Программа родительского просвещения «Мир начинается с семьи»
рабочая программа
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа родительского просвещения «Мир начинается с семьи» | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБУ ДО «Детская школа искусств»
_________________Н.Н. Любимова
«_______»________________2019 г
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Программа родительского просвещения
«Мир начинается с семьи»
Составили:
педагог-психолог
Попова Л.Н.
социальный педагог
Мироненко Л.М.
г. Нефтеюганск
2019 г.
Описание деятельности программы «Мир начинается с семьи»
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».
В.А. Сухомлинский
Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьей - есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.
Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.
Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.
Изменившиеся социальные условия, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.
Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
Цели программы:
- Повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.
- Предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками.
- Обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.
Задачи:
- Предоставить родителям объективную научную информацию об особенностях развития детей и подростков в разные периоды жизни;
- Способствовать формированию положительного образов: «семьи», «родителей», «детей»;
- Развивать навыки самоуважения и уважения к детям;
- Способствовать развитию навыков анализа чувств и преодоления стресса;
- Способствовать развитию навыков эффективного общения;
- Способствовать осознанию родителями своих ценностей;
- Способствовать формированию навыков принятия обоснованных решений;
Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:
1. Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей в мероприятия программы «Мир начинается с семьи».
2. Изменение отношения к воспитательному процессу родителей: снижение или отсутствие случаев жестокого обращения с детьми.
3. Оптимизация внутрисемейных отношений: снижение частоты конфликтных ситуаций в системе «родитель – подросток (ребенок)».
Целевая группа:
Родители (законные представители) учащихся МБУ ДО ДШИ.
Ожидаемые результаты:
Повышение психолого-педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.
Предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками.
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п | Наименование мероприятие Форма проведения | Участники | Сроки проведения | Ответственный |
Диагностические мероприятия | ||||
1 | Анкетирование родителей учащихся, для определения тематики «Мир начинается с семьи» на учебный год. | Родители учащихся школы | Июнь | Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
2 | «Насколько вы ответственный родитель?» Анкетирование. | Родители учащихся 6-16 лет | Сентябрь Октябрь | Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
3 | Уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой) Анкетирование. | Родители учащихся 6-16 лет | Май | Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
Просветительские мероприятия | ||||
1 | «Подростковый возраст – переживаем вместе». Родительский лекторий. | Родители учащихся 6-16 лет | Сентябрь | Педагог-психолог |
2 | «Старший подростковый возраст. Становление личности». Родительский лекторий. | Родители учащихся 14-16 лет | Октябрь | Педагог-психолог |
3 | «Усиление мер безопасности за жизнью и здоровьем детей». Родительский лекторий. | Родители учащихся 6-16 лет | Октябрь Ноябрь | Социальный педагог |
4 | «Организация режима дня ребенка». Родительский лекторий. | Родители учащихся | Ноябрь | Классные руководитель |
5 | «Родительская ответственность за воспитание и развитие детей». Беседа. Распространение листовок «Безопасность в зимние каникулы». | Родители учащихся 6-16 лет | Декабрь | Социальный педагог Классные руководители |
6 | «Профессиональная направленность учащихся». Родительский лекторий. | Родители учащихся выпускных классов | Декабрь Январь | Педагог-психолог, учителя-предметники |
7 | Каникулы с пользой. Распространение буклета с рекомендациями для родителей. | Родители учащихся 6-11 лет | Март | Социальный педагог Классные руководители |
Профилактические мероприятия | ||||
1 | «Одаренный ребенок, что делать?» Консультация. | Родители учащихся, с признаками одаренности | Январь | Педагог - психолог |
2 | «Рекомендации по взаимоотношениям с детьми старшего подросткового возраста». Консультация. | Родители учащихся 12-16 лет | Февраль | Педагог - психолог |
3 | Профилактика употребления запрещенных веществ несовершеннолетними Консультация для родителей. Распространение информационных буклетов | Родители учащихся 12 – 16 лет | Март | Социальный педагог |
4 | «Психологический климат в семье» Родительский лекторий». | Родители учащихся | Март | Педагог - психолог |
Реализуют программу психолого-педагогического просвещения родителей специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители. Тематика для проведения просветительских мероприятий формировалась на основании плана работы на учебный год.
Просветительская работа проводится по плану, иногда вносятся корректировки в план мероприятий, в связи с возникающими обстоятельствами.
Результаты, планируемые в ходе реализации программы
- Снижение количества семей, находящихся в социально-опасном положении;
- снижение количества детей и подростков, состоящих на разных видах учета;
- снижение числа семей, находящихся в «группе риска»,
- повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа родительского просвещения по профилактикевредных привычек у детей младшего школьного возраста
Программа для работы с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у воспитанников клуба по месту жительства....
Родительское собрание "Всё начинается с семьи"
Материал для проведения родительского собрания...
Родительское собрание «Воспитание начинается в семье»
Родительское собрание «Воспитание начинается в семье» . Начальная школа...
Сценарий родительского собрания "Все начинается с семьи"
Родительское собрание помогает познакомиться с семейными ценностями семьи, на примере семей воспитанников....
Программа родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте
Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленн...
Программа родительского просвещения «Родительский Университет»
Цели программы:1) повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;2) предуп...
Программа родительского просвещения "Мы-родители"
Настоящая программа разработана для родителей 10-11 классов. Сроки реализации: 2018-2020 годы...