Тренинг для родителей "Мир глазами моего ребенка"
материал

Бондарь Светлана Васильевна

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализация своих чувств и чувств своего ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_mir_glazami_moego_rebenka.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Тренинг для родителей «Мир глазами моего ребенка».

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализация своих чувств и чувств своего ребенка.

Задачи:

1. Создать благоприятную обстановку.

2. Способствовать взаимодействию родителей в роли игровых партнеров.

3. Акцентировать внимание родителей на соучастие, переживание и поддержку ребенка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы в очередной раз отвлечься от забот, пообщаться друг с другом, обсудить интересующие нас вопросы, связанные с нашими детками. Эта тема всегда актуальна для нас, наши дети растут, меняются, меняются и проблемы. Сегодня я предлагаю вам взглянуть на мир ваших детей их глазами. И наш тренинг так и называется - «Мир глазами моего ребенка».

Для начала нашего мероприятия я бы хотела вам рассказать одну притчу.

 Притча «Небезупречный»

У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:

– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.

– Почему? Чего ты стыдишься?

– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, удрученно сказал горшок.

Что же ответил ему водонос?

– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.

Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.

В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!

-Какой смысл заложен в притче?

Так и дети: очень разные, индивидуальные, запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять.

И первое упражнение, которое я хочу вам предложить, называется «Капельки».

 

  1. Игра-представление  «Капельки» (5мин).

Педагог-психолог (ведущий): представим, что мы капельки и капаем, где хотим. Капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек (участники встают друг за другом, образуя ручеек). А теперь ручеек течет и впадает в море (участники берутся за руки и образуют круг). Наше море, как и вода, может менять форму – быть овальным, круглым, непонятной формы.

Кажется, что все капельки в море одинаковые, но это только на первый взгляд – все они разные: разной формы, размера, оттенка, структуры. Так и все мы взрослые и дети совершенно разные, каждый из нас индивидуален, со своими привычками, восприятием, потребностями. Поэтому к каждому из нас должен быть индивидуальный подход. И чем раньше мы взрослые заметим индивидуальность в наших детях, тем успешнее, благополучнее наши дети пойдут по жизни.

Наш сегодняшний тренинг посвящен тому, как быть внимательным родителем.

Ведущий : Следующее упражнение поможет нам вспомнить, какими мы были в детстве.

2. Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»(5-7мин)

Включается тихо музыка (Прекрасное далеко…) и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой или в свою любимую игру, вспомните, что вы любили в детстве. Представили?

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Обсуждение:

Предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. Первым на вопрос отвечает ведущий (психолог): «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу:

  • Назовите ассоциации со словом «детство»
  • Вспомните самый счастливый день из своего детства.
  • Вспомните свой самый волнующий день.
  • Вспомните, чего вам было стыдно.
  • Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?
  • Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?
  • Изменилось ли отношение к этим ситуациям?

Ведущий : Родитель и ребенок, это разные люди, возрастные категории, но нужно стремиться к взаимопониманию. Психолог говорит о важности понимания себя самого и своего ребенка. Всегда должны помнить, что вы тоже были когда-то ребенком.

  1. Ведущий: Как вы считаете, хорощо вы знаете своего ребенка? (слушаем ответы). Сейчас мы это проверим.

Родителям раздаются таблицы, в которых предлагается заполнить столбик «Ответ родителя», а таблица с теми же вопросами уже заполнены заранее каждым ребенком «Ответ ребенка». Затем сравниваем, каждый родитель делает вывод насколько хорошо он знает своего ребенка .    

                                                                                         

№ п/п

Содержание вопроса

Ответ родителя

Ответ ребенка

1

Любимое животное

2

Любимый цвет

3

Любимая сказка

4

Любимый персонаж

5

Любимая песенка

6

Как зовут друзей

7

Что хочет в подарок

Обсуждение:

  • Сложно ли Вам было отвечать на вопросы?
  • Сколько у вас совпадений с  ответами детей?
  • Какой вопрос для Вас был легче всего, а какой вызвал трудности?
  • А сейчас вы считаете, что знаете своего ребенка?

                                                                                         

                                                                                         

4. Педагог-психолог (ведущий) (5мин): Уважаемые родители, я у Вас  хочу взять интервью (родителям раздаются вопросы, на которые они отвечают (Приложение 2).

Вопросы детям для интервью:

  1. Что такое семья?
  2. Какая должна быть семья?
  3. Что такое счастье?
  4. Что значит любить родителей, маму, папу?
  5. Что значит быть хорошим?

Вопросы родителям для интервью:

  1. Что такое семья по-вашему мнению?
  2. Какой она должна быть?
  3. Каким вы считаете себя родителем?
  4. Какие черты характера  вы хотели видеть в своем ребенке?
  5. Как вы думаете, вы понимаете своего ребенка?

5. Педагог-психолог(ведущий) (5мин): А сейчас я хочу предложить вашему вниманию интервью, записанное с вашими детьми. Дети также отвечали на вопросы относительно семьи (показ интервью).

6. Педагог-психолог (ведущий) (2мин): Дети рисовали семью на прошлый тренинг, а сегодня я предлагаю вам нарисовать рисунок вашей семьи.( Из рисунков организуется выставка).

Почувствовали себя художниками? Творчество помогает нам отвлечься от проблем, но проблемы сами не уходят, их нужно решать. Сейчас я предлагаю вам подумать и продолжить фразу.

8. Упражнение «Передай другому» (5-7мин)

Педагог-психолог (ведущий) называет начало фразы, а участники должны ее продолжить. Например, «В детстве можно…» (играть, весело жить, плакать и т. д).

- Я разрешаю своему ребёнку…

- Я запрещаю своему ребёнку…

- Я иногда уступаю ребёнку…

- Я разрешаю, но ставлю условия…

Следующее упражнение – это решение проблемной ситуации.

9. Упражнение «Решение ситуаций»

Педагог-психолог(ведущий): представим несколько ситуаций, в которых вы можете оказаться, как вы отреагируете на них.

Ситуации:

1. Ребенок молча сидит перед выключенным телевизором, не реагируя на ваши реплики.

2. Дочь приходит из детского сада и говорит: «Не пойду больше в садик!»

3. Вы узнаете, что ваш ребенок на занятиях сидит под столом.

4. Сын говорит: «Вовка предатель! Видеть его не хочу!»

5. Дочь: "Мам, а все папы должны любить своих детей"

6. Ребёнок кричит и требует игрушку своего товарища.

По окончании разбора ситуаций, педагог-психолог обозначает, что в общении с ребенком можно задействовать различные механизмы, которые помогут не отмахнуться от ребенка, а дать ему то, что он ожидает поддержку. Какие бы «выходки» (со слов взрослого) не демонстрировал ребенок, целей нарушений в поведении ребенка может быть только 4:

• привлечение внимания;

• манипуляция;

• месть;

• избегание неудач

Причиной капризов и упрямства также может быть:

• нарушение режима дня

• обилие новых впечатлений

• плохое самочувствие

• переутомление (физическое и психологическое)

Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом». Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость.

Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением.

Особенно часто это происходит, когда им внимания не достает. А ведь и необходимая «доза» внимания у каждого ребенка своя.

Задайте себе вопрос: когда ребенок получает больше внимания от взрослых? (когда он больше плохо, а не хорошо себя ведет)

Если маленький ребенок плачет к нему бегут родители! Он что-то натворил - и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Вывод: «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» - вот что усвоил ребенок.

Преодолеть капризы также можно:

• если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку

• дадут понять значение слова «нельзя»

10. Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»

Родители пишут, что они хотели бы видеть в своём ребёнке, затем высказывания собираются и путаются. Кому какое попадётся, тот дает рекомендации или делится опытом. Раздаются листочки, разрезанные на тонкие полоски.

Чтобы воспитать Человека, нужно:

• Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему

• Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нём личность, а не объект воспитания

• Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример

• Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе

• Не использовать ребёнка, как средство для достижения благородных, но своих целей

• Нельзя перекладывать ответственность за воспитание на других

• Помнить, что во всех поступках ребёнка виноваты взрослые

Заключение

На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно… »

В завершении зачитываются слова В. А Сухомлинского «Счастье отцовства и материнства не манна небесная, не приходит праздничным гостем. Это трудное и выстраданное, и приходит только тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Там, где утрачена эта мудрая, и отцовская, и материнская способность, счастье становится признаком»

11. Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой  радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!

                                                                                             

                                                                     

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«XX и XXI век глазами моего поколения»

Мамедова Л.Р.  и Бетехтина В.А. раскрыли тему конференции «ХХ и ХХI  век глазами моего поколения», рассмотрев студентов в социуме на примере  доклада: «Студенчество как особая социальна...

Конференция «ХХ и ХХI век глазами моего поколения»

Дьякова Елена Юрьевна является  студенткой четвертого курса  группы  СЭЗ 10ук/09к  по специальности  270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»....

Научно-практическая конференция «XX и XXI век глазами моего поколения»

Пасютина Юлия Александровна  и  Микова Ксения Николаевна  являются  студентками четвертого курса  группы  У-08к  по специальности  080504.52 «Государственное и ...

Сценарий театрализованного представления "Война глазами моего поколения"

Сценарий содержит несколько сцен, разных по своей эмоциональной напряженности. Постановка посвящена 70-летию Великой Победы. Участниками являются обучащиеся средней общеобразовательной школы....

Лондон глазами моих учеников.

Отзыв о поездке в Лондон 2013год...