Развитие мотивационной готовности к школьному обучению
статья

Куликова Наталья Владимировна

На желание пойти в школу полагаться бессмысленно, так как интерес к новой обстановке, к новым людям, новому распорядку дня проходит достаточно быстро. Следовательно, при подготовке ребенка к школе следует обратить внимание, прежде всего на то, хочет ли ребенок учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_statya.docx296.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мотивационной готовности к школьному обучению.http://konveda.in.ua/wp-content/uploads/2016/07/motiff0001_0.jpg

                                                                                                                             

    Подготовка ребенка к школе- это совместное дело ребенка и родителей. Не все родители знают о том, каким образом следует готовить ребенка к школе.

    Многие дети хотят идти в школу. Однако не всегда это означает, что у ребенка есть мотивационная готовность. Нередко основной причиной их желания поскорее стать школьником оказывается, например, желание казаться более взрослым. Он может также хотеть попасть в школу потому, что там будут все его друзья. Наконец, когда ребенок идет в школу, ему покупают много красивых вещей: ранец, тетрадки, ручки, карандаши, книги и новую одежду.

   Естественно, все это очень важно. Но самое главное не в этом. Гораздо важнее, чтобы не просто хотел идти в школу, но и ХОТЕЛ УЧИТЬСЯ.

   На желание пойти в школу полагаться бессмысленно, так как интерес к новой обстановке, к новым людям, новому распорядку дня проходит достаточно быстро. Следовательно, при подготовке ребенка к школе следует обратить внимание, прежде всего на то, хочет ли ребенок учиться.

Каким образом развивать мотивационную готовность?

  • Почаще говорите о том, как вы сами ходили в школу, о тех трудностях, с которыми вы сталкивались и которые обязательно благополучно разрешились, о ваших школьных друзьях, успехах.
  • Чаще хвалите ребенка за успехи, которые он достигает при подготовке к школе, и в любом другом деле.
  • Приводите только положительные примеры и избегайте отрицательных.
  • Объясните ребенку, что без обучения в школе ему не удастся стать тем, кем он хочет быть.
  • Планомерно приучайте ребенка к чтению- не слишком настойчиво: на ребенка нельзя давить, его нельзя заставлять что-то делать через силу. Любовь к чтению и желание самостоятельно получать сведения и знания способствуют развитию любознательности – основного компонента мотивационной готовности.
  • Отведите ребенка в школу на экскурсию, на какое –нибудь мероприятие, на подготовительные курсы при школе для первоклассников.
  •  Расскажите ему, что в школе много детей и что он непременно найдет там хороших друзей. 


Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

  • Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.
  • Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям!    
  • Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
  • Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
  • Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

  Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы.

Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

                                      По материалам печати подготовила учитель-дефектолог Куликова Н.В.

Литература:

1. Житко, И.В. Как подготовить ребенка к школе за 20 занятий. –Минск:Юнипресс, 2007.http://womenslab.ru/wp-content/uploads/2018/07/16_original-768x512.jpeg

2. Земцова О.Н. Умные книжки.- Москва, 2004.

3. Синякина, С Готов ли ребенок к школе.- Москва, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи

Статья посвящена вопросу подготовки к школе дошкольников с ОНР....

Влияние готовности к школьному обучению на художественные способности первоклассников

Данная работа проводилась с целью изучения влияния особенностей готовности детей к школьному обучению на художественные способности первоклассников.  Рассматривались особенности художественн...

Презентация "Психологическая готовность к школьному обучению"

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации, в презентации схематически показан цикл полноценного возраст...

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития

особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития...

«Особенности готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития»

    Исследования У.В. Ульенковой показали, что дети 6-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация...