Общешкольное родительское собрание «Проблемы нарушений поведения у детей и подростков"
учебно-методический материал
Общешкольное родительское собрание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobr._narusheniya_povedeniya.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа- интернат
ст-цы Шкуринской.
Общешкольное родительское собрание
Тема: «Проблемы нарушений поведения у детей и подростков»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме нарушений поведения у детей и подростков
Задачи:
1. Показать глобальность и актуальность проблемы, привлечь внимание к проблеме нарушений поведения.
2. Показать причины нарушений поведения.
3. Рассказать о последствиях неправильного поведения для успеваемости и социализации учащихся
В толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – тот, который умеет хорошо себя вести. Воспитание, привитие хороших манер, уважительное отношение к другим людям и самому себе начинаются в детстве. Ребенок всему подражает и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Он должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как общаться со сверстниками и взрослыми. Оставаться культурным человеком на протяжении всей жизни.
Чтобы ученик быстрее освоился в школе, привык к ней, для него составлены правила поведения в различной обстановке: в школе, дома, в общественных местах. "Прилежно учись, внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания, веди себя хорошо на уроках и переменах, не опаздывай на занятия" – эти слова ребенок постоянно слышит в школе и дома.
И, тем не менее, нарушения поведения учащихся в настоящее время выходят на первый план.
Нарушение поведения у детей включают:
- чрезмерную драчливость или хулиганство, агрессивное поведение;
-грубость, сквернословие
-жестокость к другим людям или животным;
-грубые разрушения собственности;
-поджоги, воровство, лживость,
-прогулы в школе и уходы из дома,
- постоянное откровенное непослушание
Причины нарушения поведения у детей
Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть разделены на две основные группы: биологическую и социальную.
Биологическую группу факторов, по мнению многих российских ученых составляют нарушения, возникающие до, во время, и после рождения ребенка
Социальные факторы нарушения поведения детей: семья, группы сверстников, окружающая среда.
Чаще всего причиной конкретного девиантного поведения выступает не одна, а несколько причин.
Однако большинство отечественных специалистов убежденно, что истинные причины нарушений поведения российских подростков следует искать в современной семье.
Влияние семьи:
1. Привязанность. Ненадёжная привязанность к родителям в младенчестве связана с возможным возникновения поведенческих проблем в дошкольном и школьном возрасте, таких как враждебность, оппозиционность и открытое неповиновение.
2. Семейный разлад. Семейные раздоры являются благодатной почвой для возникновения антисоциального поведения, особенно у мальчиков. В частности у детей, которые часто подвергаются насилию в семье.
3. Приверженность родителей к злоупотреблению алкоголем или наркотиками
4. Грубое воспитание и межпоколенная агрессия.
5. Родительская непоследовательность. Противоречивое сочетание строгости и попустительства также имеет связь с антисоциальным поведением.
ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРИЧИНЫ СЕРЬЕЗНЫХ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Первая – борьба за внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
При нехватке, полном отсутствии внимания к ребёнку у него формируется устойчивый условный рефлекс: «Хочешь внимания - веди себя плохо». «Делай плохо - и тебя заметят!»
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Борьба за собственную власть - поведение по типу «Ты мне ничего не сделаешь!».
Причины такого поведения: отсутствие примеров достойного конструктивного послушания; - мода на «крутых». Но «крутой» не есть «сильная» личность. «Крутой» = уверенное поведение + много агрессии. «Сильная личность» = уверенное поведение + много поддержки
Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.
Третья причина – желание отомстить.
Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; родители постоянно ссорятся… И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!».
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба.
Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».
Типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста(свойственно многим школьникам)
-Гиперактивное поведение детей. Дети с гиперактивным поведением имеют повышенную потребность в постоянном движении. У малышей блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление, наблюдается двигательное беспокойство, расторможенность.
-Демонстративное поведение. При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Данное поведение чаще всего адресовано взрослым.
-Протестное поведение
Существуют различные формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство.
*Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слезы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчужденность. Негативизм, возникающий у детей является результатом неправильного воспитания.
*Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого.
*Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни.
-Агрессивное поведение
Агрессивным поведением называют целенаправленные и разрушительные действия выполняемые ребенком. Ребенок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе. Он наносит вред живым и не живым объектам, вызывает психологический дискомфорт окружающих людей, причиняет физический ущерб.
Агрессивные действия ребенка, чаще всего выступают в качестве средства для достижения цели. Может являться способом психологической разрядки. Замещать блокированную и неудовлетворенную потребность в любви, самоутверждении, самореализации.
-Инфантильное поведение
У инфантильного ребенка в поведении сохраняются черты, которые присущи более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребенок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований, при нормальном развитии физических функций.
-Конформное поведение
Конформное поведение ребенка – это полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей. Основой конформного поведения являются непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «легкое заражение идеей»
Виды нарушения поведения
Существуют следующие виды нарушения поведения:
- агрессивное
- делинквентное
- зависимое
- суицидальное
Агрессивное поведение.
Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку» или на самого себя, так называемая аутоагрессия (раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, негативизм, ярость, бешенство и ненависть)
Почему ребенок может драться:
-чтобы привлечь внимание взрослого к себе или своим проблемам
-чтобы сообщить взрослому о своих негативных эмоциях (потому что не
умеет выражать их другим приемлемым способом)
-чтобы отомстить взрослому, который не желает слушаться ребенка
-чтобы проверить границы дозволенного (когда ребенку запрещают драться)
-просто для развлечения
Школьный коллектив - это особая среда, где каждый ребенок стремится занять определенное место. Детская агрессивность это довольно актуальная проблема, особенно в школе. Случается так, что не всех детей принимают в группе. Их намеренно задирают, провоцируют на агрессивное поведение. В ответ на это они всеми силами стараются отстоять свою позицию и применяют при этом не самые адекватные способы - дерутся, обзываются. В общем, они делаю все, чтобы ответить на неодобрение сверстников.
Часто агрессия у детей возникает как защитная реакция на неприятие со стороны сверстников. При этом возникают трудности в общении, с которыми ребенку самостоятельно справиться бывает довольно сложно опасно это тем, что агрессивность может закрепиться как черта личности, и ребенок будет испытывать подобные трудности не только в этом коллективе, но и во множестве других жизненных ситуациях.
Важно, чтобы агрессивное поведение не стало для детей чем-то привычным, ведь в этом случае речь уже может вестись о детской агрессивности как о личностной устойчивой характеристике.
Привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, негативизм, ярость, бешенство и ненависть.
Ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:
-выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
-тенденцию к разрушению;
-направленность на причинение вреда окружающим людям;
-склонность к насилию (причинению боли)
Делинквентное поведение. Под этим термином понимают противоправное поведение личности -действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
У подростков(от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.
В детском возрасте(от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношение к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги
Зависимое поведение: поведение человека, который находится в глубокой рабской зависимости от чего-либо:
-курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость
-нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
-гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры)
- религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту)
Признаки употребления спайса
-Возникают зрительные и слуховые галлюцинации. При закрытых глазах пациент видит различные яркие образы, слышит звуки и речь.
-Нарушение сознания и мышления. Человек в состоянии наркотического опьянения после употребления Спайса теряет связь с реальностью, перестает ощущать собственное тело. Нередки случаи полной потери сознания.
-Неосознанные действия. Например, пациент может ходить кругами или по определенной траектории, натыкается на разные предметы.
-Амнезия. После того, как состояние опьянения проходит, человек не может вспомнить, что он делал, и что в это время происходило вокруг.
-Красные глаза – также признак человека, употребляющего спайс..
Вот лишь наиболее серьезные последствия его употребления:
-он вызывает нарушения со стороны сердца и сосудов,
-со временем развивается сердечная недостаточность;
-нарушение функции печени;
-разрушение клеток головного мозга, нарушение мышления и других функций центральной нервной системы.
Как понять, что человек употребляет Спайс?
При формировании психической зависимости первым тревожным сигналом должна стать повышенная раздражительность и нервозность, которые раньше не отмечались, частые депрессии. Зависимого выдают покрасневшие, как будто после долгой бессонницы, глаза.
При формировании физической зависимости нарушается мышление и интеллект. Длительный перерыв между приемами вызывает ломку с тяжелыми последствиями: сильная тошнота, рвота, бессонница и отсутствие аппетита и др.
Суицидальное поведение. Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») - это умышленное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. В подростковом возрасте суицидальное поведение является серьезной проблемой. В последнее время добровольный уход из жизни подростков принимает характер эпидемии.
Проблемы в семье, потеря любимого человека, неуспеваемость в школе или постоянные неудачи в личных отношениях, все это может вызывать негативные мысли и привести к депрессии. Но в подростковом возрасте эти проблемы кажутся непреодолимыми, а боль, которую они причиняют, невыносимой. Самоубийство – это акт отчаяния, и в основном причина его лежит в подростковой депрессии.
Суицидальное поведение -осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:
-собственно суицидальные действия;
-суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом.
Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».
Существует множество причин, по которым подросток чувствует себя несчастным. Успеваемость в школе, социальный статус среди ровесников, семейное благополучие – это факторы, имеющие огромное влияние на психическое состояние подростка.
Поводом суицида может послужить:
-развод родителей
-болезнь или смерть близких
-одиночество в семье
-оскорбление
-несложившиеся отношения с коллективом класса или взрослыми
Действия, которые свидетельствуют о высоком риске суицида:
-открытые высказывания о желании покончить с собой, отсутствие надежды и веры в будущее
-фиксация на примерах самоубийства(частые разговоры о самоубийствах вообще)
-нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов, стремление к уединению, избегание друзей
-изменившийся стереотип поведения: например, несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных и общительных детей
-внезапное проявление несвойственных ранее черт- аккуратности, откровенности, щедрости(раздача личных вещей), перестают заниматься любимыми занятиями, пишут прощальные письма, составляют завещание
-потеря аппетита или чрезмерное переедание, что влечет за собой значительную потерю веса или полноту
-утрата интереса к окружающему, апатия, наплевательское отношение к себе (разговоры о том, что никому нет до него дела)
-постоянные боли, например головные боли, желудочные, боли в спине или чувство усталости
-бессонница ночью и повышенная сонливость на протяжении дня
-размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление(стихи, рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние: гробы, кресты, виселицы и т.д.)
Если вы замечаете у кого бы то ни было суицидальные мысли, не оставляйте их без внимания.
Действия родителей для формирования антисуицидальных установок следует:
¨ постоянно общаться с ребенком,
¨ не оставлять его наедине со своими мыслями; оказывать дружескую поддержку, быть рядом со своим ребенком, который страдает
¨ вселять уверенность в свои силы и возможности;
¨ проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
¨ осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками;
¨ не предъявлять к ребенку завышенных требований;
¨ не сравнивать ребенка с окружающими;
¨ повышать самооценку ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что;
¨ использовать наказание лишь в крайних случаях, не унижая ребенка;
¨ вселять оптимизм и надежду на лучшее
¨ когда не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!
¨обратиться за помощью к специалистам
Наилучший способ лечения должен выбрать лечащий врач. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением!!!
Итак, нарушения поведения у детей и подростков - очень распространенная и сложная проблема. Справиться с ней возможно только при условии взаимодействия родителей и педагогов, при понимании причин этих нарушений, при условии оказания своевременной помощи детям (педагогической, медицинской).
Коррекционная школа реализует на практике задачи лечебной педагогики: комплексная лечебно-педагогическая помощь детям и подросткам, направленная на успешное усвоение учебных программ, исправление поведения, успешную социализацию. Основной принцип лечебной педагогики- единство лечебного и педагогического процессов, тесная взаимосвязь педагогов и родителей.
Приложение1.
Рекомендации родителям:
- Обсудите со школьником весь спектр возможностей выражения своих чувств. В конфликтных ситуациях можно заменить тычки и удары нелицеприятными высказываниями, а, испытывая стеснение, предложить свою помощь или задать вопрос, отдав инициативу собеседнику.
2. Чаще обнимайте ребёнка, говорите ему ласковые слова. Это поможет вам убить двух зайцев – снизить уровень тревожности школьника и удовлетворить потребность в тактильном контакте.
3. Воздержитесь от агрессивных комментариев в адрес обидчиков ребёнка. Когда вы говорите: «Голову ему мало оторвать за то, что он испортил твою тетрадь!» ребёнок воспринимает ваши слова как разрешение применить физическую силу.
4. Расскажите ребёнку о случаях, когда потасовки между детьми приводили к серьёзным травмам или даже к летальному исходу. Для многих школьников такие знания становятся сдерживающим фактором.
5. Подумайте о том, чтобы записать ребёнка в секцию единоборств. Навыки владения своим телом, оценки действий соперника и тренировка выносливости помогут избавиться от сильного страха боли и придадут уверенность в своих силах.
Приложение2.
Как могут родители помочь подросткам выйти из депрессии?
-Воспитывая подростка, избегайте наказаний и унижений. Старайтесь закрепить в его памяти положительные стороны хорошего поведения.
-Постоянные наказания и унижения могут вызвать у ребенка чувство неполноценности и ненужности.
-Позвольте ребенку совершать ошибки. Чрезмерное опекунство над ним и принятие решений за него, превратит ребенка в неуверенного человека.
-Дайте ребенку чувство свободы. Он не может всегда поступать так, как вы этого хотите.
-Не заставляйте ребенка следовать вашему примеру и идти по жизни по вашим стопам. Не старайтесь превратить вашего ребенка в себя молодого.
-Если вы видите, что ребенок подавлен, найдите время чтобы поговорить с ним и выслушать его. Даже, если эта проблема с вашей точки зрения кажется незначительной, помните, что в возрасте ребенка, она может казаться концом света. Не обесценивайте его переживания!
-Старайтесь избегать нравоучений. Вместо этого прислушайтесь к ребенку, возможно, вы сможете лучше понять причины его эмоциональных проблем.
Дорогие родители!
Если вы не можете достучаться до ребенка и вас не покидает чувство беспокойства, если подавленность подростка не проходит на протяжении двух недель и, вдобавок, отмечаются другие симптомы депрессии, то немедленно обратитесь за помощью к специалисту.
Приложение3.
Анкета для учащихся
"Считаете ли вы себя культурным человеком?"
Инструкция: Отметьте в данном списке знаком "+" действия, которые вы считаете приличными(правильными), а знаком "-" выделите действия, которые вы считаете неприличными(неправильными):
- громко кричать
- драться
- быть отзывчивым к другим людям
- перебивать в разговоре другого человека
- задавать неуместные вопросы
- быть правдивым
- ругаться
- жадничать
- быть добрым
- ябедничать
- быть откровенным
- быть любознательным
- врать
- навязываться в друзья
- не обращать внимания, если кого-то обижают
- молчать, если кто-то совершил плохой поступок
- быть требовательным к себе
- отвечать за свои поступки
- грубить
- обзываться
- быть равнодушным к чужой беде.
Благодарим вас за участие в опросе и искренние ответы!
Приложение4.
Ф.И. _____________________________ Класс___ Дата______
Закончить предложение:
Воспитанный человек-это___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение5.
Ф.И.О._____________________________________ Дата_________
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Инструкция: Выбрать один из вариантов ответов
№ | Вопросы | Могу и всегда так поступаю(А) | Могу, но не всегда так поступаю(Б) | Не могу (В) |
1. | В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | |||
2. | Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? | |||
3. | Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? | |||
4. | Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? | |||
5. | Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? | |||
6. | Поставить себя на место ребенка? | |||
7. | Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея(прекрасный принц)? | |||
8. | Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? | |||
9. | Воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | |||
10. | Пообещать исполнить его желание за хорошее поведение? | |||
11. | Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет? | |||
12. | Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»
Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут ст...
Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».
Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...
Доклад на общешкольном родительском собрании по теме "Агрессия у детей и подростков".
Материал может быть использован для подготовки к классным и общешкольным родительским собраниям по теме "Агрессия у детей и подростков"....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме "Психологическая безопасность детей в семье"
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющим целью сохранение власти, контроля и внушения страха....
Общешкольное родительское собрание. "Ответственность родителей за воспитание детей"
Общешкольное родительское собрание. "Ответственность родителей за воспитание детей"...
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В статье описаны разные типы нарушений поведения детей с умственной отсталостью, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также причины формирования разных типов нарушений...
Общешкольное родительское собрание по теме «Профилактика употребления ПАВ среди подростков»
Мероприятие в рамках «Школы родительской компетентности» мы проводим очередную встречу, которую посвящаем одной из самых животрепещущих тем 21 века – проблеме наркомании. Легко ли бы...