«Использование игровых технологий на внеурочных занятиях по французскому языку».
методическая разработка (5 класс)

Федотова Екатерина Андреевна

Методическая разработка на тему: «Использование игровых технологий на внеурочных занятиях по французскому языку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx302.78 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Теоретическая часть

В настоящее время формирование иноязычной деятельности приобретает особую значимость. Начались изменения в содержании, средствах и методах обучения школьников, применение демократического стиля общения учителя и ученика, способствующего развитию его познавательных интересов и нравственных личностных качеств. Главным становится не планирование общей, единой для всех линии обучения и развития, а осуществление подхода к каждому ученику с учётом его индивидуальных особенностей. При обучении иностранному языку это означает поиск и выявление продуктивных методов и приёмов обучения.

Значительным и во многом неиспользованным средством для целенаправленного формирования учебной деятельности детей является игра.

Несомненно, что задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикам определённой суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Главная задача обучения - подготовка детей к жизни. На наш взгляд, она особенно важна на этапе становления личности в младшем школьном возрасте, так как именно этот период, будучи переходным обладает глубокими потенциальными возможностями физического, духовного, социального и психологического развития ребёнка). [1]

В научной и педагогической среде часто используется термин «педагогические технологии». Его содержание разные авторы понимают не однозначно и связывают с активизацией и интенсификацией учебного процесса. Игровые технологии, обучающие, дидактические игры исследовались многими педагогами, методистами и учителями. Однако более активное включение игр в учебно-воспитательный процесс находит отражение в работах современных исследователей.

Особенно актуальна реализация игровых технологий в процессе формирования личностных качеств учащихся в процессе обучения иностранному языку, направленных на общее развитие младших школьников. Поскольку именно в этот период происходит формирование личностных качеств ребёнка, его отношение к труду, учению, окружающему его миру. [2]. Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  1. созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  2. обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
  3. тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.

Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, способствовала активизации умственной деятельности и не отвлекала от процесса учения.

На основе анализа исследований педагогов и методистов можно выделить следующие основные условия эффективности реализации игровых технологий в процессе обучения:

  1. наличие у педагога знаний по организации и проведению дидактических игр; умение обращать внимание детей на случаи из жизни, которые могут послужить сюжетом для игры;
  2. использование косвенных методов руководства игрой, активизирующих психические процессы ребёнка, его опыт, а также создание игровых имитаций;
  3. умение включиться в игру на главных или второстепенных ролях;
  4. регулирование игровых взаимоотношений, разрешение конфликтов, предоставление ярких ролей детям с низким социометрическим статусом, включение в игру застенчивых, малоактивных детей;
  5. оптимальное сочетание занимательности и обучения, позволяющее с увлечением решать сложные учебные задания;
  6. установление атмосферы уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
  7.  привлечение детей к обсуждению игры и оценке действий в ней. Для использования всех игр в обучении иностранному языку характерна общая структура учебного процесса, включающая этапы:
  1. Ориентация: учитель представляет тему, даёт характеристику игры;
  2. общий обзор её хода и правил;
  3. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой;
  4. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты;
  1. Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменение её правил. [3]

Вывод: использование игровых технологий при изучении иностранного языка можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность многократного повторения речевого образца, в условиях максимально приближенных к реальному общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

  1. Практическая часть

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

 Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

 Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

 Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

 Целью моей практической деятельности является внедрение игровых технологий в учебный процесс и доказательство эффективности их действия при обучении французскому языку на начальном и среднем этапе.

На внеурочных занятиях по французскому языку я  использую рабочую программу «Французский язык, 5 класс» (основана на учебно – методическом комплекте Э.М.Береговской для 5 класса «Синяя птица»). Данная рабочая программа обеспечивает реализацию использования игровых технологий на внеурочных занятиях по французскому языку.

 При подготовке к внеурочным занятиям по французскому языку в 5 классе, я разработала и провела серию занятий с использованием игровых технологий. Для учеников французский является вторым языком, вследствие чего я не всегда имела возможность общаться с ребятами на изучаемом языке. Тем не менее, это не мешало успешному прохождению уроков.

Далее мной представлено занятие с использованием игровой технологии.

ЗАНЯТИЕ ПО  ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «LES ANIMAUX» (ЖИВОТНЫЕ)

  •  Цели занятия:

Учебные: обобщение и закрепление изученных лексических материалов по теме;

Развивающие: активизация словесно-логического мышления, тренировка устойчивости внимания и речевых навыков;

Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, повышение интереса детей к изучению французского языка.

  • Подготовка к занятию

В течение урока на тему «Les animaux» мне необходимо было  осуществить контроль по изученной ранее лексике. В 5 классе очень важно было сконцентрировать внимание детей, и я решила провести дидактическую настольную игру «В мире животных» (один из вариантов тематики игры в лото), цель которой — обобщение и закрепление изученного лексического материала по теме, а также тренировка устойчивости внимания и речевых навыков.

  • Организационная форма

Организационная форма данного урока — групповая, то есть каждый ученик в обстановке соревнования преследует одну и ту же цель, а именно: выполнить задание первым. Затем организационная форма сменилась на парную с целью осуществить лучшее запоминание лексики и устранить ошибки, сделанные при предыдущей форме работы. Учеников, которые быстрее всех справлялись с заданием, я  награждала положительными оценками.

  • Оборудование:

1.Карты с изображением животных формата А4 для первого и второго вариантов, 20 штук

2. Маленькие карточки с изображением животных (таких же, как и в п.1) с цветовой пометкой для первого (красный цвет) и второго варианта (зеленый цвет), 20 экземпляров;

3. Бланки для рефлексии.

  • План занятия

Этапы занятия

Время

1. Орг. момент

1 минута

2. Целеполагание

1 минута

3. Групповая игра «В мире животных»  

19 минут

4. Парная игра «В мире животных»

15 минут

5. Подведение итогов

1 минута

6. Рефлексия

1 минута

  • Ход занятия

1 Орг. момент

Учитель: Bonjour, mes enfants! (Здравствуйте, ребята!)

Класс: Bonjour!

Учитель: Quelle date sommes-nous aujourd`hui? (Какое сегодня число?)

Ученики: Aujourd`hui, nous sommes le 3 Fevrier. (Сегодня 3 февраля).

2 Целеполагание

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Les animaux» (животные). Сегодня нас ждет много интересных заданий со словами, которые вы учили к сегодняшнему уроку.

3 Групповая игра «В мире животных»

Учитель: Дорогие ребята! Для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы выучили слова по нашей теме, предлагаю вам игру «В мире животных». Она поможет вам лучше усвоить слова по теме. Каждый из вас знает и наверное играл в игру «Лото». Правила похожи. Каждому из вас по вариантам я раздаю карту с изображением животных. У меня есть также маленькие карточки с этими же животными, только для первого варианта на этих карточках в правом верхнем углу красная пометка, у второго-зеленая. Ваша задача как можно быстрее заполнить вашу карту карточками с цветами. А для этого нужно правильно отвечать. Я по цепочке каждому из вас показываю карточку с животным и спрашиваю: «Qui est-ce?». Если вы отвечаете правильно, я даю вам карточку. Если нет, вы пропускаете ход. Те ребята, которые быстрее всех заполнят карту, получают положительные оценки. Будьте внимательны и соблюдайте тишину, когда отвечает ваш товарищ. Вы тем самым имеете возможность повторить слова, которые забыли. Удачи вам! Начнем!

4 Парная игра «В мире животных»

Учитель: Ребята, все молодцы! А теперь давайте вы друг с другом поменяетесь вариантами и карточками, и каждый еще раз проверит себя и своего соседа по парте. Выиграет из вас тот, кто быстрее заполнит карту. Ребята, играйте честно! Это поможет вас быстрее запомнить слова!

5 Подведение итогов

Учитель: Дорогие ребята, я очень довольна вашей работой. Вы старались и показали очень хорошие результаты!

6 Рефлексия

Учитель: Ребята, у каждого из вас сложилось свое собственное впечатление о сегодняшнем необычном уроке, я бы хотела, чтобы вы написали на бланках, которые я вам раздала, слово, соответствующее вашему впечатлению об уроке. Эти слова: Bien, Normal, Mal. (хорошо, нормально, плохо). Спасибо! Notre lecon est finie! Au revoir!

  • Результаты занятия

Цели, поставленные к занятию, были выполнены. Ребята работали с интересом, проявляли высокую активность, с уважением относились друг к другу и внимательно слушали, когда отвечали их товарищи. Практически все одновременно закрыли карту. Ошибки зачастую совершали в артиклях. Ребятам особенно понравилась работа в парах, ведь при таком виде деятельности они не только сами повторили лексический материал и потренировали свою речь, но еще и почувствовали себя в роли «учителей» при проверке своих товарищей.

Впечатления об уроке положительные.

Выводы:

Цель моей практической деятельности, а именно: внедрение игровых технологий в учебный процесс и доказательство эффективности их действия при обучении французскому языку на начальном и среднем этапе была выполнена.

Действительно, игровые технологии оказались очень эффективными при обучении французскому языку:

  1. У детей значительно повысился интерес к работе;
  2. Значительно улучшились речевые навыки;
  3. Гораздо интенсивней пошел процесс формирования адекватных звукобуквенных соответствий и сочетаний букв в слове, активизация словесно-логического мышления, устойчивости внимания;
  4. Ученикам стало гораздо легче запоминать новую лексику;
  5. Ребята научились более дружно работать в команде, слушать и поддерживать друг друга;
  6. На уроках дети чувствовали себя комфортно, не было эмоционального напряжения.

Перечисленные мною выше результаты применения игровых технологий на занятии явились показателями выполненных функций игровой деятельности, а именно: обучающей, воспитательной, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психологической, развивающей.

Библиография использованных методических материалов

  1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Народное образование, 1998. – 194 с.
  2. Занько С.Т. Игра и учение, ч.1 / С.Т. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова. – М.: Логос, 1992. – 125 с.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978. - 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности учителя истории

Методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания, краеведения. Содержит полный комплект материалов для проведения историко-краеведческой игры по станциям к 200-летию Отечественн...

Игровые технологии на разных этапах обучения французскому языку

     Некоторые игровые упражнения для бучения чтению на французском языке в младших классах        Одним из основных приемов при обучении иностранному яз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Тезисы выступления на научно-практической конференции "Качество современного образования в условиях реализации ФГОС"...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов как средство достижения личностных результатов

Вся история человечества неотделима от истории взаимоотношения человека с окружающей природой, с дикими и домашними животными.Важно приучить с раннего детства детей относиться с уважением к другим сущ...

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

Консультация :ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ...