Работа социального педагога с неблагополучной семьей.
статья
Помощь неблагополучным семьчм не утратить связь с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_neblagopoluchnoy_semey.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Работа социального педагога с неблагополучной семьей
Социальный педагог : Толстых Н.Х.
ГБОУ школа 612
Санкт- Петербург
2019
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из – за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». За годы работы могу выделить две большие группы неблагополучных семей:
- семья с открытой формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
- внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.
Цель работы, социального педагога - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
В начале работы с семьей проводится социальная диагностика , просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
Работу с семьей начинается:
- с изучения семьи и осознание существующих в ней проблем,
- обследование жилищных условий неблагополучной семьи
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
- изучение личностных особенностей членов семьи
- составление карты семьи
- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями - текущие и контрольные посещения семьи
Социальная помощь включает три основных составляющих
В работе с детьми и их родителями использую следующие формы работы:
- индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог)
- консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей.
Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения работы отслеживаю и корректируется.
Имеются семье, тяжело идущие на контакт. К ними надо находить индивидуальный подход.
Эффективность работы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
Работа социального педагога с неблагополучными семьями
Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой – семьей. Успешное решени...
Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"
Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...