Духовно-нравственное становление личности ребенка (обобщение опыта)
методическая разработка по теме

Чемоданова Ольга Владимировна

 

Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни: нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_stanovlenie_lichnosi_rebenka.rar2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Ангел мой, пойдем со мной "

Воспитание достигло своей цели,
когда человек обладает силой и волей 
самого себя образовывать и знает 
способ и средства, как это осуществить.

А. Дистервег.

Цель: формирование у учащихся способов оптимального поведения в различных ситуациях.

Задачи:

  1. сформировать у учащихся ценностное отношение к семье, школе, друзьям, окружающим людям;
  2. помочь им преодолеть подростковый эгоцентризм;
  3. показать, что принятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации.

Оборудование: бумага, карандаши, кроссворд, таблички.

Гости – «ангелы»: родители, медицинский работник, школьный психолог, учителя.

Ход мероприятия

 1-й ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о нашем отношении ко всему, что нас окружает, об отношении окружающих к нам, о причинах непонимания двух сторон и о путях, которые приведут нас к правильному решению. То есть, попытаемся сделать острый угол хотя бы прямым.

2-й ведущий: Итак, тема нашей встречи «Ангел мой, пойдем со мной». На Руси в давние времена существовал обычай: уходя из дома, встать перед зеркалом и сказать: «Ангел мой, пойдем со мной: ты впереди, я - за тобой». То есть храни и охраняй меня, мой Ангел!

1-й ведущийСегодня у нас в гостях родители, медицинский работник, школьный психолог, учителя. Они поделятся опытом жизни, помогут в сложных ситуациях и просто пообщаются с нами. И, может быть, станут нашими ангелами.

2-й ведущий: От чего может нас предостеречь наш ангел? В чем может помочь? Предлагаю провести небольшую разминку: разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Сложный вопрос, требующий изучения и разрешения (проблема).

- Проблемы бывают не только у подростков, но и у взрослых. Назовите сферы жизни, в которых мы часто сталкиваемся с проблемами (воспитание, обучение, производство, любовь, семья, досуг).

2. Чтобы заполнить клетки 2-й строки по горизонтали, нужно ответить на вопросы теста «Обретите…?»Уверенность в своих силах еще никому не мешала. Предлагаемый польскими психологами тест поможет вам лучше понять себя.

1. Вы счастливы, когда:

а) Можете делать все, что хотите – 15.

б) Ничего не делаете – 5.

в) Можете вскружить голову нескольким людям - 20.

г) Когда друг рядом - 10.

2. Друзья не хотят общаться с вашим новым знакомым. Что вы сделаете?

а) Будете встречаться - 5.

б) Поставите вопрос ребром: или он - или вы - 20.

в) Распрощаетесь с партнером, друзья дороже - 10.

г) Их мнение не указ - 15.

3. Друг систематически вас обманывает во всем. Вы...

а) Расстроитесь - 10.

б) Разберетесь: это систематическое или временное явление? - 5.

в) Прервете отношения - 20.

г) Спросите прямо: зачем нужно лгать? - 15.

4. Прислушиваются ли другие к вашему мнению?

а) Бывает, что они не замечают вашего отсутствия - 10.

б) Да - 15.

в) Вы предпочитаете одиночество - 5.

г) Возможно, во всяком случае, вы всех объединяете - 20.

5. Если в компании возникает вопрос, принимать ли в своей круг новичков, то вы:

а) Выслушиваете все аргументы, а потом высказываете собственное мнение – 15.

б) В таком случае вы выступаете главным спорщиком - 20.

в) Никогда не встреваете - все равно не послушают - 5.

г) Присоединяетесь к мнению большинства - 10.

6. Вы познакомили родителей или родственников со своей компанией, но она им не

нравится. Что вы им ответите?

а) Вы имеете право встречаться с теми, кто нравится - 20.

б) Готовы объясниться - 10.

в) Жаль, но позвольте мне с ними дружить - 5.

г) Вы знаете, что им все равно- 15.

7. Какую профессию вы бы выбрали?

а) Писатель, сценарист -15.

б) Очень хорошо оплачиваемую - 10.

в) Дизайнера - 5.

г) Актера - 20.

8. Что может привести вас в сильное раздражение?

а) Несправедливость - 5.

6} Если обидят друга - 20.

в) Родители и родственники, когда слишком вас опекают - 15.

9. Часто ли праздник или выходные вы проводите в одиночестве?

а) Такое бывает редко - 5.

б) Вы всегда предпочитаете одиночество - 20.

в) Такие дни вы считаете самыми ужасными- 10.

г) Бывает, но тогда вы отправляетесь на прогулку - 15.

10. Вас манит противоположный пол?

а) Очень нравится - 20.

б) Нет - 5.

в) А что остается? - 15.

г) Вы не уверены, что это так - 10.

11. После первого свидания:

а) Непременно обсудите все с другом - 10.

б) назначите новую встречу на следующий день - 20

в) Позвоните партнеру с объяснениями - 15.

12. Вам хочется сделать какую-нибудь веселую глупость? При условии...

а) Рядом лучший друг - 5.

б) Если хорошая компания - 10.

в) Нет - 15.

г) Если над этим потом можно хорошо посмеяться - 20.

13. Вы получили возможность выехать в другую страну. Поедете?

а) Конечно, если на учебу или работу - 20.

б) Надолго?- Нет - 5.

в) Если с другом - 15.

г) Даже и не знаете: чужие страны, язык... - 10.

14. Какое из животных, как вы считаете, похоже на вас?

а) Павлин, это самая красивая птица - 20.

б) Собака. Она добрая, верная и домашняя -5.

в) Орел. Это птица-герой. - 10.

г) Тигр. Он такой вальяжный, красивый и сильный - 15.

15. Можете ли вы в вызывающем наряде появиться в обществе?

а) Главное, чтобы не было холодно - 20.

б) Всегда готовы - 5.

в) Нет, ведь над вами (мной) потом посмеются - 15.

г) Даже представить себе такого не можете - 10.

Результат:

До 80 очков.

Вам необходимо быть решительнее. Вы должны оставить все свои страхи перед окружающей действительностью. Потому что из-за этих страхов и нерешительности вы чувствуете себя недостаточно комфортно. Возможно, это происходит оттого, что вы во всем зависите от кого-то (родителей, родственников, партнера), которые держат вас в строгости, материальной зависимости. А может, вы разочаровались в своей любви. Потому и руки опустились? Вы все равно должны понять, что любая победа не приходит сама собой, ваши успехи зависят только от вас и вашей активности. Начните потихоньку преодолевать свою скованность, застенчивость, робость. Увидите – у вас все начнет получаться.

80-140 очков.

Вам не всегда все удается. Нужно научиться отстаивать свое мнение, быть настойчивее. Не стоит ждать, когда за вас сделают что-то другие. Только вы сами можете решать, как поступить. Нельзя стараться всем понравиться, это недостойный принцип существования. Просто сделай для себя раз и навсегда вывод о своих нормальных возможностях - вы и не заметите, как быстро все у вас станет получаться, как укрепятся ваши жизненные позиции.

140-220 очков.

Вы достаточно самостоятельны и принципиальны, всегда имеете собственное лицо и мнение. На ваше продуманное решение не может повлиять никто из окружающих. Скорее, наоборот - к вашему мнению все прислушиваются. От вас все ждут совета и помощи, а ваша самостоятельность чудесным образом действует на окружающих. Но вы никогда не подавляйте

своим авторитетом. Но не забывайте, что таким, как вы, многие завидуют. Кроме того, своим авторитетом вы кое-кого задеваете, а от завистников и недоброжелателей хорошего "ждать не приходится. Так что иногда осматривайтесь вокруг, кто вас окружает.

Более 220 очков.

Не обижайтесь, но вы патологически самостоятельны. Никакой критики в свой адрес вы, похоже, вообще не признаете. Вам нравятся люди, поступающие исключительно так, как хочется вам. Остановитесь! Вы можете оказаться в ситуации, когда вас будут окружать льстецы, безынициативные типы. Кто в таком случае сможет сказать вам правду, объективно проинформировать о происходящем? Право, стоит осмотреть и реально оценить свое окружение. А главное – объективно оценить себя и, если надо, постараться измениться.

- Работа с тестом.
- Какого слова не хватает? А уверенности хватает? (уверенность)

По вертикали:

3. Назовите одним словом то, в чем заключены все эти понятия: а) опора, б) давление, в) контроль, г) защита, д) ценность, е) тыл  (семья).

4. Человек, который осознает свое место в обществе, имеет интересы и убеждения, придерживается морально-этических принципов, стремится к самосовершенствованию (личность).

5. Кто-то называет употребление сигарет, алкоголя и наркотиков слабостью. А можно ли найти синоним, который более точно определит эти пагубные привычки? (Ошибка).

6. Почему наше шоу называется «Острый угол»? Потому что, если мы не будем обращать внимание на все то, о чем уже говорили, это отразится на нашем психическом, нравственном и физическом… (здоровье).

3-й ведущий: Часто мы, стремясь выглядеть взрослыми, говорим: «Я живу так, как я хочу!» Справедливо ли наше недовольство в ответ на замечания и претензии взрослых? Предлагаю ролевую игру «Ступени общения». Условия игры: каждый из нас входит в одну из пяти групп - «учитель», «ученик», «соседи», «родители», «друзья» (в том числе и гости). Это роль, и выступать надо уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Посовещавшись, группа называет 2-3 качества, положительных и отрицательных, для каждой из 4-х оставшихся. (Учащиеся записывают на карточках, затем по очереди зачитывают свои варианты).

3-й ведущий: - Согласны ли вы обладать такими качествами, которые были названы?

- Какие выбрали бы, чтобы стать самодостаточным человеком?

Каждый из нас в разных ситуациях является другом, соседом, учеником, испытывает на себе отношение учителей, родителей, друзей и соседей.

- Подводя итог игре, можно сказать так: чтобы не уколоться об острый угол проблем при общении с окружающими, помни пословицу: «В отношениях дверь открывается на себя».

4-й ведущий: В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника». Что нужно для того, чтобы налаживать взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни творческого содружества, ни дружбы.

- А умеете ли вы дружить? Предлагаю ситуацию: вот два друга. Один из них делится своей радостью или огорчением. Второй должен соответственно отреагировать. (Разыгрывается ситуация).

- Поверили? Почему?

- У Кайсына Кулиева есть замечательное стихотворение. Подводя итог этой части шоу, нельзя его не прочитать.

Чужой бедою жить не все умеют,
Голодных сытые не разумеют.
Тобою, жизнь, балован я и пытан, 
И впредь со мною делай, что угодно, 
Корми, как хочешь, но не делай сытым, 
Глухим, не понимающим голодных.

1-й ведущий: - А нужен ли нам Ангел-хранитель? В каких сложных ситуациях он нам поможет?

2-й ведущий: А может быть, мы и сами сможем обойти все эти острые углы, не уронив себя, никого не обидев?

3-й ведущий: Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

4-й ведущий: А теперь предоставим слово гостям. Они ведь тоже наши Ангелы-хранители. Какие советы они могли бы дать нам? (Выступления родителей, мед. работника, психолога).

1-й ведущий: Прочитайте слова эпиграфа. Прав ли Дистервег? Научились ли мы сегодня чему-нибудь?

2-й ведущий: Продолжи фразу: «Уметь понимать других людей надо для того, чтобы…»

3-й ведущий: Всем спасибо!

4-й ведущий: Удачи вам! Будьте хорошими друзьями, соседями, учениками и детьми! Умело обходите острые углы!

ТЕСТ

ХОРОШИЕ ЛИ ВЫ РОДИТЕЛИ?

Можно отвечать «да», «нет», «не знаю».

  1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
  2. Иногда пользуетесь помощью или советами других лиц, когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
  3. Ваши опыт и интуиция – лучшие советники в воспитании ребенка.
  4. Иногда случается доверить ребенку секрет, который никому другому не рассказали бы.
  5. Вас обижает негативное мнение других людей о ребенке.
  6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.
  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  8. Вы замечаете различия между своим характером и характером ребенка, эти различия иногда удивляют (радуют вас).
  9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.
  10. Вы можете удержаться от покупки вещи для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что у него все необходимое есть.
  11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
  12. Ваш ребенок именно таков, о каком мечтали.
  13. Ваш ребенок доставляет больше хлопот, чем радости.
  14. Иногда вам кажется, что ребенок учит новым мыслям и поведению.
  15. У вас конфликты с собственным ребенком.

ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 – получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100 – 150 очков. У вас большие способности к пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, терпимость, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка.  Ребенка?

50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои  временные трудности или проблемы с ребенком можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и себя тоже.

0 – 49 очков. Кажется, можно больше сочувствовать ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге жизни. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может быть, найдете того, кто в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью ребенка.

Если вы относитесь ко второй и тем более к третьей группе людей,  описанных в тесте, конфликты между вами и детьми неизбежны. Причин может быть много, но одну из них нужно подчеркнуть особо: у вас нет никаких знаний о семейной психологии, ни о психологии детей, нет навыков разрешения конфликтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние учителя-режиссёра на становление личности ребенка на уроках изобразительного искусства

Урок изобразительного искусства - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их вниман...

Роль языка в становлении личности ребенка

     О, язык родной, певучий! О, родительская речьЧто еще на свете знал я, что сумел я уберечь?    Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,      ...

влияние семьи на становления личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитан...

Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка

Понятие "социальное здоровье", работа по сохранению и укреплению социального здоровья обучающихся в школе....

Роль родителей в становлении личности ребенка.

Роль родителей в становлении личности ребенка....