности.
С помощью одной простой проверки можно почти всегда измерить, насколько хорошо складываются наши отношения с другими людьми. Это смех. То, как часто двое людей или члены семьи смеются вместе, показывает, насколько хорошо они ладят. Когда отношения действительно счастливые, люди очень часто смеются, общаясь друг с другом. А когда отношения портятся, первое, что исчезает, — это смех.
Проблемы с людьми куда сильнее нарушают мир нашей души и подрывают здоровье, чем любой другой фактор. Поэтому одной из наших главных целей в жизни должно стать создание окружения, в котором мы счастливы и полны чувства удовлетворения.
Финансовая свобода
Четвертая составляющая успеха – финансовая свобода. Финансовая независимость означает наличие достаточной суммы денег, исключающее необходимость постоянно о них беспокоиться, как это делает большинство. Не деньги являются корнем всякого зла, а их отсутствие. Достижение личной финансовой свободы — одна из важнейших целей и жизненных обязанностей. Это слишком важно, чтобы отдавать себя на волю случая.
Восемьдесят процентов населения обеспокоено финансовыми проблемами. Они думают о деньгах, беспокоятся о них, вставая утром с постели, завтракая, а затем делают это же в течение всего дня. Они говорят и думают об этом же вечером. Это нельзя назвать счастливой и здоровой жизнью. Это совсем не способствует проявлению лучших человеческих качеств.
Деньги имеют важное значение. Несмотря на то что в списке составляющих успеха мы поставили их под номером четыре, они являются существенным фактором достижения первых трех. Большинство беспокойств, стрессов, переживаний и утрата мира в душе связаны с беспокойством о деньгах. Многие проблемы со здоровьем вызваны стрессом и беспокойством о деньгах. Большая часть проблем во взаимоотношениях связана с беспокойством о деньгах, и одной из важнейших причин для развода служит спор о деньгах. Поэтому у нас есть обязанность перед самим собой — развить свои таланты и способности до такого уровня, который, как мы знаем, позволит нам зарабатывать столько денег, что беспокойство о них отпадет само собой.
Высокие цели и идеалы
Пятая составляющая успеха — это высокие цели и идеалы. По словам доктора Виктора Э. Франкла, автора книги «Поиск смысла человеком», потребность в смысле и цели жизни является наиболее глубоким подсознательным мотивом. Для истинного счастья требуется четкое осознание направленности. Необходима преданность чему-то большему и более важному, чем мы сами. Необходимо ощущение того, что наша жизнь что-то значит, что мы вносим ценный вклад в жизнь всего мира.
Нужно подумать, какая деятельность, какие достижения доставляют нам наибольшую радость. Чем мы занимались в прошлом в тот момент, когда испытывали наивысшее счастье? Деятельность какого рода приносит нам наибольшее ощущение осмысленности и целенаправленности нашей жизни?
Самопознание и самосознание
Шестой составляющей успеха является самопознание и самосознание. В течение всего хода истории самопознание шло рука об руку с внутренним счастьем и внешними достижениями. Фраза «Познай себя, человек» восходит к античной Греции. Для полной самореализации мы должны знать, кто мы и почему думаем и чувствуем именно так.
Важно понимание силы влияний, формирующих наш характер с раннего детства. Необходимо знать, почему мы реагируем на людей и ситуации тем или иным способом. Только поняв и приняв себя, мы можем начать двигаться вперед в остальных областях собственной жизни. С детьми проводится огромное число классных, психологических часов с целью развития и коммуникативных навыков, и их способности к самопознанию и самосознанию. Дети и подростки включены в жизнь гимназии, активно участвуют в жизни своих классов.
Ощущение самореализации
Седьмая составляющая успеха — ощущение самореализации. Оно подразумевает ощущение того, что мы становитесь тем, кем способны стать. Это точное знание того факта, что мы движемся к полной реализации своего потенциала как человека. Психолог Абрахам Маслоу назвал это «самоактуализацией». Он утверждает, что это основная характеристика наиболее здоровых, счастливых и удачных членов нашего общества.
Определение семи составляющих успеха дает вам набор целей, которых следует достичь. Определяя собственную жизнь в терминах идеала, имея мужество решить, что именно нам нужно, мы даем толчок процессу высвобождения наших скрытых сил на пути к успеху. Но первый и наиболее важный шаг — это определение того, куда мы хотим попасть, т.е. цели в жизни.
Важно:
- Принимать активное участие в жизни подростка.
- Всегда находить время, чтобы выслушать и поговорить с подростком.
- Интересоваться проблемами подростка.
- Не оказывать на подростка никакого нажима, помогать ему, тем самым самостоятельно принимать решения.
- Иметь представление о различных этапах в жизни подростка.
- Уважать право подростка на собственное мнение.
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к подростку как к равноправному партнеру, который просто пока обладает меньшим жизненным опытом.
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членом семьи личностно расти, делать карьеру и самосовершенствоваться.
Практикум «Программа здоровья для семьи» - 20 минут (предлагается в подгруппах составить эту программу для семьи). Затем представители групп заслушиваются и предлагается свой вариант.
Программа здоровья для семьи
- Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч.
- Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
- В выходные дни отправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
- По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
- Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
- Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
- Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
- Научить детей плавать.
- Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
- Помогать детям в чтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
- Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.
Правила здорового образа жизни
- Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти для себя свой способ двигательной активности
- Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком
- Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от учебы и работы. А в свободное время заниматься творчеством
- Доброжелательно относитесь к людям. Соблюдать правила общения
- Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы
- Ежедневно закаливать свой организм и выбрать для себя способы, которые не только помогают победить простуду, но и доставят удовольствие
- Учитесь не поддаваться, когда вам предлагают попробовать сигарету или спиртное.
Домашнее задание — создать ясную картинку того, куда вы движетесь, как там все будет выглядеть в тот момент, когда вы туда доберетесь. Этот образ впоследствии будет служить организующим принципом, справочником, вехой, по которым вы сможете измерять и сравнивать все сделанное вами в процессе превращения в реальность.
Всем крепкого здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессионального пути –начало жизненного успеха"
Тема: "Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха".Цели:- помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии;- оказать помощь школьникам в про...
Урок "На пути к жизненному успеху".
Конспект урока обществознания для проведения в 6 классе. Разработка также содержит электронную презентацию....
Урок обществознания в 6 классе На пути к жизненному успеху
Урок с использованием информационных технологий...
Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка (Воротникова Н.В., Киселёва Е.Н., Дёмина Т.А., МБОУ "СОШ №34", г. Кемерово)
Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качес...
"Здоровье ребёнка, как путь к его жизненному успеху"
Родительское собрание...
Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"
Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"...
На пути к жизненному успеху
Презентация для обучающихся по достижению успех. Знать каким бывает успешный человек и не успешный. Как добиться успеха....