Формы работы с родителями
консультация (5 класс)
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями
Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно натыкается на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, её влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешиваться в частную жизнь своих учеников. С другой, любой педагог понимает, что без согласования с семьёй школьные педагогические воздействия теряют всякую силу. И какие бы педагогические знания не сеял педагог среди родителей, они сами по себе не помогут, если только родители не готовы эмоционально получить эти знания, и у них должны быть внутренние силы, на основе которых новые знания будут действовать. Для этого, крайне важного дела, необходимо совместные и согласованные усилия педагогов и родителей в области воспитательной деятельности. Тогда педагоги и родители смогут работать в атмосфере полного доверия друг к другу, благотворной и для детей, и для взрослых.
В детстве закладываются основы личности человека и его судьбы. Современные родители, воспитывая детей, нуждаются в помощи педагога. И такая помощь необходима не только родителям группы риска, но и благополучным семьям.
Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнёрами школы в деле воспитания детей?
-Поднимать авторитет семьи.
- Учитывать интересы родителей.
-Опираться на жизненный опыт родителей.
-Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании.
-Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности.
Формы эффективного взаимодействия с семьёй:
Воспитание учащихся в школе и в семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.
Основная забота учителя – сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплочённый коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно – воспитательной работы со всеми учащимися класса.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает следующие направления:
- Изучение семей учащихся;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета;
- Индивидуальная работа с родителями;
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:
- индивидуальные и тематические консультации;
- конференции;
- родительские собрания;
- тренинги и другие.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
- родительское общественное патрулирование; шефская помощь и другие.
Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей. Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо применять разнообразные формы взаимодействия с семьёй:
родительские встречи, анкетирование, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом, круглые столы, родительские собрания совместно с детьми, тренинги и другие.
Формы взаимодействия педагога с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:
- коллективные : родительские собрания; диспуты – размышления по проблемам воспитания; встречи со специалистами и администрацией, дни открытых дверей, практикумы, конференции и т.п..
- групповые: (работа в творческих группах) родители – организаторы по интересам; родители, решающие какие – либо схожие проблемы в воспитании детей; родители, которые воспитывают только девочек и мальчиков; родители, воспитывающие только одного ребёнка, или, наоборот, многодетные и т.д..
- индивидуальные – изучение семьи каждого ученик; текущие, тематические консультации; посещение семей на дому и т.п..
Расскажу подробнее о некоторых из них.
Родительские собрания можно разделить на группы по содержанию – текущие (успеваемость, внеклассные мероприятия), тематические (носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей), итоговые (подведение результатов развития детского коллектива за определённое время). К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса
Родительские вечерf сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.
Групповые формы работы я тоже приветствую. Они помогают тщательно прорабатывать существующие в семейном воспитании проблемы и распространять положительный опыт в области воспитания детей в семье. В начале учебного года родители делятся на группы. Группам предлагается провести любое мероприятие. На этом же собрании советуемся и форму работы с детьми, ответственных, краткое содержание и направление работы. Работая в группах, родители более тесно знакомятся друг с другом, с одноклассниками своего ребёнка, с педагогом, становятся ближе во взаимопонимании со своим ребёнком.
Родительские собрания в микрогруппах по схожим проблемам тоже не менее важны.
Нельзя обойти стороной и индивидуальные формы работы. Изучение семьи каждого ученика. Это позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется целый комплекс традиционных методов психолог – педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, исследование материалов детского творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формы работы с родителями"
"Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью". "Без семьи - мы , я имею ввиду школу - были бы бессильны" В.А.Сухомлинский.Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной вос...
Презентация "Формы работы с родителями"
В презентации показаны разные формы работы с родителями. Этот материал используется на заседании МО классных руководителей....
формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками
Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...
«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...
Из опыта работы: эффективные формы работы с родителями
Одним из важных направлений работы классного руководителя является работа с семьёй в которой растет и воспитывается ребенок, где и формируется его личность, характер и мо...