Адаптационный период в 5 классе
статья (5 класс)
Особенности адаптационного периода пятиклассников к новым условиям обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsionnyy_period_v_5kl.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
Особенности адаптационного периода пятиклассников к новым условиям обучения в школе
Цель: познакомить с психологическими особенностями детей в период адаптации при переходе в пятый класс, знакомство с причинами неуспешного адаптационного периода и возможной коррекции трудностей адаптации школьника.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя - предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Некоторые дети поменяли школу, у них появились не только новые учителя, но и новые одноклассники. В то же время переход из начальной школы в среднюю школу совпадает и с концом детства, у детей наступает новый период развития — подростковый.
данный период адаптации по сложности во многом сходен с началом обучения в первом классе.
Произошла смена позиции детей из «самых старших» в «самых младших», что является испытанием для психики школьника.
В адаптационный период дети могу стать более тревожными, робкими, или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них снижается работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон и аппетит.
У большинства детей подобные отклонения могут носить единичный характер, как правило, через 2-3 недели все в порядке, но у некоторых детей адаптационный период затягивается до 2-3 месяцев и даже больше.
Факторы, затрудняющие адаптацию
1. Повышение требований по сравнению с начальной школой.
2. Кабинетная система
3. Различный уровень требований по предметам.
4. Нестыковка уровня и качества знаний после начальной школы и требований, которые предъявлены в средней школе.
5. Множество учителей, различные стили преподавания, особенности речи учителей, манера поведения.
б. Включенность в более широкую сферу общения (младший школьник более защищен)
7. Большой уровень требований к самостоятельности
8. Ослабление контроля со стороны родителей при низком уровне сформированности навыков самостоятельности.
9. Увеличивается объем изучаемого материала, более сложная терминология учебных предметов, в результате непонимание материала на уроке.
10.Большое количество уроков.
11 .Новые обязанности по классу и по школе.
12.преобладание вербальных способов преподавания.
13 .Изменяется мотивация учения.
14.Объем домашних заданий в целом не регулируется.
15 .В ряде предметов нарушается преемственность содержания преподавания. 16.Снижение эмоциональных контактов, обезличивание подхода, ощущение одиночества.
Задачи классного руководителя во время адаптации
1. Снятие тревожности в общении с детьми.
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе.
З. Познакомить детей друг с другом и с учителями.
4. Познакомить со школой и с режимом работы школы.
5. Познакомить детей со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.
Условия успешной адаптации обучающихся
• Строить отношения с учащимися с учетом их индивидуальных особенностей, готовности к учебному общению.
• Обеспечить постепенный переход от коллективных форм работы к индивидуальным формам, опирающимися на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации.
• Развивать групповые формы организации урока (экскурсии, дидактическую и ролевую игру, диспуты и дискуссии, практические работы, мини- лекции).
• Развивать рефлексивные умения учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами».
• Совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной адекватной самооценке.
• Использовать метод совместных (учитель - ученик — другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив развития.
• Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных и личностно значимых задач.
За время обучения в 5-б классе младшие подростки при благоприятных условиях обучения достигают следующих результатов:
- выполняют требования, которые предъявляются их обученности предметными программами.
-осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования.
-овладевают умением учиться — находить способы и пути преодоления своих трудностей, строить алгоритмы своих действий.
-владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.)
- обладают способностями решать большой круг предметных и личных задач.
- обладают широким социальным опытом, позволяющим оринтироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем. В силу своих возрастных особенностей школьники могут достигнуть только средний уровень адаптации к школе при отсутствии помощи со стороны взрослого.
Школьная дезадаптация — психогенное заболевание, которое нарушает статус ребенка в школе и в семье, затрагивает учебную и внеучебную деятельность:
нарушение учебы, поведения, конфликты, повышенный уровень тревожности.
Проблемы, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации:
• Режимные трудности (низкий уровень произвольности регуляции поведения)
• Коммуникативные трудности, встречаются у тх детей, которые имеют малый опыт общения со сверстниками. Эти дети плохо привыкают к к новому классному коллективу, к своему месту в данном коллективе.
• Проблемы, связанные с взаимоотношениями с учителями.
• Семейная обстановка.
Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейных отношений, семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где не было такого переживания как «мы», то в школе у него возникают проблемы в межличностном общении, где класс должен чувствовать себя как единое целое.
Часто у ребенка может проявляться состояние личностной или общей тревожности к школе, которое проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидания плохого отношения к себе, боязнь отрицательных оценок со стороны учителей и сверстников.
Причиной дезадаптации может быть чрезмерное утомление и учебная перегрузка. Само поступление в школе или переход из начальной школы в среднюю — переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения зависит от уровня подготовки к школе и уровня знаний, умений и навыков во всех сферах деятельности, полученных в начальной школе.
Уровни адаптации
Основные особенности школьного обучения: дети начинают общественно - значимую учебную деятельность и школьное обучение требует выполнение одинаковых для всех правил, которым подчиняются ученики в школе.
Высокий уровень адаптации:
ребенок положительно относится к школе, требования учителя воспринимает адекватно
учебный материал усваивает легко
глубоко и полно овладевает учебным материалом
прилежен в учении
внимательно слушает указания и объяснения учителя
выполняет поручения без контроля
всегда готов ко все урокам
занимает в классе статусное положение (благоприятное)
общественные поручения выполняет охотно
Средний уровень адаптации
ребенок положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у его отрицательных переживаний
понимает учебный материал, если его излагают подробно и наглядно
самостоятельно решает задачи
усваивает основное содержание учебной программы
сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручении взрослого, но при его контроле
бывает сосредоточен тогда., когда занят чем-то интересным для него
готовится и выполняет домашнее задание почти всегда
Низкий уровень адаптации
ребенок отрицательно относится к школе
нередки жалобы на нездоровье
чаще преобладает подавленное настроение
наблюдается нарушение дисциплины
материал на уроке усваивает не весь, а лишь фрагментами
самостоятельная работа с учебником затруднена
при самостоятельном выполнении задания не проявляет интереса
к урокам готовится нерегулярно
-необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны родителей или учителя
сохраняет внимание и работоспособность при длительных и частых паузах для отдыха
для понимания нового и решения учебных задач нужна помощь учителя или родителей
поручения в школе выполняет без особого желания и под контролем
на уроках пассивен
близких друзей среди одноклассников не имеет
знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период
Педагогический проект/ Тема: Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период. СОДЕРЖАНИЕ Введение...
Круглый стол «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»
Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется п...
Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в адаптационный период
Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Особенностью социально-психологической ...
Адаптационный период первоклассника, или первый раз в 1 класс.
Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанност...
проект "«Обеспечение успешности учащихся 5 классов в адаптационный период»
Данный материал является проектированием деятельности администрации школы, классного руководителя и учителей -предметников в адаптационный период учащихся 5 классов. Практическую ценность предст...
статья «Новые акценты адаптационного периода. Роль классного руководителя в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе». + презентация
Данный материал будет полезен заместителям директора по УВР и классным руководителям 5-х классов....
Первое родительское собрание в 5 классе "Адаптационный период пятиклассников"
Тема: «Адаптационный период пятиклассников»Цели:· расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;·...