Родительское собрание: «Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям».
учебно-методический материал
В материале представлено выступление классного руководителя на родительском собрании, посвященное проблемам переходного периода школьников в старшее звено обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
родительское собрание | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям».
Провела: Солозобова И.В.
2018г
Цель:
• выявить причины трудностей адаптации детей в учебной деятельности и наметить пути решения появившихся проблем;
• привлечь внимание родителей школьников к проблемам адаптации.
Ход собрания:
Классный руководитель:
Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. В пятом классе ребенка начинает изучать новые более сложные дисциплины, появляется новый классный руководитель и учителя-предметники. Начало пятого класса – интересный и сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдёт адаптация, зависит дальнейшая школьная жизнь ребёнка.
Согласно, информационному письму Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 № 14 – 15 – 140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования – на основную» успешность адаптации школьника к обучению в 5 - 6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
- учитывать психологические особенности 10 - 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения и той или иной форме характерны примерно для 70–80 % школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т. п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Именно с этими особенностями адаптационного периода в значительной степени связано ухудшение успеваемости, которому родители подчас находят неверное объяснение.
Подведение итогов:
Дорогие родители, сегодня вы получили представление о трудностях, с которыми сталкиваются дети, при переходе в 5 класс, почувствовали проблемы школьников.
Благодарю всех за внимание!
Литература
1. Джинотт Х. Дж. Между родителем и подростком. – М., 2000.
2. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997.
3. Сосова Н. Л. В пятый раз – в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10–11 лет. – СПб., 2001.
4. Цукерман Г. А. Десяти-, двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. – № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация пятиклассников к новым школьным условиям.(родительское собрание)
Первое собрание для родителей учащихся 5 класса, посвященное адаптации ребят к новым условиям школьной жизни. Материал собрания предлагает родителям увитеть основные отличия учебной и общей нагр...
Родительское собрание "Трудности психологической адаптации первоклассников"
Советы родителям...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
Родительское собрание "Особенности адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
Разработка родительского собрания....
Родительское собрание: Трудности адаптационного периода пятиклассников
Успешнoсть адаптации младшегo пoдрoстка зависит не тoлькo oт егo интеллектуальнoй гoтoвнoсти, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с однoклассниками и педагoгами, сo...
Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям
Трудности адаптации пятиклассников к новым школьным условиям...
Материал к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников к новым учебным условиям" (презентация, анкеты, памятки)
Материал к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников к новым учебным условиям" (презентация, анкеты, памятки)...