Выбираем головоломки
статья
В статье описаны разнообразные виды игр-головоломок, для занятий с детьми дома. История головоломок насчитывает сотни лет, известны китайские и японские, да и на Руси знали толк в «хитроумных» игрушках из дерева. Все они очень разные: простые и сложные, самодельные и промышленные, из металла, дерева, пластика, картона, стекла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выбираем головоломки | 712.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликова Наталья Владимировна – учитель-дефектолог государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Центр психоло-медико-педагогической и социальной поддержки»
Образование: высшее
Стаж педагогический работы: 17 лет
Высшая квалификационная категория
«Хитроумные» игрушки для развития детей
«Учителя в школах делают детей знающими,
изобретатели головоломкой делают детей умными».
Борис Никитин
История головоломок насчитывает сотни лет, известны китайские и японские, да и на Руси знали толк в «хитроумных» игрушках из дерева. Все они очень разные: простые и сложные, самодельные и промышленные, из металла, дерева, пластика, картона, стекла.
Головоломки на складывание
Главное достоинство — многообразие, широкая распространенность. В этой категории — масса увлекательных и несложных игр для детей, в том числе для самых маленьких. К примеру, известные всем пазлы относятся к типу плоскостных головоломок на складывание. В продаже также много вариаций на тему старинного «Танграма». Уровень сложности можно менять в зависимости от возраста и успехов. Интересная для ребенка, начинающего осваивать искусство «ломать голову», — плоскостная головоломка «Пентамино»: двенадцать геометрических элементов надо уложить в рамку, а кроме того, экспериментировать дальше, складывая из деталей фигуры оленя, тигра, змеи и т.д. Суть большинства подобных игр заключается в конструировании на плоскости разных предметных силуэтов, а степень сложности позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности и уровень подготовки. Каждая игра имеет некий комплект элементов, из которых получатся только определенные плоскостные силуэты. К примеру, из деталей «Танграма» можно складывать силуэты домашних животных, человека, буквы, а «Листик» помогает конструировать различные виды транспорта. К таким играм обычно прилагаются схемы, сложность работы с которыми напрямую зависит от того, прорисованы ли составные части (те самые элементики) или нет. Дети охотно берутся за «Сложи квадрат» Никитина. К объемным задачкам на складывание относятся трехмерные пазлы, а также широко известные «Кубики для всех» Никитина.
Разборные головоломки
Этот вид игрушек надо разобрать, разделить на части, открыть и извлечь что-нибудь: замочки, сундучки, ящики и шкатулки с секретом. Лидеры в создании головоломок, японцы, хранят традиции аутентичных шкатулок с секретом — каракури. И секреты эти бывают настолько сложными, что радостно воскликнуть: «А ларчик просто открывался!» - удается далеко не каждому.
Гибкие головоломки
Трансформеры, калейдоциклы, игровые предметы, элементы которых соединены между собой гибкими связями. Головоломка — это загадка с обязательно прилагаемой отгадкой или специально созданный мнимый тупик, имеющий выход в соответствии с прилагаемой инструкцией. Иначе — ловушка с планом дороги к выходу. А какой ребенок не любит ловушек?
Головоломки на расцепление и распутывание
Среди математиков такие игры получили второе имя — топологические, потому что их решение связано с топологией. Это и «Запутавшиеся гвозди», и «Сними кольцо», в ассортименте они представлены в магазинах развивающих игр. Построены головоломки (а их великое множество) на различных принципах — «путешествие петли», «обход малой дырки», «переход через большое препятствие», «удваивание веревки» и т.д. «Курские бублики» российского головоломщика Владимира Красноухова нужно перемещать, не снимая с веревки, так, чтобы маленький бублик оказался посередине.
Головоломки с перемещением сегментов
Собирающий должен упорядочить взаимное расположение элементов при ограничениях, накладываемых конструкцией. Это всеми любимые «Пятнашки» и их аналоги, которые нередко называют «Скользяшки». Коробочку с перемещающимися пронумерованными фишками придумал Сэм Ллойд. Не стоит недооценивать гениальную игру — она развивает умение мыслить логически, а также знакомит с числовым рядом от 1 до 15. и тренирует терпение. Еще один знаменитый представитель этого типа головоломок — кубик Рубика. В 1974 г. венгерский профессор архитектуры Эрне Рубик придумал эту конструкцию, устав от того, что его непонятливые студенты никак не справлялись с теорией групп. Он решил продемонстрировать ее наглядно.
Головоломки, требующие ловкости, «загонялки»
Наверняка в вашей детской коллекции был хотя бы один простенький лабиринт с металлическим шариком, который нужно было загнать в центр. В этот класс попадают двухмерные и трехмерные лабиринты, они отлично подходят для обучения.
Головоломки на исчезновение частей фигур
Хорошее пособие по геометрии, ведь они основаны на парадоксах этой математической науки. Фигуры исчезают и появляются при взаимных перестановках элементов. Примеры — загадочная картинка „Таинственное исчезновение" Сэма Ллойда, короля головоломок. Картонный круг в центре прикрепляется к картонному квадрату, по окружности нарисованы тринадцать воинов. Стоит круг немного повернуть, части воинов соединятся уже по-другому, а один воин исчезнет вовсе. Задача отгадывающего — понять куда? Еще один пример головоломок этого типа — «Курочка Ряба» дизайнера Валерии Мамедовой.
Невозможные объекты
Их легко узнать. Как только вы возьмете их в руки и попробуете решить, тут же захочется воскликнуть: „Это невозможно!" Но если серьезно, ребенку будет интересно, почему шарик необычно движется и как прошла деревянная стрела сквозь стеклянные стенки бутылки? Типичные примеры: «Близнецы», «Волшебная устрица», «Волчок». Задача — объяснить ребенку, как изготовлен такой «хитрый» объект, но еще лучше повторить опыт изобретателя самостоятельно.
Головоломки призваны развивать логическое и пространственное мышление, воображение, внимание и зрительную память. Учат аккуратности и точности, умению анализировать. Воспитывают усидчивость и самостоятельность. Тренируют комбинаторные способности и сообразительность, подстегивают к творчеству. Механические головоломки полезны школьникам: они доступно иллюстрируют различные разделы математики, способствуют освоению физики, помогая усвоить законы механики, оптики, динамики.
Однако далеко не все задачи решаются легко и непринужденно, а если подумать, то именно терпению головоломки учат в первую очередь. В жизни маленькому человечку придется не раз столкнуться с ситуациями, которые кажутся тупиковыми, из которых нет выхода. И первая реакция — отчаяние, упаднические настроения и гнев. Но ругаться на «жизнь» бессмысленно, проще глубоко вздохнуть, подумать и взяться за решение снова, но уже спокойно и выдержанно ища ответ.
Педагоги советуют знакомить детей с играми постепенно
«Танграм».
- Сначала покажите набор, прочитайте его название. Упражняйтесь в различении геометрических фигур, пробуйте сочетать стороны и углы.
- На второй стадии — конструирование простых изображений: домиков, корабликов, грузовиков.
- Следующий шаг — составить картинку. Одинаковые по форме фигуры раскладывают в конверты по 15-20 в каждый. Сначала ребенок пытается составить картинку только из одинаковых треугольников, потом — трапеций, крестов, букв Г и т.д.
4. Ну а закономерным продолжением станет составление собственных схем. Головоломки по воздействию чем-то сродни шахматам, шашкам и нардам, они требуют концентрации и терпения, умения просчитывать собственные «ходы» наперед. Однако в отличие от шахмат, где всегда присутствует соревновательный дух и кипят нешуточные страсти, головоломки не настраивают играющего против кого-то. Головоломка — почти всегда игра в «эврику!». Подобно Архимеду, у ребенка есть шанс совершить маленькое открытие, и это ощущение раскрытой тайны будет прекрасной наградой победителю.
Головоломки не обязательно решать в одиночестве, в кругу семьи веселее. Дети нередко решают головоломки быстрее родителей, потому что мыслят не стереотипно.
В этих маленьких хитроумных игрушках таится много пользы для развития ребенка. Попробуйте — не пожалеете!
Литература:
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
- Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
- Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
- Никитин. Б.П Развивающие игры.- Москва, :Педагогика, 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"
Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...
Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"
Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...
Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"
Тема классного часа: Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик «Ученик лекаря» (притча) Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...
Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "
Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...
Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию КВН "Мы выбираем, нас выбирают"
сценарий разработан для ррайонной игры между школами....
Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию КВН "Мы выбираем, нас выбирают"
сценарий разработан для ррайонной игры между школами....