Материалы для родителей
материал
Материалы полезные для родителей и учителей физической кульутры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика гиподинамии | 91.54 КБ |
Гимнастика для глаз | 564.28 КБ |
Личная гигиена школьников | 315.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Леонов Владислав Александрович 11Б
Гиподинамия – болезнь конца 20 – начала 21 века
Народная мудрость гласит: «Пешком ходить – долго жить!»
Гиподинамия и ее последствия
Когда человек большую часть времени проводит в сидячем положении, когда ему не хватает необходимой физической нагрузки, мышцы начинают ослабевать, уменьшается выносливость и сила человека, развивается вегето-сосудистая дистония, нарушается обмен веществ. Гиподинамия с течением времени приводит к изменениям опорно-двигательного аппарата: развивается остеопороз, остеоартроз и остеохондроз. Сказывается гиподинамия и на сердечно-сосудистой системе (развивается артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца), на дыхательной системе (болезни легких), пищеварительной системе (нарушение работы кишечника). Нарушения в эндокринной системе приводят к ожирению. При гиподинамии происходит снижение силы сокращений сердца и уменьшается масса тела. Кроме того, ослабляются венозные и артериальные сосуды, что приводит к ухудшению кровообращения. Возможны также нарушения в обмене белков, углеводов и жиров. Ухудшается из-за гиподинамии и работа головного мозга: снижается трудоспособность человека, его умственная активность, он быстро утомляется, ощущает общую слабость, страдает бессонницей. Что касается влияния на опорно-двигательный аппарат, то уменьшается мышечная масса, между мышечными волокнами возникает жировая прослойка. Тонус мышц снижается, нарушается осанка, и это, в свою очередь, приводит к смещению внутренних органов. Гиподинамия и ее последствия сказываются и на работе желудочно-кишечного тракта и кровеносных сосудов. Так, из-за нее развивается атеросклероз, гипертоническая болезнь и варикозное расширение вен.
Что же делать? Как человеку обезопасить себя от гиподинамии и ее последствий? Понятно, что для этого нужно, в первую очередь, поменять свой распорядок дня. Конечно, всем нам хочется после трудового дня сразу лечь на диван перед телевизором, и наслаждаться отдыхом. Но нужно помнить, что наш организм нуждается в нагрузке. К тому же, куда приятнее расслабление после физических упражнений, ведь тело после тренировки кажется таким гибким и легким. Таким образом, избежать гиподинамии — самой распространенной болезни 21 века — поможет физическая активность.Только тот человек, который ведет здоровый образ жизни, может избежать последствий гиподинамии. Что подразумевается под здоровым образом жизни? Это рациональное питание, больше движения, отказ от вредных привычек. Поверьте, даже 30 минут ежедневной физической нагрузки будут очень полезны для вас. А пешие прогулки на свежем воздухе вообще творят чудеса! Конечно, в идеале человеку рекомендуется заняться спортом, ходить в спортивные клубы, на фитнес, заниматься плаванием. Но если работа отнимает большую часть времени и такой возможности просто нет, то нужно хотя бы просто увеличить физическую нагрузку. Например, если есть собака, то каждый день гулять с ней, а не просто стоять и ждать, пока она сама погуляет, перестать пользоваться лифтом и подниматься на этаж пешком, делать каждое утро легкую зарядку. То есть, двигательная нагрузка должна быть разумной, и тогда это станет залогом того, что гиподинамия и ее последствия не скажутся на вас.Также врачи рекомендуют для профилактики гиподинамии пить как можно больше жидкости — чаи, компоты, соки. Вдвойне полезно пить фруктовые и овощные соки — они помогут укрепить иммунитет. Что касается питания, то оно должно быть сбалансированным — больше фруктов и овощей, полезен мед с лимоном. Очень важен и полноценный отдых — человек должен спать не менее восьми часов.
Основные показатели гиподинамии — ограничение двигательной активности организма, недостаток движения, малая нагрузка на мышцы. Для полноценной работы организму необходима активность, а также движение, нагрузка на мышцы, насыщение кислородом. Именно это нужно организму для стабильной работы, и именно это является залогом хорошего самочувствия и крепкого здоровья человека.
Чем опасна гиподинамия? У многих из нас вся нагрузка ограничивается дорогой от подъезда до автомобиля или остановки общественного транспорта. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству деятельности нервной системы (развиваются вегето-сосудистая дистония, депрессия, миофасциальные синдромы), нарушается обмен веществ. С течением времени из-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: прогрессирующе уменьшается костная масса (развивается остеопороз), страдает функция периферических суставов (остеоартроз) и позвоночника (остеохондроз). Длительная гиподинамия приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония), расстройствам дыхания (хроническая обструктивная болезнь легких) и пищеварения (нарушение функции кишечника). Цепь эндокринных нарушений вследствие гиподинамии проявляется метаболическим синдромом (ожирение, инсулинорезистентность и увеличение риска атеросклероза). Все эти изменения в конечном итоге приводят к уменьшению продолжительности жизни. Превратить прогресс из скрытого врага в друга и союзника - первостепенная задача современного человека. Во всем цивилизованном мире ширится движение за здоровый образ жизни. Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья человека. Однако посещать тренажерные залы и бассейны способны далеко не все. Многим не хватает времени или средств на серьезные занятия спортом. 3 Существенно укрепить свое здоровье возможно и с минимальными затратами, и такая возможность есть у каждого. Ученые пришли к выводу, что даже 30-минутная ежедневная физическая нагрузка способна значительно снизить риск возникновения ожирения и других сопутствующих заболеваний у людей, ведущих сидячий образ жизни. Таким образом, чтобы уберечь себя от множества болезней, связанных с гиподинамией, достаточно ежедневно проходить пешком 2 км или подниматься на пятый этаж без лифта или просто делать утреннюю зарядку. Любители танца могут не только поднять себе настроение, но и значительно укрепить свое здоровье, просто танцуя под приятную ритмичную музыку хотя бы по 20 минут в день. Попробуйте приучить свое тело к ежедневным физическим нагрузкам, и уже через два месяца вы заметите перемены к лучшему. Первой отреагирует Ваша нервная система, ведь двигательная активность всегда была и остается самым надежным способом успокоить «расшалившиеся» нервы. Вы обязательно обратите внимание на свои подтянувшиеся мышцы и здоровый цвет кожи. Таким образом, не прибегая к длительным тренировкам, Вы сможете существенно улучшить здоровье и избежать многих серьезных заболеваний. Особенно в детском возрасте необходимы активные физические нагрузки. Поэтому занятия физкультурой в дошкольных учреждениях и школах следует считать необходимым условием для правильного развития растущего организма ребенка. Основное занятие малышей в настоящее время - телевизор и компьютер. Даже на улице дети менее активны, чем должны быть. Их чаще возят на автомобилях, носят на руках, даже в тех случаях, когда они могли бы вполне прогуляться пешком.
причины гиподинамии
Причин развития гиподинамии существует очень много. Это и слишком малоподвижный образ жизни, чрезмерное использование транспорта, слишком долгий постельный режим, у школьников — большая нагрузка в школе и недостаточные занятия спортом.
Основные симптомы гиподинамии
• общая слабость;
• бессонница;
• учащенное сердцебиение;
• быстрая утомляемость даже при небольших нагрузках;
• нервозность, нестабильное эмоциональное состояние.
Профилактика гиподинамии.
Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки и т. д. При длительном пребывании больных на постельном режиме с целью профилактики последствий гиподинамии применяют комплексы специальных физических упражнений. Для ликвидации последствий гиподинамии используют индивидуальные двигательные режимы с постепенным возрастанием нагрузки на опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышцы сердца; в ряде случаев назначают лекарства, нормализующие обмен и состояние сердечнососудистой системы. Воспитывать физическую культуру необходимо с детского возраста. Надо создавать для детей возможность заниматься спортом дома, во дворе, на даче. Сегодня возможностей для этого более чем достаточно. Приобретите ребенку домашний стадион, прикрепите турник, веревочную лестницу и прочее. Чем раньше он почувствует удовольствие от физических упражнений, тем систематичнее будет заниматься ими и у него разовьется потребность в спорте. Не поощряйте увиливание от уроков физкультуры в школе, используйте каникулы для турпоходов, вылазок за город. Но главное, показывайте детям пример физической активности. Начинайте утро с физзарядки, посещайте всей семьей бассейн, спортзал, хотя бы раз в неделю, в выходной день. Зимой катайтесь на лыжах, коньках, играйте в хоккей, летом как можно больше плавайте, бегайте. Не торопитесь сесть в маршрутку, если есть время пройти несколько остановок пешком. Люди, поддерживающие свою форму физическими упражнениями, более активны во всех отношениях, дольше сохраняют молодость, красоту и здоровье. Особое значение имеют физические упражнения при умственном труде, "сидячей" профессии. Необходимо выделять время для так называемой физической встряски, делать физкультурные паузы. Большую пользу дают прогулки за городом - на лоне природы, на свежем 7 воздухе. Не ленитесь, и вы значительно улучшите качество своей жизни, сделаете ее более интересной и полноценной и избежите многих неприятных заболеваний.
Физическая активность детей играет очень важную роль: - в развитии двигательных навыков ребенка; - в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами; - в развитии мускулатуры и скелета, - в формировании осанки ребенка; - в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания; - в развитии сердечно-сосудистой системы. Гиподинамия в школьном возрасте чаще всего связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его домашними заданиями, дополнительными занятиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, подвижных игр, спорта. 4 Последние исследования свидетельствуют, что в образовательных учреждениях уровень двигательной активности у детей в 2-3 раза ниже минимального необходимого. Он достигает в среднем лишь около 60% от уровня двигательной активности школьников 60-х годов XX века. Сегодня гипокинезия зафиксирована у 50% мальчиков и 75% девочек школьного возраста. Может, дети дома занимаются физкультурой? Отнюдь, всего 1,4% родителей занимаются физкультурой с детьми ежедневно или хотя бы периодически. А ведь, по данным Министерства образования РФ, из-за низкого уровня состояния здоровья около миллиона школьников полностью освобождены от уроков физкультуры. Хотя для больных детей занятия физкультурой даже более необходимы, чем для здоровых. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности. Гиподинамия отрицательно влияет и на взрослых. Малоподвижный образ жизни - один из факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. На фоне нервно-эмоционального перенапряжения, избыточного питания гиподинамия особенно часто приводит к ожирению, которое является одним из главных факторов риска не только артериальной гипертонии, но и ишемической болезни сердца, сахарного диабета, подагры и ряда других хронических неинфекционных заболеваний. У людей с низкой физической активностью хронические неинфекционные заболевания развиваются в 1,5-2,4 (в среднем в 1,9) раза чаще, чем у людей, ведущих физически активный образ жизни. Для профилактики хронических неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья наиболее подходят физические упражнения, предусматривающие регулярные ритмические сокращения больших групп мышц: быстрая ходьба, бег трусцой, езда на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах и др. Физическая нагрузка является также лучшим средством для снятия нервного напряжения. При этом минимальный двигательный режим для здорового человека, занимающегося умственным трудом, должен составлять 8-10 часов различных физических занятий в неделю.
Для достижения оптимальной повседневной физической активности рекомендуется: - отказаться по возможности от общественного наземного транспорта и лифта - ходить пешком; - заниматься утренней гимнастикой и гимнастикой в тренирующем режиме; - начать регулярные занятия каким-либо видом оздоровительной физкультуры (ходьба, плавание, велосипед, лыжи, медленный бег); - заниматься физическим трудом (работа на приусадебном участке); - играть в подвижные игры (волейбол, бадминтон, теннис и др.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не рекомендуется делать больше пяти видов упражнений за один раз, чтобы ребёнок не уставал и качественно выполнял все задания. Упражнения с открытыми глазами чередуют с теми, при которых глаза закрывают. Занятия зрительной гимнастикой проводятся в спокойной обстановке. После выполнения всех упражнений рекомендуется максимально расслабиться – потянуться, позевать, поморгать.
Набор упражнений для зрительной гимнастики 1. «Моргай!» Ребёнок энергично моргает на счёт «1–2–3–4–5». Делает перерыв той же продолжительности. 4–5 повторов. 2. «Вверх-вниз». Задача малыша – посмотреть вверх, затем вниз, голова остаётся неподвижной. Повторяем 4 раза, затем пауза на 10 секунд. Ещё 1 повтор. 3. «Вправо-влево». Ребёнок медленно переводит глаза вправо-влево. Затем глаза следует закрыть на несколько секунд. 4 повтора. 4. «Зажмурься». Попросите ребёнка крепко зажмурить глаза, на счёт 5 открыть глаза широко-широко. Затем расслабиться и посмотреть вдаль. 4–5 повторов. 5. «Геометрия». Нужно обвести глазами предложенную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник), фиксируя взгляд на её углах. Можно попросить обвести фигуру пальчиком, чтобы убедиться, что дети смотрят по периметру. 4 повтора. 6 . «Часики». Попросите ребёнка сделать глазами круговое движение сначала по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо, вниз. Повторить то же движение, но против часовой стрелки. 3 повтора в каждую сторону.
7. «Спрячься!» Закрыть глаза ладонями, досчитать до 15, открыть глаза. Повторить 5 раз. 8. «Глаза велики». Попросите ребёнка широко открыть глаза, затем поморгать в течение 15 секунд. Повторить 3 раза с отдыхом в 10 секунд. 9. «Диагональ». Ребёнок смотрит сначала вправо вверх, потом влево вниз, потом влево вверх и вправо вниз. Голова при этом остаётся неподвижной. Для удобства смотрят крест-накрест на углы комнаты. 5 повторов. 10. «Восьмёрки». Предложите малышу взглядом нарисовать восьмёрку – сначала вертикальную, а затем горизонтальную. 5 повторов. 11. «Фокус-покус». Предложите ребёнку сфокусировать взгляд на предмете вдали на 10–15 секунд. Потом медленно перевести взгляд на предмет, который расположен близко, – на 10–15 секунд. Можно наклеить на оконное стекло небольшой стикер или наклейку и переводить взгляд с этой точки на стекле на деревья за окном. 5 повторов. 12. «В движении». Важно фокусировать взгляд на движущемся предмете, например на кончике указательного пальца, и видеть только его, потом сфокусироваться на объекте вдалеке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила личной гигиены школьников: повторение и контроль Регулярно мойте руки! Если мы привыкли мыть руки после того, как пришли с улицы, то о том, что эту процедуру следует производить и перед едой, и после посещения туалета (не важно, домашнего или общественного), и после игр с домашними животными, мы иногда забываем. Мыть руки следует тщательно, с мылом и под теплой водой. Родители, будьте примером для ребенка! И помните, что нерегулярное мытье рук может привести к заражению опасными заболеваниями, начиная с различных кожных болезней, заканчивая острыми кишечными и другими инфекциями. Регулярно принимайте душ. Водные процедуры очищают тело от загрязнений. Легкий душ можно принимать ежедневно, ванну – 1 раз в неделю. Чистите зубы 2 раза в день . Гигиена полости рта – это профилактика многих стоматологических заболеваний. Очень важно чистить зубы, соблюдая правила. Специально для вас стоматологи показали, как должны чистить зубы дети, старше 8 лет. Не забывайте о чистоте ногтей: ногти следует стричь коротко, 1 раз в неделю. Пока ребенок не может делать это хорошо и безопасно, ему должны подстригать ногти родители. Ежедневно умывайтесь и мойте ноги. Умываться следует утром и вечером, а ноги нужно мыть перед сном, чтобы предотвратить появление потливости.
Зачем должны следить родители? - Все предметы личной гигиены должны быть индивидуальны для каждого члена семьи – полотенца, расчески, мочалки, зубные щетки. Полотенца для лица и рук и полотенца для рук должны быть разными. -Необходимо поддерживать предметы личной гигиены в чистоте: зубные щетки и мочалки – промываться после использования, полотенца – просушиваться и регулярно сменяться. -Постельное белье должно сменяться 1 раз в неделю. -Объясните ребенку, что нельзя меняться с другими детьми деталями одежды, обувью. К примеру, использование чужого головного убора может привести к заболеванию и распространению педикулеза. -Регулярно проветривайте помещение и проводите влажную уборку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей. Дети и курение.
Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...
Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.
Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...
материалы для родителей и учителей
ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...
Материалы для родителей
Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя. Оценка се...
Материалы для родителей.
Новости...
Материалы для родителей
Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...
Материалы для родителей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...