Программа родительского просвещения «Родительский Университет»
учебно-методический материал по психологии на тему
Цели программы:
1) повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;
2) предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;
3) обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_deyatelnosti_roditelskogo_universiteta.doc | 190.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание деятельности «Родительского университета»
Начать описание деятельности нашей школы по родительскому просвещению, хотелось бы со слов В.А. Сухомлинского: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».
Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьей - есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.
Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.
В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе.
Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.
Изменившиеся социальные условия, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.
Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни.
Руководствуясь вышесказанным, три года назад, в нашей школе стартовала программа родительского просвещения «Родительский Университет».
Цели программы:
- повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;
- предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;
- обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.
Задачи:
1. Предоставить родителям объективную научную информацию об особенностях развития детей и подростков в разные периоды жизни;
2. Способствовать формированию положительного образов: «семьи», «родителей», «детей»;
3. Развивать навыки самоуважения и уважения к детям;
4. Способствовать развитию навыков анализа чувств и преодоления стресса;
5. Способствовать развитию навыков эффективного общения;
6. Способствовать осознанию родителей своих ценностей;
7. Способствовать формированию навыков принятия обоснованных решений;
Принципы:
- первоочередного права родителей на воспитание детей;
- достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические факты);
- практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
- взаимного сотрудничества и взаимоуважения;
- развития личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности;
- гуманизации отношений и общения;
- системности воспитательных воздействий на ребёнка;
- преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка.
Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:
1. Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей в мероприятия «Родительского университета».
2. Изменение отношения к воспитательному процессу родителей: снижение или отсутствие случаев жестокого обращения с детьми.
3. Оптимизация внутрисемейных отношений: снижение частоты конфликтных ситуаций в системе «родитель – подросток (ребенок)».
Целевая группа:
Родители (законные представители) учащихся МКОУ Новотроицкая СОШ № 12.
Ожидаемые результаты:
Повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.
Предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками.
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п | Наименование мероприятие Форма проведения | Участники | Сроки проведения | Ответственный | |
Диагностические мероприятия | |||||
1 | Анкетирование родителей учащихся, для определения тематики «Родительского Университета» на учебный год | Родители учащихся школы | Август | Педагог-психолог | |
2 | «Информированность родителей о занятиях детей». Анкетирование. | Родители учащихся 8-10 классов | Ноябрь Декабрь | Классные руководители, социальный педагог | |
3 | «Насколько вы ответственный родитель?» Анкетирование. | Родители учащихся 1- 4 классов | Январь Февраль | Педагог-психолог | |
4 | «Подростки о родителях» Анкетирование. | Родители учащихся 5 - 7 классов | Март Апрель | Педагог-психолог | |
5 | Уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой) Анкетирование. | Родители учащихся 1-10 классов | Май | Педагог-психолог, классные руководители | |
6 | Уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко). | Родители учащихся 1-10 классов | Май | Педагог-психолог | |
Просветительские мероприятия | |||||
1 | «Уровень готовности учащихся 1 класса к обучению в школе. Адаптация 1-классников. Особенности психологического развития детей 6-7 лет». Родительский лекторий. | Родители учащихся 1 класса | Август | Педагог-психолог | |
2 | «Подростковый возраст – переживаем вместе». Родительский лекторий. | Родители учащихся 6 класса | Сентябрь | Педагог-психолог | |
3 | «Старший подростковый возраст. Становление личности». Родительский лекторий. | Родители учащихся 7 класса | Октябрь | Педагог-психолог | |
4 | «Усиление мер безопасности за жизнью и здоровьем детей». Родительский лекторий. | Родители учащихся 1 – 4 классов | Октябрь | Социальный педагог | |
5 | «Организация режима дня ребенка». Родительский лекторий. | Родители учащихся 2 класса | Ноябрь | Классный руководитель | |
6 | «Результаты адаптации пятиклассников к среднему звену школы». Родительский лекторий. | Родители учащихся 5 класса | Декабрь | Педагог-психолог | |
7 | «Профессиональная направленность учащихся». Родительский лекторий. | Родители учащихся 9 класса | Январь | Педагог-психолог, учителя-предметники | |
8 | «Психологические особенности учащихся начальной школы». Родительский лекторий. | Родители учащихся 4 класса | Февраль | Педагог-психолог | |
9 | «Родительская ответственность за воспитание и развитие детей». Родительский лекторий. | Родители 5-10 классов | Март | Социальный педагог | |
10 | «Наркомания. Как противостоять проблеме современного общества?» Беседа-диспут. | Родители учащихся 7 – 10 классов | Апрель | Педагог-психолог | |
11 | «Справляемся со своими эмоциями». Занятие с элементами тренинга. | Родители учащихся 3 класса | Май | Педагог-психолог | |
12 | «Уровень социально – психологической готовности детей к обучению в школе». Родительский лекторий. | Родители дошкольников | Июнь | Педагог-психолог | |
Профилактические мероприятия | |||||
1 | «Как помочь детям сказать: «Нет!» употреблению ПАВ?» Консультация. | Родители учащихся 9 – 10 классов | Октябрь | Социальный педагог | |
2 | «Воспитываем в детях ответственность за свое поведение». Консультация. | Родители учащихся, состоящих на учете в ОДН | Ноябрь | Классные руководители | |
3 | «Ограниченные возможности здоровья – жизнь без ограничений». Консультация. | Родители учащихся с ОВЗ | Декабрь | Педагог - психолог | |
4 | «Одаренный ребенок, что делать?» Консультация. | Родители учащихся, с признаками одаренности | Январь | Педагог - психолог | |
5 | «Рекомендации по взаимоотношениям с детьми старшего подросткового возраста». Консультация. | Родители учащихся 7-8 классов | Февраль | Педагог - психолог | |
6 | «Умения и навыки, приобретенные учащимися к концу 1 класса». Консультация. | Родители учащихся 1 класса | Март | Классный руководитель |
В первый год реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей основными реализаторами являлись узкие специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый. Во второй и третий год в данную работу включились классные руководители и учителя – предметники, а также значительно расширилась тематика просветительских мероприятий. Тематика для проведения просветительских мероприятий с самого начала реализации программы формировалась на основании запроса родителей: родителям предлагалась анкета с примерными темами и по большинству выбранных тем, составлялся план работы на учебный год.
Просветительская работа проводилась строго по плану, но иногда приходилось вносить корректировку в план мероприятий, в связи с возникающими проблемами, например в 2016-2017 учебном году в течение марта и апреля было проведено несколько мероприятий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в суицидальные игры в социальных сетях.
За годы реализации программы удалось добиться значительных результатов: снизилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении; снизилось количество детей и подростков, состоящих на разных видах учета (внутришкольный учет, в ОДН МВД, районный банк несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния); снизилось число семей, находящихся в «группе риска» и допускающих жестокое обращение с детьми; повысилась посещаемость родителями родительских собраний, мероприятий и т.д.; повысилось число обращений родителей к узким специалистам (социальному педагогу, педагогу-психологу) для своевременного оказания помощи.
Делая выводы по реализации программы родительского просвещения «Родительский Университет», можно сказать, что нам удалось добиться основных целей и сделать нашу школу – центром родительского просвещения.
Также следует отметить, что мы планируем продолжать работу «Родительского Университета» в новом учебном году, несколько уменьшив число лекториев и увеличив число практических мероприятий, в которых родители будут не просто слушателями, а активными участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа родительского просвещения по профилактикевредных привычек у детей младшего школьного возраста
Программа для работы с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у воспитанников клуба по месту жительства....
Программа родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте
Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленн...
Программа родительского просвещения «Мир начинается с семьи»
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и осно...
Программа родительского просвещения "Мы-родители"
Настоящая программа разработана для родителей 10-11 классов. Сроки реализации: 2018-2020 годы...
РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ РЕБЕНКА
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ РЕБЕНКААссоциация "Образование" реализует проект "Создание комплексной системы родительского просвещения в Тамбовской области" с испо...
Программа родительского просвещения " В школу- всей семьёй"
laquo;В школу – всей семьёй»Программа родительского просвещения Целевая группа: родители обучающихся 1-9 классов Продолжительность реализации программы: 2 года...
Программа родительского просвещения «Родители и ребёнок»
Данная программа способствует укреплению сотрудничества семьи и образовательной организации в воспитании детей, а так же формированию ответственного отношения родителей (законных представителей)...