"Несколько правил , позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ вашим ребёнком"
материал
Предварительный просмотр:
Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ вашим ребенком
Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.
1. Общайтесь друг с другом
Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?
Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
2. Выслушивайте друг друга
Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:
• быть внимательным к ребенку;
• выслушивать его точку зрения;
• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;
не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»
3. Ставьте себя на его место
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!
4. Проводите время вместе
Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.
5. Дружите с его друзьями
Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.
Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь — своему ребенку.
6. Помните, что ваш ребенок уникален
Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном, 50 — в обвинительном?...
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!
Нужно время от времени распоряжаться собой полностью — т. е. нужна своя доля свободы. Без неё — задохнется дух.
7. Подавайте пример
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей. Ну не можем, не можем, не бывает этого — и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!
Причины, по которым дети начинают употреблять наркотики
- любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»);
- желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т. д.;
- желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания;
- безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.
РОДИТЕЛИ! ЗАДУМАЙТЕСЬ:
- ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
- мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.
- ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет; что можно делать, а чего следует избегать.
Как распознать симптомы употребления наркотиков у Вашего ребенка? Как помочь ему противостоять давлению со стороны сверстников и подчинения групповым законам в употреблении наркотиков? Насколько вредны наркотики?
Как распознать симптомы употребления наркотиков у Вашего ребенка? Как помочь ему противостоять давлению со стороны сверстников и подчинения групповым законам в употреблении наркотиков? Насколько вредны наркотики? (По материалам книги Джеймса Ч. Добсона «Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы» © Центр общечеловеческих ценностей) Большинство подростков знает, что употребление наркотиков причиняет вред их организму и может привести даже к гибели. Почему же они их употребляют? Может быть, они становятся жертвами негодяев, которые их подталкивают к этому и делают их зависимыми от наркотиков?
Не обязательно. Чаще всего приобщение к наркотикам происходит в кругу друзей, когда в атмосфере приятельского общения подростки делятся своими желаниями или впечатлениями. Марихуану и некоторые другие наркотики нередко предлагают попробовать на вечеринках, когда новичку в этом деле трудно отказаться, чтобы не произвести впечатление человека неискушенного и слишком правильного. Многие подростки готовы в буквальном смысле подвергнуть риску собственную жизнь, если группа сверстников требует от них что-то сделать. Такая потребность в общественном одобрении играет в большинстве случаев ведущую роль в ситуации приобщения подростка к наркотикам.
Какие симптомы могут указывать родителям на то, что их ребенок употребляет наркотики?
Советую обратить внимание на восемь видов симптомов физического и эмоционального характера, которые свидетельствуют об употреблении человеком наркотиков. 1. Типичным признаком является воспаление век и носа. Зрачки или сильно расширены или сильно сужены в зависимости от того, какой вводился наркотик. 2. Могут проявляться отклонения в поведении. Человек бывает заторможенным, угрюмым, отсутствующим или, наоборот, ведет себя истерически, шумно, проявляет чрезмерную подвижность. 3. Аппетит может быть чрезмерно повышенным или совершенно отсутствовать. Может наблюдаться потеря веса. 4. Происходят неожиданные изменения личностных особенностей. Человек может становиться раздражительным, невнимательным, пугливым или, наоборот, агрессивным, подозрительным, готовым взорваться по любому поводу. 5. Появляется неприятный запах от тела и изо рта. Проявляется небрежное отношение к личной гигиене и одежде. 6. Могут возникнуть проблемы в системе пищеварения. Случаются поносы, тошнота и приступы рвоты. Часто болит голова и двоится в глазах. В числе других признаков физического разрушения организма можно назвать также изменение состояния кожного покрова (дряблая кожа) и общего тонуса организма. 7. На теле можно обнаружить следы уколов, обычно они бывают на руках: очень важный симптом! В эти места иногда попадает инфекция, и там появляются нарывы, язвы. 8. Разрушаются представления о моральных ценностях, и они замещаются извращенными идеями.
Можно ли, улучшив систему просвещения, подробно объясняющую вред наркотиков, предотвратить их употребление в среде подростков?
К сожалению, сократить потребление наркотиков с помощью разъяснительных мер невозможно. Большинство подростков знают о последствиях употребления наркотиков, пожалуй, даже лучше, чем их родители, но употреблять их начинают вопреки этому знанию. Однако необходимо все же усилить разъяснение этих вопросов в среде молодежи. Это является пока нашей единственной надеждой в создавшейся ситуации. Как только употребление наркотиков станет чем-то позорным, не заслуживающим зависти и восхищения, эта эпидемия пройдет.
Как помочь ребенку противостоять давлению со стороны подростков, которое требует от него подчинения групповым законам в вопросах употребления наркотиков и в сексуальных отношениях?
Очень важно, чтобы подросток осознал давление со стороны группы еще до того, как оно достигнет максимума. Может случиться, что однажды он окажется в машиневместе с четырьмя приятелями, которые решат принять какие-то красные таблетки. Надо, чтобы он заранее знал, как себя вести в этой ситуации. Родителям заранее необходимо выяснить, что их сын предпримет в такой момент. Следует научить его манере поведения в подобном случае. Такая подготовка, конечно, не может служить гарантией его мужества, способности устоять в критической ситуации. Однако его осведомленность о силе влияния сверстников друг на друга может помочь ему обрести независимость в своих действиях. Поэтому советую родителям обсудить со своим ребенком, когда ему будет 10-12 лет, вопросы поведения в среде сверстников, делая акцент на необязательное выполнение требований остальных членов группы.
Что вы думаете об опасности, связанной с употреблением марихуаны? Я слышал, что она не дает эффекта привыкания, поэтому ее употребление не наносит вреда. Однако есть и другое мнение - что она очень опасна. Какова ситуация на самом деле?
На этот вопрос вам ответит доктор Хзролд Вот - старший психиатр и психоаналитик в Фонде Меннингера в Топике штата Канзас. Обратимся к его исследованиям. «Опыт моей собственной семьи дал мне главный стимул для того, чтобы заняться проблемой злоупотребления наркотиками. Я видел, как происходит взросление троих моих сыновей. Это резко контрастировало с тем, что я наблюдал в течение многих лет в среде молодых людей, чьим жизням марихуана наносила тяжелый ущерб, а иногда совершенно их разрушала. Оказаться свидетелем поступков молодого человека, который сам себе наносит вред, - это трагическое положение: оно разбивает сердце. Я думал о том, какую опасность представляют наркотики молодежи, как они разрушают надежды родителей, какую печаль приносят их семьям. Желая помешать человеку скатиться на путь обмана, который ожидает любого потенциального наркомана, я приведу следующие факты. - Все заинтересованные лица, даже те, кто придерживается мнения о необходимости узаконить торговлю марихуаной и открыто ее распространять, согласны с тем, что детям, подросткам, молодым людям, чей ум и тело еще не вполне окрепли, а также беременным женщинам не следует курить марихуану ни при каких обстоятельствах. - Почти 90 процентов из тех, кто употребляет такие сильные наркотики, как героин, начинали с марихуаны. - Пять сигарет с марихуаной обладают той же способностью вызвать заболевание раком, как 112 обычных сигарет. - Марихуана остается в организме, откладываясь в жировых клетках, на срок от трех до пяти недель. Она оказывает отрицательное воздействие на умственную деятельность и на физическое состояние организма на протяжении всего этого периода. - Человек, который курит марихуану регулярно, страдает от интенсивного образования и накопления токсичных веществ в жировых клетках организма, особенно в клетках мозга. Так что для полного очищения организма курильщика требуется от трех до пяти месяцев после прекращения курения. - В подростковом возрасте еще продолжается формирование той части мозга, которая обеспечивает способность человека концентрировать свое внимание, заниматься творчеством, обучаться, формировать понятия на достаточно высоком уровне. Постоянное употребление марихуаны в этом возрасте приводит к замедлению нормального роста клеток мозга. - Исследование, проведенное в Колумбийском университете, выявило, что женщины, курящие марихуану, страдают резким увеличением числа клеток с поврежденными молекулами ДНК, которые являются носителями генетической информации. Женские яйцеклетки особенно подвержены разрушению под действием марихуаны. - В другом исследовании, проведенном также в Колумбийском университете, обнаружено, что в контрольной группе, члены которой курили по одной сигарете с марихуаной каждый день на протяжении года, наблюдалось снижение в крови белых кровяных телец на 39 процентов по сравнению с нормой. Это означало повреждение иммунной системы, что повышало подверженность этих людей инфекциям и различным заболеваниям. - Выкуривание одной сигареты с марихуаной приводит к снижению двигательных функций на 41 процент, а двух - на 63 процента».
Как распознать симптомы употребления марихуаны у моего шестнадцатилетнего сына?
Согласно сведениям Центрального управления по злоупотреблению наркотиками в Сан-Антонио штата Техас, существуют следующие симптомы употребления марихуаны. 1. Пониженная подвижность; снижение целеустремленности. 2. Значительное ухудшение успеваемости в школе. 3. Сокращение периода времени, на которое удается сконцентрировать внимание. 4. Ухудшение коммуникабельности. 5. Снижение эмоциональной теплоты в социальных контактах; падение уровня сопереживания другим людям. 6. Бледное лицо, блуждающий взгляд, покрасневшие глаза. 7. Пренебрежение к впечатлению, которое курильщик производит на других. 8. Чрезмерная реакция даже на умеренные критические замечания, принимающая порой неадекватное выражение. 9. Изменение в личностных характеристиках: из активной, заинтересованной в успехе личности - в более пассивную, безразличную. 10. Общение с друзьями, которые отказываются назвать себя, когда звонят по телефону, или вешают трубку, если слышат голос одного из родителей. 11. Повышенная склонность держать в секрете вопросы, касающиеся денег; исчезновение из дома денег и ценных вещей.
Наркомания – что это?
Наркомания - Болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль.
Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – безумие, восторженность) – в медицине болезнь, характеризующаяся патологическим влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма; в психологии – потребность употреблении какого-либо лекарственного средства или химических веществ для избежания дискомфорта, возникающего при прекращении употребления, т.е. зависимость от химических веществ; в социологии – вид отклоняющегося поведения.
Наркомания, включает две формы зависимости:
Психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в употреблении какого-либо лекарственного средства или химического вещества для избежания нарушений психики или дискомфорта, возникающих при прекращении употребления вещества, вызвавшего зависимость, но без соматических явлений абстиненции.
Физическая зависимость – состояние, характеризующееся развитием абстиненции при прекращении приема вызвавшего зависимость вещества или после введения его антагонистов.
Какие виды наркотиков существуют
Характеристика наиболее распространенных наркотиков
ОПИАТЫ
Наркотики, обладающие седативным, «затормаживающим» действием. К этой группе относятся природные и синтетические морфиноподобные соединения. Все природные наркотические средства опийной группы получают из мака. Вызывают состояние эйфории, спокойствия, умиротворения. Включаясь в обменные процессы, приводят к быстрому (иногда после одного-двух приемов) возникновению сильнейшей психической и физической зависимости. Крайне разрушительно действуют на организм. Наркотические зависимости, вызываемые опиатами, очень трудно поддаются лечению.
- Героин («герыч», «белый», «лошадь», «смак») — наиболее распространенный опийный наркотик. Наряду с очень сильным и ярко выраженным наркотическим эффектом обладает крайне высокой токсичностью и способностью быстро (после 2–3 приемов) формировать физическую зависимость. Героин курят, нюхают и вводят внутривенно.
- Маковая соломка («солома», «сено»)- измельченные и высушенные части стеблей и коробочек мака (зерна мака наркотически активных веществ не содержат). Соломка используется для приготовления раствора ацетилированного опия.
- Ацетилированный опий — готовый к употреблению раствор, полученный в результате ряда химических реакций. Имеет темно-коричневый цвет и характерный запах уксуса.
- Опий-сырец («ханка», «жмых», «опиуха») — специально обработанный сок растений мака, используется как сырье для приготовления раствора ацетилированного опия. Вещество, напоминающее пластилин. Цвет — от белого до коричневого. Продается небольшими кусочками шариками.
- Метадон — сильный синтетический наркотик опийной группы. Продается в виде белого порошка или готового раствора. В некоторых странах разрешен как средство заместительной терапии при лечении опийной наркомании.
Признаки опьянения | Непродолжительное состояние эйфории, необычная сонливость в самое разное время; медленная, "растянутая" речь; часто "отстает" от темы и направления разговора; добродушное, покладистое, предупредительное поведение вплоть до полного подчинения; стремление к уединению в тишине, в темноте, несмотря на время суток; бледность кожных покровов; очень узкий зрачок, не реагирующий на изменения освещения; замедление сердцебиения, дыхания, снижение болевой чувствительности; понижение аппетита, жажды, рефлексов и сексуального влечения |
Последствия употребления опиатов | Огромный риск заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитами из-за использования общих шприцев; поражение печени из-за низкого качества наркотиков: в них остается уксусный ангидрид, который используется при приготовлении; сильное снижение иммунитета и, как следствие, подверженность инфекционным заболеваниям; заболевания вен, разрушение зубов из-за нарушения кальциевого обмена; импотенция; снижение уровня интеллекта. Очень велика опасность передозировки с тяжелыми последствиями, вплоть до смерти |
ПРЕПАРАТЫ КОНОПЛИ
Конопля произрастает в регионах с умеренно теплым климатом. Чем южнее выращено растение, тем больший наркотический эффект вызывает изготовленный из него наркотик. Действующие вещества — каннабиноиды. Воздействие — изменение сознания. В помещении надолго остается характерный запах жженной травы. Сохраняет этот запах и одежда.
- Марихуана («травка», «шмаль», «анаша», «зелье»)- высушенная или сырая зеленая травянистая часть конопли. Светлые, зеленовато-коричневые размолотые листья и цветущие верхушки конопли. Может быть плотно спрессована в комки. Этот наркотик курят в виде сигарет-самокруток («косяков»), а также набивают в трубки, добавляют в пищу.
- Гашиш («план», «дурь», «чернуха») — смесь смолы, пыльцы и измельченных верхушек конопли — смолистое вещество темно-коричневого цвета, похожее на пластилин, в виде брикетиков или капсул. Содержит более 20% каннабиоидов. Гашиш курят с помощью специальных приспособлений. Действие наркотика наступает через 10–30 минут после курения и может продолжатся несколько часов. Все производные конопли относятся к группе нелегальных наркотиков и полностью запрещены.
Признаки употребления препаратов конопли | Эйфория, чувство беззаботности; несдержанность, повышенная разговорчивость; состояние сильного голода и жажды, покраснение глаз; при небольшой дозе - расслабленность, обостренное восприятие цвета, звуков, повышенная чувствительность к свету из-за сильно расширенных зрачков; при большой дозе - заторможенность, вялость, сбивчивая речь у одних, агрессивность, с немотивированными действиями у других; безудержная веселость, нарушение координации движений, восприятия размеров предметов и их пространственных отношений, галлюцинации, беспочвенные страхи и паника |
Последствия употребления | "Перегорание" - неразбериха в мыслях, разочарованность, депрессия и ощущение изолированности; нарушение координации движения, памяти и умственных способностей; замедленное половое развитие и созревание, включая нарушения спермообразования и менструального цикла; при приеме большой дозы наркотика могут возникнуть галлюцинации и паранойя; формирование психической зависимости, когда курение не приносит удовлетворения, но становится необходимым; провокация одновременного употребления алкоголя и перехода к более тяжелым наркотикам; бронхит, системы (один "косяк" марихуаны приравнивается к 25 сигаретам), рак легких |
АМФЕТАМИНЫ
Наркотики, обладающие психостимулирующим, «возбуждающим» действием. К этой группе относятся синтетические вещества, содержащие соединения амфетамина. В большинстве случаев вводятся внутривенно. Эти наркотики получают из лекарственных препаратов, содержащих эфедрин (солутан, эфидрина гидрохлорид). В природе эфедрин содержится в растении «эфедра». Действие наркотика продолжается 2–12 часов (в зависимости от типа вещества). Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика. Обостряются вспыльчивость, злобность, агрессивность.
- Эфедрон(«порох», «болтушка», «джеф») — готовый к употреблению раствор, полученный в результате химической реакции. Имеет розоватый либо прозрачный цвет и характерный запах фиалки.
- Первитин («винт», «болт», «варево») - готовый к употреблению раствор, полученный в результате сложной химической реакции. Маслянистая жидкость, имеющая желтый либо прозрачный цвет и характерный запах яблок. Используется потребителями в качестве замены героиновой зависимости, что абсолютно неэффективно и еще более пагубно.
- Эфедрин — кристаллы белого цвета, полученные из растения эфедры. Он применяется в лечебных целях, а также используется для приготовления эфедрона и первентина чаще всего путем манипуляций с лекарственными препаратами. Готовые к употреблению кристаллы желтоватого цвета. Их вдыхают или курят.
Признаки употребления | Ощущение безмятежности и эйфории; учащение сердечного ритма и повышение кровяного давления; расширение зрачков глаз; излишняя двигательная активность, сильное сексуальное раскрепощение; болтливость, деятельность носит непродуктивный и однообразный характер; отсутствует чувство голода; нарушение режима сна и бодрствования |
Последствия употребления амфетаминов | Головокружение, головные боли, ухудшение зрения и сильное потоотделение; инфаркты, инсульты; нервное истощение; сильные изменения психики и необратимые изменения головного мозга; поражения сердечно-сосудистой системы и всех внутренних органов; поражения печени из-за низкого качества наркотиков - в них остается йод, марганцовка и красный фосфор, которые используются при приготовлении наркотика; риск заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитами из-за использования общих шприцев; сильное снижение иммунитета, опасность передозировки с тяжелыми последствиями, вплоть до смерти |
КОКАИН
Психостимулятор растительного происхождения, получаемый из листьев растения коки. Привыкание развивается незаметно, но стойко. Кокаин вымораживает область от глаз до груди — тело становится нечувствительным.
- Кокаин («дутый», «кокс», «снег», «кока», «вдох», «конфетка для носа», «свисток», «снежинка») — белый кристаллический порошок, обычно вдыхаемый через трубку или соломку с гладкой поверхности, такой, как стекло или зеркало. Гидрохлорид кокаина легко растворяется в воде, поэтому его не только нюхают, но иногда вводят внутривенно или глотают.
- Крек («камень») — хрупкие пластинки, образующиеся в результате смешения кокаина с пищевой содой и водой и выпаривания, используется для курения. Крэк чрезвычайно быстро вырабатывает как физическую, так и психологическую зависимость.
Признаки употребления | Вызывает короткое, но интенсивное ощущение эйфории и повышение работоспособности; стимулирует центральную нервную систему; учащенный пульс, дыхание, повышение кровяного давления, потливость; расширение зрачков, отсутствие аппетита; излишняя активность, возбужденность, чувство тревоги, бессонница |
Последствия употребления | Аритмия, кровотечения и другие повреждения носовой полости; разрушение слизистой и утрата обоняния, вкуса; глухота; параноидальные психозы, галлюцинации, агрессивность; смерть в результате нарушения сердечной деятельности (инфаркт миокарда) или остановки дыхания |
ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ
Неоднородная по происхождению и химическому составу группа психоделических препаратов, изменяющих сознание — ощущения, мысли, эмоции и восприятие.
- ЛСД («кислота», «марки», «промокашка», «красный дракон») — синтетический наркотик, производное лизергиновой кислоты, содержащейся в спорынье. Бесцветный порошок без запаха или прозрачная жидкость без запаха, цвета и вкуса. Жидкостью пропитывают разрисованную яркими рисунками бумагу или ткань. Кусочек ее кладется под язык, действие оказывает через 30–60 минут и продолжается до 12 часов. Оказывает огромный галлюциногенный эффект в малых концентрациях — 30г. ЛСД достаточно для 300 000 тысяч человек.
- Псилоцин и псилоцибин («грибы», «поганки») — наркотические вещества, обладающие галлюциногенным эффектом. Содержаться в грибах-поганках. Для наступления наркотического эффекта достаточно принять 2 грамма сухих грибов. Главная опасность этого наркотика — его доступность.
Признаки опьянения | Повышенная частота пульса, повышенное давление, расширение зрачков, дрожание рук, сухость кожи. Наркотическое опьянение сопровождается изменением восприятия внешнего мира - те, кто принимает галлюциногены, говорят, что они "видят звуки" и "слышат цвета"; галлюцинации, сильное ощущение счастья, перевозбуждение; нарушения ощущения своего тела, координации движений; утрата самоконтроля |
Последствия употребления | Необратимые изменения в структуре головного мозга, психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Даже однократный прием ЛСД может привести к изменению генетического кода и необратимо повредить головной мозг. Психические нарушения неотличимы от заболевания шизофренией. Наркотик накапливается в клетках мозга. Оставаясь там длительное время, он может и спустя несколько месяцев вызывать те же ощущения, что и непосредственно после приема. Действие наркотика продолжается 2-12 часов (в зависимости от типа вещества). Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика. Обостряются вспыльчивость, злобность, агрессивность. Со временем появляется необоснованная тревожность и подозрительность. Возможны попытки суицида |
ЭКСТАЗИ
«Экстази» — общее название для группы синтетических наркотиков-стимуляторов амфетаминной группы, часто с галлюциногенным эффектом. Белые, коричневые, розовые и желтые таблетки или разноцветные, часто с рисунками, капсулы содержат около 150 мг препарата. «Экстази» — дорогой наркотик, и обычно его потребители переходят на систематический прием героина или амфетаминов.
Признаки опьянения | Наркотическое действие продолжается от 3 до 6 часов. Возбуждается центральная нервная система, повышается тонус организма, увеличивается выносливость, физическая сила. Под действием "экстази" принявший может выдержать экстремальные эмоциональные и физические нагрузки, не спать, не чувствовать усталости. За искусственный "разгон" организма приходится расплачиваться: после прекращения действия наркотика наблюдается состояние апатии, подавленности, сильной усталости, сонливости. Это состояние может продолжаться несколько дней, так как организму требуется восстановить израсходованные силы |
Последствия употребления | Психическая зависимость; депрессия, вплоть до самоубийства; физическое и нервное истощение; страдает нервная система, сердце, печень, дистрофия внутренних органов; изменение генетического кода. Возможны смертельные исходы от обезвоживания, перегрева организма, острой почечной недостаточности |
СНОТВОРНЫЕ
Группа седативных (успокаивающих) и снотворных веществ, встречающихся в виде официальных препаратов, обычно таблеток («колеса») или капсул. Существует много разновидностей, наиболее опасны — производные барбатуратовой кислоты, но и другие, более или менее свободно продающиеся в аптеках препараты (феназепам, реланиум, реладорм), могут вызвать психическую и физическую зависимость. Снотворные обычно принимаются внутрь, но иногда их вводят внутривенно. Вызывают сильную зависимость как на физическом, так и на психологическом уровнях. Особенно опасны при использовании вместе с алкоголем.
Признаки опьянения | Замешательство, невнятная речь, неуклюжесть, нарушение координации, дезориентация схожие с алкогольным опьянением; агрессивность, грубость, раздражительность, депрессия |
Последствия употребления | Стойкая бессонница; повреждение головного мозга, клинически сходное с эпилепсией; психозы с галлюцинациями, бредом преследования; дистрофия сердечной мышцы; истощение печени; смерть от передозировки и от быстрого отказа от больших доз |
ИНГАЛЯНТЫ
Летучие вещества наркотического действия. Содержаться в препаратах бытовой химии: красителях, растворителях, клее, бензине, лаке для волос, средствах от насекомых. Сами по себе они к наркотикам не относятся. Опьяняющее действие возможно, если количество вещества, поступившее в организм, очень велико.
Признаки опьянения | Возникновение галлюцинаций ("мультиков"); вызывающее, неадекватное поведение; нарушением координации движений |
Последствия употребления | Чихание, кашель, насморк, носовые кровотечения, тошнота, нарушение сердечного ритма и боли в области грудной клетки, потеря координации, равновесия; острая интоксикация психоактивными веществами, вплоть до смертельного исхода; токсическое поражение печени через 8-10 месяцев; необратимое поражение головного мозга; частые и тяжелые пневмонии; изменение характера, отставание в умственном и психическом развитии |
Методические рекомендации
HO организации проектной деятельности обучающихся (возрастные группы:
12-14 и 14-16 лет) в рамках проведения третьего Всероссийского интернет-
урока антинаркотической направленности «Имею право знать!»
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной,
профессиональной и других сферах современного общества требуют
корректировки содержательных, методических, технологических аспектов
образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых
установок и педагогических средств.
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность
учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской
задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума,
служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в
научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:
постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор
собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,
собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области
естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную
структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью
исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная
на достижение общего результата деятельности. Непременным условием
проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования
(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных
и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ
и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,
включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по
проектированию собственного исследования, предполагающая
формулирование целей и задач, выделение принципов отбора методик,
планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов,
оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом
исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это
означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение
объективно нового результата, как в «большой» науке.
Специфика реализации исследовательских задач в школе. Важные
ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны
еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность
мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу,
слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы
и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область,
могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются,
безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая
исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации
в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять
определенным требованиям, связанными с общими принципами
проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях
знаний.
Для обучающихся в основной школе
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка
выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или
исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых
формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора
индивидуальной формы работы.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области
(предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие
пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных,
коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен
быть социально и практически значимым.
Презентация результатов проектирования или исследовании
целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или
школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям
окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские
конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные
сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом
планировать завершение работ обучающихся. Тем самым дать шанс
обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить
подкрепление в развитии личностных качеств, проектной и
исследовательской компетентности.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Для корректной организации проектной деятельности обучающихся в
рамках проведения третьего Всероссийского интернет урока
антинаркотической направленности «Имею право знать!» необходимо:
Возрастная группа 12-14 лет - осуществление коллективной работы
(класс, школа);
Возрастная группа 14-16 лет - осуществление индивидуальной
проектной деятельности.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой
проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо
проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки
обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен
владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН)
в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся
до определённой степени сформированные специфические умения
и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы.
Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель
может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его
востребованности обучающимися.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем
необходимым: материально-техническое и учебно-методическое
оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники,
специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет,
аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические
ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
организационное обеспечение (специальное расписание занятий,
аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных
занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение
с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты
потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность
обучающихся побуждает к организации информационного пространства
образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала
работы над проектом. В противном случае за проект не стоит браться, либо
его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы.
Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может
свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить,
что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту
и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе
и посилыюсть во многом определяют успех. Кроме того, необходимо
обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или
исследованием —- мотивацию, которая будет давать незатухающий источник
энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для
этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект
или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической
и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную
и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности
обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов,
оборудования, информационных источников, консультантов и пр.),
формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной
и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только
в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках
традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные
(надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются
специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное
внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока,
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического
задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым
распределением работы в группе.
Следующие элементы проектной и исследовательской
деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или
исследованием и вне её:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм),
проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение
гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка
предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути
в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной
работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта)
результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка
письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить
компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск,
в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного,
приём и передача информации, представление в различных формах,
упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места,
подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов
(реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода
эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Требования к оформлению работы
1. Работа антинаркотической направленности, призывающая к ведению
здорового образа жизни, объемом до 15 страниц печатается через 1,5
интервала на одной стороне листа. Шрифт Times New Roman № 14.
Напечатанный текст и иллюстрации скрепляются вместе с титульным
листом. Титульный лист содержит название работы, сведения об авторах и
руководителях проекта.
2. Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе (цель
работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные
данные, выводы). Аннотация печатается на одной стандартной странице.
3. Мультимедийная презентация.
4. Средства наглядности (модель, макет, фотоматериалы и др.),
Работы не должны содержать информацию, вызывающую желание
употреблять наркотические средств, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию;
- отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные
сексуальные отношения и формирующие неуважение к родителям и
другим членам семьи;
- оправдывающую противоправное поведение;
- содержащую нецензурную брань и сленговые выражения;
- содержащую информацию о способах распространения, употребления и
изготовления наркотических средств и психотропных веществ.
Коллективная проектная деятельность
(для возрастной группы 12-14 лет)
Приглашаем Вас принять участие в конкурсе коллективной проектной и
исследовательской деятельности в рамках проведения третьего
Всероссийского интернет урока антинаркотической направленности «Имею
право знать!».
В своих работах Вы можете проявить ваше творчество и отразить своё
отношение к наркотикам и наркомании. Также это могут быть темы,
призывающие к ведению здорового образа жизни, волнующие Вас в личном
плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений.
Все присланные на Конкурс работы оценивает экспертное жюри по
следующим критериям:
- важность темы для самих учеников;
- объем проработанного материала и глубина проработки;
- оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений;
- уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом;
- качество оформления работы;
- использование информационных технологий;
- практическое применение наработок проекта.
Победители определяются в результате голосования. Работы не
рецензируются, решения жюри не комментируются.
Итоги будут подведены 20 декабря 2013 г.
Победители конкурса проектной деятельности будут награждены Дипломами
и памятными сувенирами ФСКН России.
Участвовать в конкурсе можно только один раз! В конкурсе могут принять
участие ребята из любого города России. Проекты на Конкурс можно отправить по электронной почте на адрес:
UMVP-2@yandex.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ вашим ребенком
Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже...
Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ вашим ребенком
Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ вашим ребенком...
Рекомендации педагогам образовательных учреждений по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.
Профилактика потребления психоактивных веществ (пав) среди детей и подростков в образовательных учреждениях....
Статья преподавателя-организатора ОБЖ Тесленко И.В. Профилактика зависимости потребления психоактивных веществ.
Статья преподавателя-организатора ОБЖ Тесленко И.В.Профилактика зависимости потребления психоактивных веществ.Хочу предложить, может быть, для кого-то неожиданный подход к данной проблеме: приня...
Методическая разработка на тему Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ
Методическая разработкаТема:«Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ»Составил педагог-организатор ОБЖТесленко Иван Василь...
Работа по профилактике потребления психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения среди учащихся
Алкоголизм, табакокурение, потребление психоактивных веществ является одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и...
Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление наркотиков Вашим ребенком.
Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей....