Программа родительского просвещения «Родительский Университет»
учебно-методический материал по психологии на тему

Гилюк Людмила Владимировна

Цели программы:

1)     повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;

2)     предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;

3)     обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_deyatelnosti_roditelskogo_universiteta.doc190.58 КБ

Предварительный просмотр:

Описание деятельности «Родительского университета»

Начать описание деятельности нашей школы по родительскому просвещению, хотелось бы со слов  В.А. Сухомлинского: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».

Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьей - есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности  перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.

В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе.

Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

Изменившиеся социальные условия, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.

Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни.

Руководствуясь вышесказанным, три года назад,  в нашей школе стартовала программа родительского просвещения «Родительский Университет».

Цели программы:

  1. повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;
  2. предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;
  3. обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.

Задачи:

1.      Предоставить родителям объективную научную информацию об особенностях развития детей и подростков в разные периоды жизни;

2.      Способствовать формированию положительного образов: «семьи», «родителей», «детей»;

3.      Развивать навыки самоуважения и уважения к детям;

4.      Способствовать развитию навыков анализа чувств и преодоления стресса;

5.      Способствовать развитию навыков эффективного общения;

6.      Способствовать осознанию родителей своих ценностей;

7.      Способствовать формированию навыков принятия обоснованных решений;

Принципы:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей;
  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические  факты);
  • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения;
  • развития личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности;
  • гуманизации отношений и общения;
  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;
  • преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка.

Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:

1.    Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей в мероприятия «Родительского университета».

2.    Изменение отношения к воспитательному процессу родителей: снижение или отсутствие случаев жестокого обращения с детьми.

3.     Оптимизация внутрисемейных отношений: снижение частоты конфликтных ситуаций в системе «родитель – подросток (ребенок)».

Целевая группа:

Родители (законные представители) учащихся МКОУ Новотроицкая СОШ № 12.

Ожидаемые результаты:

Повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.

Предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками.

Основные мероприятия по реализации программы

п/п

Наименование мероприятие

Форма проведения

Участники

Сроки проведения

Ответственный

Диагностические мероприятия

1

Анкетирование родителей учащихся, для определения тематики «Родительского Университета» на учебный год

Родители учащихся       школы

Август

Педагог-психолог

2

«Информированность родителей о занятиях детей». Анкетирование.

Родители учащихся       8-10 классов

Ноябрь

Декабрь

Классные руководители, социальный педагог

3

«Насколько вы ответственный родитель?» Анкетирование.

Родители учащихся       1- 4 классов

Январь  

Февраль

Педагог-психолог

4

«Подростки о родителях» Анкетирование.

Родители учащихся       5 - 7 классов

Март

Апрель

Педагог-психолог

5

Уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой)                  Анкетирование.

Родители учащихся   1-10 классов

Май

Педагог-психолог, классные руководители

6

Уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко).

Родители учащихся   1-10 классов

Май

Педагог-психолог

Просветительские мероприятия

1

«Уровень готовности учащихся 1 класса к обучению в школе. Адаптация 1-классников. Особенности психологического развития детей 6-7 лет».  Родительский лекторий.

Родители учащихся       1 класса

Август

Педагог-психолог

2

«Подростковый возраст – переживаем вместе». Родительский лекторий.

Родители учащихся       6 класса

Сентябрь

Педагог-психолог

3

«Старший подростковый возраст. Становление личности».      Родительский лекторий.

Родители учащихся       7 класса

Октябрь

Педагог-психолог

4

«Усиление мер безопасности за жизнью и здоровьем детей».                             Родительский лекторий.

Родители учащихся        1 – 4 классов

Октябрь

Социальный педагог

5

«Организация режима дня ребенка».        Родительский лекторий.

Родители учащихся        2 класса

Ноябрь

Классный руководитель

6

«Результаты адаптации пятиклассников к среднему звену школы».   Родительский лекторий.

Родители учащихся        5 класса

Декабрь

Педагог-психолог

7

«Профессиональная направленность учащихся».   Родительский лекторий.

Родители учащихся        9 класса

Январь

Педагог-психолог, учителя-предметники

8

«Психологические особенности учащихся начальной школы». Родительский лекторий.

Родители учащихся        4 класса

Февраль

Педагог-психолог

9

«Родительская ответственность за воспитание и развитие детей».           Родительский лекторий.

Родители     5-10 классов

Март

Социальный педагог

10

«Наркомания. Как противостоять проблеме современного общества?»  Беседа-диспут.

Родители учащихся        7 – 10 классов

Апрель

Педагог-психолог

11

«Справляемся со своими эмоциями». Занятие с элементами тренинга.

Родители учащихся     3 класса

Май

Педагог-психолог

12

«Уровень  социально – психологической готовности детей к обучению в школе». Родительский лекторий.

Родители дошкольников

Июнь

Педагог-психолог

Профилактические  мероприятия

1

«Как помочь детям сказать: «Нет!» употреблению ПАВ?» Консультация.

Родители учащихся 9 – 10 классов

Октябрь

Социальный педагог

2

«Воспитываем в детях ответственность за свое поведение».      Консультация.

Родители учащихся, состоящих на учете в ОДН

Ноябрь

Классные руководители

3

«Ограниченные возможности здоровья – жизнь без ограничений».    Консультация.

Родители учащихся        с ОВЗ

Декабрь

Педагог - психолог

4

 «Одаренный ребенок, что делать?»          Консультация.

Родители учащихся, с признаками одаренности    

Январь

Педагог - психолог

5

«Рекомендации по взаимоотношениям  с детьми старшего подросткового возраста».        Консультация.

Родители учащихся      7-8 классов    

Февраль

Педагог - психолог

6

«Умения и навыки, приобретенные учащимися к концу 1 класса».  Консультация.

Родители учащихся        1 класса    

Март

Классный руководитель

В первый год реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей основными реализаторами являлись узкие специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый. Во второй и третий год в данную работу включились классные руководители  и  учителя – предметники, а также значительно расширилась тематика просветительских мероприятий. Тематика для проведения просветительских мероприятий с самого начала реализации программы формировалась на основании запроса родителей: родителям предлагалась анкета с примерными темами и по большинству выбранных тем, составлялся план работы на учебный год.

Просветительская работа проводилась строго по плану, но иногда приходилось вносить корректировку в план мероприятий, в связи с возникающими проблемами, например в 2016-2017 учебном году в течение марта и апреля было проведено несколько мероприятий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в суицидальные игры в социальных сетях.

За годы реализации программы удалось добиться значительных результатов: снизилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении; снизилось количество детей и подростков, состоящих на разных видах учета (внутришкольный учет, в ОДН МВД, районный банк несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния); снизилось число семей, находящихся в «группе риска» и  допускающих жестокое обращение с детьми; повысилась посещаемость родителями родительских собраний, мероприятий и т.д.; повысилось число обращений родителей к узким специалистам (социальному педагогу, педагогу-психологу) для своевременного оказания помощи.

Делая выводы по реализации программы родительского просвещения «Родительский Университет», можно сказать, что нам удалось добиться основных целей и сделать нашу школу – центром родительского просвещения.

Также следует отметить, что мы планируем продолжать работу «Родительского Университета» в новом учебном году, несколько уменьшив число лекториев и увеличив число практических мероприятий, в которых родители будут  не просто слушателями, а активными участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа родительского просвещения по профилактикевредных привычек у детей младшего школьного возраста

Программа для работы с родителями  по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании  у воспитанников клуба по месту жительства....

Программа родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте

Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленн...

Программа родительского просвещения «Мир начинается с семьи»

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и осно...

Программа родительского просвещения "Мы-родители"

Настоящая программа разработана для родителей 10-11 классов. Сроки реализации: 2018-2020 годы...

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ РЕБЕНКА

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ РЕБЕНКААссоциация "Образование" реализует проект "Создание комплексной системы родительского просвещения в Тамбовской области" с испо...

Программа родительского просвещения " В школу- всей семьёй"

laquo;В школу – всей семьёй»Программа родительского просвещения Целевая группа: родители обучающихся 1-9 классов Продолжительность реализации программы: 2 года...

Программа родительского просвещения «Родители и ребёнок»

Данная программа способствует укреплению сотрудничества семьи и образовательной организации в воспитании детей,  а так же формированию ответственного отношения родителей (законных представителей)...