Психогенетика интеллекта
презентация к уроку

Михайлова Екатерина Юрьевна

В этой теме кратко излагаются результаты психогенетических исследований сложных психологических признаков, вариативность которых в популяции зависит от множества причин. К таким признакам, в первую очередь, относятся интеллект и личность. Природа этих признаков настолько сложна, что до сих пор ведутся споры об определении этих понятий. Существует множество теорий интеллекта и множество - теорий личности. Даже инструменты для измерения этих психологических характеристик (тесты, опросники) пока еще недостаточно совершенны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhogenetika_intellekta.pptx71.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психогенетические исследования интеллекта

Слайд 2

Психогенетика интеллекта: Коэффициент интеллекта (IQ ). Общий, или генеральный, фактор интеллекта . Наследуемость IQ . Воздействия среды и коэффициент интеллекта.

Слайд 3

Коэффициент интеллекта (IQ) Коэффициент интеллекта — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g ).

Слайд 4

Общий, или генеральный, фактор (g) интеллекта Понятие общего, или генерального, фактора (g)интеллекта было введено Ч. Спирменом . Спирмен обнаружил значительную корреляцию в успешности решения самых разнообразных тестов, оценивающих интеллектуальные способности . Фактор общего интеллекта отражает некое основное качество, необходимое для выполнения всех видов задач.

Слайд 5

Интеллект как сумма отдельных способностей Терстоун утверждал противоположное: генеральный фактор не выявляется, а имеется широкий спектр узких способностей, не коррелирующих друг с другом. Коэффициент интеллекта представляет собой сумму отдельных частных способностей, которые независимы друг от друга. Выделяют до 120 специфических способностей.

Слайд 6

Наследуемость IQ Обследуемая группа Коэффициент корреляции I. Генетически идентичные виды (1): 1) монозиготные близнецы, выросшие вместе 0,86 2) монозиготные разлученные близнецы 0,72 II. Генетически связанные люди (0,5): 1) ДZ вместе 0,60 2) ДZ разлученные 0,58 3) ребенок и биологический родитель 0,42 4) родные сибсы 0,47 5) приемный ребенок и его биологический родитель 0,22 6) родные сибсы, усыновленные в разные семьи 0,24

Слайд 7

Наследуемость IQ III. Генетически не связанные люди (0%): 1) приемный ребенок и усыновитель 0,19 2) усыновленные в одну семью дети из разных семей 0,32 3) супруги 0,21 IV. Генетически чужие люди -0,01

Слайд 8

Наследуемость IQ Результаты исследований указывают на высокую наследуемость и на незначительное влияние общей среды. Данные говорят о том, что приоритетное влияние оказывают генетические факторы. Интеллект является самым важным признаком подбора.

Слайд 9

Воздействия среды и IQ Вирусные внутриутробные инфекции могут вызвать серьезные нарушения физического и умственного развития с падением IQ. Недостаточное и неполноценное питание, нехватка витаминов, нарушающие нормальное развитие, болезни приводят к снижению умственных способностей и IQ. Негативно сказываются плохие условия жизни, недостаточный уровень медицинского обслуживания, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия .

Слайд 10

Воздействия среды и IQ На IQ оказывает влияние грудное вскармливание: у детей, которых вскармливали только грудью, IQ в возрасте 5 лет в среднем на 11 баллов выше (особенно этот эффект заметен на детях недоношенных или родившихся с пониженным весом – меньше 2,4 кг ). На IQ ребенка оказывает влияние число детей в семье, причем значение имеет число старших детей: чем больше детей в семье и чем меньше интервалы между рождениями, тем ниже IQ у младших детей.

Слайд 11

Эффект Флинна Эффект Флинна : значительное увеличение IQ (примерно на 20 баллов) в течение второй половины XX века . Предполагалось, что это связано в повсеместным улучшением здравоохранения, питания и других условий жизни. Было показано, что причиной такого эффекта средовых воздействий могла быть корреляция «генотип - среда ».

Слайд 12

Эмергенез Существуют признаки, определяемые особой конфигурацией генов или набором свойств, каждое из которых обусловлено генетически. Это явление получило название эмергенез . Эмергенная, или эмергенетическая, черта – это и есть признак, определяемый данным набором. Любое изменение конфигурации генов приводит к исчезновению этой черты. Поэтому у МZ близнецов эмергенные признаки проявляются чрезвычайно сходным образом.

Слайд 13

Импрессинг Под импрессингом понимают некие события в детском либо подростковом возрасте, которые производят глубокое впечатление и на всю жизнь могут определить мотивы деятельности человека, его интересы и ценности. Огромную роль играет фактор подкрепления – то, каким образом поощряется активность. Например: внимание окружающих, восхищение, поощрение с их стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллект- шоу

 Игра «Интеллект- шоу» проводилась в рамках Недели естественных наук и поэтому включает в себя вопросы и задания из разных областей наук о природе- биологии, химии, физики и др. Вопросы разные- и серь...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Методическое пособие "Метод интеллект-карт - эффективная подготовка к ЕГЭ"

Данное методическое пособие предлагает использование инновационного метода обучения – метода интеллект-карт, который обеспечивает решение важнейших проблем образования: использование информационных ре...

«Исследование связной речи учащихся с нарушением интеллекта и приемы ее коррекции».

В данной работе проводится анализ связной речи учащихся с нарушением интеллекта. Работа содержит самостоятельные высказывания учеников на заданную тему. Целью исследования было определение дефектов св...

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта

В статье рассказывается о формах и методах работы  по коррекции и развитиии личности ребенка....

Здоровьесберегающие технологии: коррекция и развитие интеллекта методом кинезиологии.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОМ КИНЕЗИОЛОГИИ.Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де МонтеньДля ребенка 6 - 17 лет средой жизне...