Готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи
статья по теме
Статья посвящена вопросу подготовки к школе дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu_detey_s_onr.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коряушкина Юлия Владимировна
учитель-логопед ГБС(к)ОУ №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей изучается давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии.
ОНР распространено не только среди воспитанников специализированных детских садов, но и среди детей, посещающих массовые дошкольные образовательные учреждения, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс воспитания и обучения, на психическое и речевое развитие ребенка.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Современные исследования показывают, что 30-40% первоклассников оказываются неготовыми к обучению в массовой школе.
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо–физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.
Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе.
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
- мотивационная (личностная),
- интеллектуальная,
- эмоционально – волевая.
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.
Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности , включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Ребенок, идущий в школу, должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,
- умение ориентироваться на заданную систему требований,
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер) выделяют уровень развития речи.
Речевая готовность детей к обучению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития можно проанализировать те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто отличаются повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, проявляют недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющуюся в легкой отвлекаемости, неустойчивости внимания, неустойчивой работоспособности. У этих детей отмечаются низкий уровень запоминания, неготовность принять предлагаемую задачу. Дети испытывают затруднения в ориентировке по схеме. Замечено, что их движения достаточно неловки, некоординированны, неточны. Связная речь характеризуется ошибками в передаче логической последовательности, пропусками отдельные звеньев, «потерей» действующих лиц. Часто наблюдается следующая взаимосвязь: чем тяжелее анамнез, тем выраженнее недостаточность со стороны речевого и психического развития детей (см. Приложение).
Необходимо комплексно обследовать детей с ОНР, тщательно изучать состояние не только речевых, но и неречевых психических функций. Индивидуально-типологические особенности неречевых и речевых психических функций у дошкольников с ОНР необходимо учитывать при планировании и организации коррекционно-развивающей работы. В системе логопедической работы по преодолению ОНР у детей и формированию у них готовности к школьному обучению необходимо особое внимание уделять развитию неречевых психических функций, выделить данное направление работы как равноценное развитию речи.
Таким образом, основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:
- развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
- воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
- развитие речи,
- развитие внимания,
- развитие памяти,
- развитие наглядно-образного мышления,
- развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).
Работа по подготовке детей с ОНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра.
Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы усилия педагога были эффективными необходимо:
• нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться - oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетво-рение от интеллектуальных занятий,
• повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,
• не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,
• быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,
• в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,
• дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго ре-гламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,
• развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,
• избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.
Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.
Приложение Сравнительная характеристика нормально развивающихся детей 7 лет и детей с ОНР |
Нормально развивающиеся дети 7 лет | Дети 7 лет с ОНР |
Дети 7 лет отличаются:
Характерными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста являются:
Основными показателями речевой готовности к обучению являются:
| У детей с ОНР отмечается:
При минимальной мозговой дисфункции:
При дизартрии:
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточная сформированность школьных навыков по сравнению с возрастной нормой. |
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Агаева Е.Л., Венгер А.Л., Бардина Р.И. Психолог в детском саду: методические рекомендации к практической деятельности – М., 1995.
2. Анастази А. Психологическое тестирование // Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М., 1982.
3. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе – М., 2003.
4. Безруких М.М. Ступеньки перед школой – М., 2001.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе – Тула, 1997.
6. Бугременко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов – М., 1990.
7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления для шестилетних детей – М., 1985.
8. Венгер Л.А. Восприятие и обучение – М., 1969.
9. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации / сост. Л.Д.Василенко – Пермь, 1993.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, 2002.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1981.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б Логопедия – М., 2003
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М., 1990.
14. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию – М., 1998.
15. Кабанова М.Н. Готовимся к школе – С.-Пб, 2001.
16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985.
17. Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет – Ярославль, 2002.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников – СПб, 1999.
19. Луговская А. Если ребенку трудно учиться – М., 2002.
20. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития ребенка – М., 1998.
21. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своем ребенке – М., 1997.
22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей / Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников – Ярославль, 1997.
23. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет – М., 2001.
24. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера – М., 1988.
25. Парамонова Л.Г. Как воспитать гения – М., 2002.
26. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников // под ред. Т.В.Волосовец – М., 2002.
27. Психологическая диагностика / под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой - М., 1997.
28. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина – М., 1964.
29. Психология. Словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М., 1990.
30. Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин – Минск, 1998.
31. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи – М., 2002.
32. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика – М., 2001.
33. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста – М., 2000.
34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М., 1993.
35. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольников – М., 2003.
36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – М., 2004.
37. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. От первого слова до первого класса – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.
Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....
Коррекционно-развивающая работа по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недоста...
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Материал о роли дидактических игр в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »
ГБОУ №698 прогимназия « Пансион» Московского района «ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Логокоррекционная работа с детьми с ОНР...