ЗОЖ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ
статья
Предварительный просмотр:
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ.
Большое значение имеют занятия по танцу для физического развития детей. В 9-10 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.
Костная система ребенка данного возраста находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся.
Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в 9-10 летнем возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем 1380 граммов (10 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения.
Хореографу, работающему с детьми 9-10 летнего возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.
По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками 9-10 летнего возраста нет, пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.
Меняется к лучшему форма грудной клетки, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких, однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц. Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят 9-10 летнего возраста.
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 г на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого.
Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на «пластические» процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.
И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У детей 9-10 лет относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.
Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.
Мышцы 9-10 летнем возрасте еще не достаточно сильны, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у детей данного возраста можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.
Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.
Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.
К 9-10 годам полностью заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития.
Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки
у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. Постепенно дети начнут избавляться от таких физических недостатков, как сутуловатость, опушенная во время ходьбы голова, привычка ставить ноги носками внутрь, а так же начнут легко, стройно, свободно, грациозно двигаться, у них улучшится координация движений. Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.
Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...
Урок 27.Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. (7 класс)
Презентация иллюстрируют материал из учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Стресс, его влияние на человека). Согласно календарн...
Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"
Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"...
Статья "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ"
При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позвол...
Анатомо-физиологические особенности детей 10-12 летнего возраста.
.Развитие различных физических качеств у девочек и мальчиков происходит не одновременно. Наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет. При работе с подросткам...
Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста....
"Анатомо-физиологические особенности детей 13-15 лет"
В естественном развитии человека существуют разные периоды для развития определенных физических качеств. Подростковый возраст 15-13 лет не является исключением...
- Мне нравится (2)